Естественный отбор


Для российского бизнеса 2015 год станет проверкой на прочность в условиях острейшего дефицита точек роста в экономике. Евгений Козеренко окидывает деловой мир взглядом банкира и рассказывает, кому придется труднее всех.

21.07.2015




Ekozerenko_chosen
Евгений Козеренко

Руководитель корпоративного блока Промсвязьбанка

Кризис наносит удары почти по всем, один из самых болезненных получили импортеры, особенно те, чей бизнес сосредоточен на оптовой торговле. Это касается, например, поставщиков оргтехники. Дело в том, что вслед за ростом доллара и евро значительно подскочили цены на разные группы товаров. А в спросе на них возникла существенная пауза, поэтому у предприятий появилась проблема с оборотным капиталом.

Вторая отрасль, находящаяся в системном кризисе, – инфраструктурное строительство. Качество подрядчиков, работающих по государственным и бизнесзаказам, значительно ухудшилось. Слишком мало клиентов, финансовое состоя­ние которых не то что удовлетворительное, но хотя бы пригодное для кредитования.

Объем заказов сократился в силу того, что секвестрировались бюджеты и инвестиционные программы. Соответственно, рынок сузился, а конкурентная борьба только усиливается. Снизилась выручка компаний, при этом упала их маржинальность. Сильнее всего это ощутили клиенты с высокой долговой нагрузкой, у которых не было определенного запаса прочности. Многие из них не смогли пережить случившегося.

В нездоровую ситуацию попали автомобильные дилеры: существенно упал спрос и изменились предпочтения покупателей. Часть игроков вообще ушли, другие испытывают серьезное напряжение. Тех, кто переживет этот кризис относительно спокойно, совсем немного. На рынке останутся компании с достаточно большим объемом EBITDA, сформированным от автосервиса. У кого был хорошо поставлен сервис, тот гораздо легче переживет падение спроса, потому что найдет деньги хотя бы на обслуживание процентов по банковским долгам. Есть и такие клиенты, чьей доходности по этому виду деятельности хватит, даже если произойдет дальнейшее падение выручки. Но это, конечно, скорее исключение из правил.

По нашим оценкам, пик корпоративных дефолтов наступит чуть позже. Резкий скачок стоимости доллара/евро произошел в конце декабря, и финансовое состояние компаний еще позволяло работать. Первичные реструктуризации уже проведены, но многие из них сделаны на короткие сроки для выработки стратегий. Поэтому сейчас про­изойдут дефолты компаний, у которых кредиторы не увидели стратегической перспективы выжить в новых условиях.

Чудесных историй здесь быть не может, ведь для этого необходимы какие-то точки роста в экономике. Чтобы клиенты стали выбираться из кризиса, чтобы начало улучшаться их финансовое состояние, должны расти их выручка и прибыль, маржинальность бизнеса. Воплотить это в жизнь может лишь появление каких-то новых сегментов, обеспечивающих такие возможности.

Где хорошо

Согласно макроэкономической статистике, последние несколько лет объем инвестиций в основной капитал в России падает. Поэтому сегодня чувствуется острая нехватка точек инвестиционного роста, но они есть. Санкции создали благоприятную почву для предприя­тий агропромышленного комплекса (АПК). Финансовое состояние многих наших клиентов в этой отрасли улучшилось. Есть такие, чей EBITDA существенно вырос за год. Например, в некоторых мясоперерабатывающих компаниях. Как банк мы сейчас рассматриваем ряд проектов в АПК и его инфраструктуре. Гораздо лучше, чем год-полтора назад, чувствуют себя экспортеры. Многие из них получили дополнительную маржинальность. Этому способствуют в том числе меры государства по развитию экспорта. Мы, в частности, активно сотрудничаем с Российским агентством по страхованию экспортных кредитов (ЭКСАР).

Тем не менее существенного роста несырьевого экспорта, его доли в ВВП в ближайшие годы ждать не приходится. Такое возможно, только если наше технологическое развитие пойдет опережающими темпами. А для этого нужны серьезные структурные реформы в экономике.

Ключевой актив

2015 год – это год проверки на прочность. Те, кто научился управлять своими рисками и расходами, имеют гораздо больше шансов на выживание в текущих условиях. Проверку выдержат наиболее гибкие компании, умеющие принимать нестандартные решения. Поэтому ключевым активом, как и в 2014 году, как и всегда, остается интеллектуальный капитал.

Банки в такой ситуации станут чувствовать себя тем лучше, чем лучше будет российскому бизнесу. Здесь корреляция практически 100-процентная – так устроена наша работа, и так поставлены наши цели. Все поражения клиентов оборачиваются дефолтами и резервами кредитных организаций. И наоборот – успехи бизнеса равны качественному кредитному портфелю и стабильному развитию банков-партнеров. Мы, как никто другой в экономике, заинтересованы, чтобы у бизнеса все было хорошо.

Атлас

Материалы по теме



21.07.2015

Источник: SPEAR'S Russia #7-8(50)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз