Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/emigratsiya-nasledstva
Дата публикации 10.06.2009
Рубрики: Колонки , Идеи и рекомендации
Напечатать страницу


Эмиграция наследства


Вопрос наследования крупных состояний в России несет в себе серьезную угрозу для государства и общества. Решить ее можно, только изменив законы.

Img_1547
Александр Раппопорт

адвокат, управляющий партнер адвокатской конторы «Раппопорт и Партнеры»

Первая проблема с наследством в нашей стране заключается в отсутствии современной законодательной базы. Мы живем в обществе, ситуация в котором значительно отличается от той, что была 30–50 лет назад, и при этом почти все наши законодательные нормы – раритет, оставшийся с советских времен. Ничего из того, что касается института наследования, контроля над выполнением воли наследодателя, практически (за исключением одной-двух статей) не претерпело изменений с 1950–1970-х годов. А ведь чтобы закон работал, он, прежде всего, должен отражать социально-экономические реалии.

В частности, в случае с наследством существуют четкие нормы, согласно которым имущество, принадлежащее тому или иному человеку, может быть завещано по его желанию любому лицу, за небольшим исключением. Раньше это касалось вопросов достаточно ограниченных, связанных с передачей по наследству дома, машины, дачи. Когда же мы говорим о вещах более сложных, например о передаче по наследству бизнеса и дальнейшем контроле над ним, в рамках существующего правового поля просто невозможно обеспечить соблюдение всей полноты воли наследодателя. Невозможно выстроить алгоритм, который смог бы определить, каким образом должно происходить распоряжение имуществом не только одним наследником, но и всеми последующими поколениями. Нынешнее законодательство действует в рамках только одного поколения, и «перескочить» через него фактически невозможно (точнее, через одно еще можно – путем завещательного отказа, но через два-три – уже нет).

Это происходит, прежде всего, потому, что пока мы еще не сталкивались с наследованием крупных состояний. Мы только в преддверии той эпохи, когда начнут уходить владельцы больших капиталов и возникнет потребность в том, чтобы регулировать этот вопрос.

Вторая серьезная проблема вытекает из того, что в большинстве цивилизованных правовых обществ механизмы реализации воли наследодателя осуществляются через институт траста. В рамках траста вы можете не просто решить, кто и что должен получить, но и на долгие годы определить алгоритм, в соответствии с которым внутри вашего конкретного семейного комплекса будет функционировать механизм наследования, что неприемлемо в условиях действующего российского законодательства. И в чем же проблема? Уже сегодня можно наблюдать тенденцию, напоминающую ситуацию, в свое время произошедшую с бизнесом: когда нет комфортной правоприменимой базы для управления теми или иными процессами, их правовое регулирование происходит офшорно. С точки зрения и государства, и самих участников процесса, это крайне некомфортно, накладно, негативно. И то же самое сегодня происходит в области наследования. Государство еще не осознало, что оно столкнулось с серьезной проблемой: колоссальные состояния, которые создаются в России, в ближайшее время де-юре будут принадлежать не российским гражданам, а иностранным юрисдикциям, трастам, организациям, в которых наследодатель при этом будет чувствовать себя абсолютно комфортно.

Пока эти вопросы еще не стали острыми – просто потому, что потенциальные наследодатели, создавшие крупные состояния, живы, здравствуют u1080 и полны сил. Когда они начнут уходить, составлять законодательную базу будет уже поздно. И подобная ситуация грозит достаточно большими проблемами как для людей, которые с этим непосредственно столкнутся, так и для общества в целом. Поскольку, если не будет комфортных условий здесь, все имущество может просто перейти за пределы российской юрисдикции. И этот процесс сегодня уже начался.