Другое структурирование


Новая редакция законопроекта о контролируемых иностранных компаниях заставила Марата Савелова задуматься о выработке новых подходов к международному структурированию бизнеса.

05.08.2014




2
Марат Савелов

Управляющий партнер CONFIDERI Family Office

Недавние изменения, внесенные в законопроект о конт­ролируемых иностранных компаниях, существенно сузили спектр возможностей в области структурирования бизнеса с точки зрения разумного распределения налогового бремени. Основным изменением можно назвать переход от так называемого «черного списка» к «белому». Предыдущая редакция законопроекта предполагала обложение российскими налогами иностранных компаний только при условии, что такие компании контролировались из России и располагались в одной из юрисдикций, предусмотренных закрытым перечнем Минфина РФ («черный список»). Текущая редакция предполагает, что любая компания, контролируемая из России, облагается российскими налогами, если она не подпадает под одно из исключений, предусмотренных законопроектом («белый список»). В этой связи наибольший интерес для нашей темы представляют три вида организаций:

  1. Иностранная организация, акции которой прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких фондовых биржах.
  2. Иностранная организация, постоянным местонахождением которой является государство, включенное в перечень государств, обменивающихся информацией с российскими государственными органами, и эффективная ставка налого­обложения доходов (прибыли) такой иностранной организации, определяемая в соответствии с российскими правилами КИК, составляет 15% или более, то есть превышает 75% от ставки российского налога на прибыль (далее – «эффективная налоговая ставка»).
  3. Иностранная организация, являющаяся некоммерческой организацией или иной, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами или иными лицами.

Организации, акции которых прошли процедуру листинга или были допущены к обращению на фондовой бирже

Согласно законопроекту, если акции иностранной организации прошли процедуру листинга или были допущены к обращению на одной или нескольких фондовых биржах, их прибыль не подлежит налогообложению в РФ. Однако процедура листинга достаточно трудоемка, подра­зумевает значительные временные и финансовые затраты, а также соблюдение требований местного регулятора по раскрытию информации и предоставлению аудиторской отчетности за последние несколько лет, что существенно усложняет листинг для вновь зарегистрированных структур.

Организации, осуществляющие обмен налоговой информацией и расположенные в странах с эффективной налоговой ставкой

Один из основных критериев исключения из КИК – регистрация компании в юрисдикции, обладающей эффективной налоговой ставкой, а также имеющей соглашения об обмене налоговой информацией. Законопроект не уточняет, должен ли обмен быть автоматическим или по запросу, но с уверенностью можно утверждать, что такие популярные для структурирования юрисдикции, как БВО, Кипр и Ирландия, не могут быть использованы в контексте законопроекта, так как не обладают упомянутой ранее эффективной налоговой ставкой и не осуществляют обмен информацией. В то же время такие страны, как Сингапур и Люксембург, удовлетворяют вышеуказанным требованиям и могут стать ключевыми юрисдикциями для формирования международных структур.

В этой связи интересен вопрос возможности использования промежуточных (кондуитных) компаний. В соответствии с текущей редакцией законопроекта и письмом Минфина № 03-00-РЗ/16236 от 9 апреля 2014 года к транзитным компаниям не применяются налоговые льготы, если они не могут определять «экономическую судьбу» полученных доходов (также в расчет принимаются полномочия, функции организации и принимаемые ею риски в отношении дохода). Понятие «экономическая судьба» законопроектом четко не регламентировано, но можно предположить, что, если соответствующие денежные средства не распределяются вверх по цепочке компаний, а остаются на счету транзитной компании, такие обстоятельства можно считать возможностью определять «экономическую судьбу» дохода. В таком случае к транзитной компании будут в полной мере применяться налоговые льготы, а саму компанию можно будет использовать в качестве своего рода финансового инструмента.

Организации, не распределяющие прибыль

Исключение организаций, не распределяющих прибыль (в отличие от трастов, прямо упомянутых в законопроекте), из-под действия будущего закона открывает возможность для эффективного управления активами бенефициара через частные некоммерческие фонды (foundation, privatestiftung), широко распространенные в Австрии, Панаме и Лихтенштейне. По сравне­нию с трастами фонды начали свое действие относительно недавно, но за последние несколько лет популярность данных структур резко выросла.

Фонды нередко используются в качестве держателя и контролируемого распорядителя наследуемого имущества. Часто встречающимся способом использования фонда также является создание семейных фондов для управления и распределения активов семьи, пенсионных и иных накоплений, управления частными и публичными компаниями закрытого типа, хранения фидуциарных депозитов, акций, облигаций и прочих ценных бумаг, а также недвижимости и любого движимого имущества, такого как, например, предметы искусства и антиквариат.

Основное преимущество частного фонда в том, что согласно своему личному закону (будь то Панама, Австрия или Лихтенштейн) он является некоммерческой организацией, имеющей право заниматься коммерческой деятельностью, если это не противоречит целям его устава.

Именно некоммерческий характер этой структуры с учетом последних изменений, внесенных в законопроект («иностранная организация, являющаяся некоммерческой организацией или иной организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами или иными лицами, не признается контролируемой иностранной компанией» (Ст. 25 (5.3)), может позволить легитимно использовать данный инструмент при планировании распределения активов бенефициара, не подпадая под критерии КИК.

Однако практика может пойти по пути определения бенефициара не через юридические документы фонда, а через банковские формы, предоставляемые при открытии на фонд счета. Таким образом, необходимо обратить внимание на данный аспект при открытии счетов на фондовые структуры и заранее принять меры по снижению данного риска.

Признание иностранной компании налоговым резидентом РФ

Текущая редакция законопроекта сохраняет возможность добровольного признания себя налоговым резидентом РФ со стороны иностранной компании, контролируемой из России, но только если она имеет обособленное подразделение на территории РФ. На такую организацию не распространяются ограничения, применяемые к контролируемым иностранным компаниям, а сама компания становится плательщиком российского налога на прибыль организаций. Признание иностранной компании налоговым резидентом РФ может стать выходом для тех, кто использует международные структуры исключительно для целей оптимизации управления бизнесом. В то же время следует заметить, что законопроект не регулирует налоговые последствия признания иностранной организации налоговым резидентом РФ в отношении каких-либо налогов, кроме налога на прибыль организации. Данный пробел является зоной риска и требует более детальной проработки законодателем.

Уход от классики

Каким бы ни был финальный вариант законопроекта, всегда могут оставаться технические возможности для выбора юрисдикции, по формальным признакам не подпадающей под новые правила. Но в выигрыше может остаться именно тот, кто вовремя распо­знает глобальное смещение не только российского, но и мирового тренда от нераскрытия информации к ее раскрытию и изменит свою структуру путем использования в ней «белых» юрисдикций для целей будущего декларирования.

Возможно, стоит задаться вопросом, какую именно структуру раскрывать и как к этому правильно подготовиться.

Атлас

Материалы по теме



05.08.2014

Источник: SPEAR'S Russia №7-8(40)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз