Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/doverie
Дата публикации 16.03.2012
Рубрики:
Напечатать страницу


Доверие


«Траст» (trust) в переводе с английского – «доверие». Но стоит ли доверять свое имущество третьим лицам, скрывающимся под такой вывеской? Игорь Ищенко отвечает: «Да».



Игорь Ищенко – глава подразделения
wealth management Русского
Коммерческого Банка (Кипр)
Лимитед.

Просто это другой способ управления своим капиталом и имуществом. Жизнь вообще очень сложная и непредсказуемая штука. Обычно мы даже не задумываемся об этом, особенно с учетом того, что большинство успешных предпринимателей, да и просто успешных людей в нашей стране относительно молодого возраста. Ну, скажем, 35–40, максимум 50 с небольшим лет. И, естественно, большинство из них не предполагают в ближайшие годы прекратить активную деятельность и, как следствие, активное управление своим капиталом.

Жизнь, к сожалению, как говорят, богаче…

Как я понимаю, в том смысле, что может произойти всякое. И вы считаете, что траст способен как-то помочь если не с самими неожиданными событи­ями, то в ситуации, которая сложится, например, после смерти клиента? То есть траст является как бы другой формой завещания?

Я бы не стал смотреть так пессимистично и только с этой точки зрения. Мы желаем нашим клиентам здоровья и долгих лет жизни. Ведь, как для любого банкира, клиенты являются нашим главным достоянием, и мы ни в коем случае не хотим их терять.

Если серьезно, то все несколько сложнее, не так прямолинейно. Мы воспринимаем траст – и передаем это восприятие нашим клиентам – как способ организации личного пространства, своего и своего ближайшего окружения, использование профессионального трастового управляющего для улучшения структуры управления капиталом и имуществом семьи. Семьи в широком смысле слова, включающей в себя не одно-два, а три и даже четыре поколения. Смотрите, сегодня у нас есть первые семейные капиталы, но даже если основной вклад в их создание внесло среднее поколение, как раз наши ровесники, то пользуются этим капиталом не только они сами и их дети, но и родители. Это как минимум. А на самом деле еще целая группа зависимых лиц: родственники, друзья… Мы так устроены, и это особенность нашего менталитета.

Так вот, все это управление денежными потоками, организация распределения доходов от капитала для удовлетворения нужд и потребностей наших близких, собственно управление той частью капитала, которая предназначена для генерации такого потока, управление личными средствами и личным имуществом – вот вся эта махина требует времени и усилий. И если поначалу все это можно организовать самому, потом, с ростом основного бизнеса и загруженности на основном месте работы, возможностей становится все меньше и уже необходим помощник.

Вот здесь мы и говорим об учреждении траста и собственно трастовых услугах.

А почему, собственно, траст? Почему не нанять просто управляющего, такого помощника, который все организует и сделает?

Можно нанять и управля­ющего. Тем более это в русской традиции: помните, во всей классической русской литературе, описывающей быт помещиков, обязательно присутствует управляющий имением? Этакий дядька, который и засев организует, и оброк соберет, и гувернера найдет. Да и сейчас на первом этапе без него не обходятся. Сначала, как правило, такой «управляющий» работает у владельца капитала и по мере роста благосостояния все больше сосредотачивается только на управлении личным имуществом и всем, что с этим связано. В какой-то момент наступает следующий этап: появляются отдельные инвестиционные управляющие, консультанты по налогам, юристы… И роль «управляющего» меняется: он все больше сосредотачивается на управлении сотрудниками, которые, в свою очередь, уже занимаются собственно управлением активами или организацией структур для приобретения собственности. Ничего не напоминает?

Ну, пожалуй, это похоже на самостоятельный бизнес-проект…

Правильно, фактически создается самостоятельный бизнес по управлению личным капиталом, однако мало кто осознает это. Редко кто из владельцев капитала задумывается о стоимости этого «бизнеса», потому что, как правило, расходы на его содержание ложатся на основной бизнес. При этом отсутствие четко сформулированных требований к этому «бизнесу» и разрозненный характер активов требуют значительного вовлечения самого владельца капитала в процесс такого управления: оно становится меньше, но требует по-прежнему постоянного личного участия. Поэтому у владельца капитала остается ощущение, что это не отдельный бизнес – это он сам всем управляет. На самом деле это совсем не так.

Как видите, мы приходим к тому, что управление личным капиталом требует нормального бизнес-подхода. Фактически это услуга, которую можно оказывать самому себе или приобретать на рынке. Осознание этого факта приводит к следующему логическому шагу: структурированию и выделению бизнеса по управлению личным, отличным от предпринимательского, капиталом. Собственно, этим и занимаются компании и банки, специализирующиеся на оказании услуг wealth management, в том числе и наш банк.

То есть вы предлагаете вашему клиенту не создавать собственный бизнес, неся все затраты по его содержанию, а воспользоваться готовыми бизнес-решениями. Но тогда получается, что владелец капитала, воспользовавшись услугами wealth management, теряет контроль над процессом управления своим капиталом, ведь решения будет принимать управляющий, работающий, например, в вашем банке?

Не совсем так. Начнем с того, что wealth management не предполагает замены владельца капитала и доверенных лиц, которые помогают ему в управлении. Это инструменты организации бизнеса по управлению личным капиталом. Они могут быть относительно простыми, как в private banking: фактически управление ликвидными активами и их агрегированный учет. Возможно использование более сложных инструментов – учета и управления активами клиента и его потребностями в рамках так называемого семейного офиса. Наконец, можно расширить набор используемых инструментов, добавив трастовые услуги, то есть предоставить владельцу капитала возможность полностью передать управление, в том числе и представление его интересов в инвестиционных проектах и основном предпринимательском капитале, профессиональному трастовому управляющему.

Инструментов много, но они не отменяют участия владельца капитала в их выборе, контроле над де­ятельностью управляющих, а самое главное – в определении основных правил, по которым будет происходить управление активами, распределение доходов. Более того, именно владелец капитала и определяет все эти основные правила, а управляющие их только реализуют.

Есть еще один важный момент. Большинство владельцев капитала не имеют собственного семейного бизнес-плана, если его можно так назвать. Они редко задумываются – да, в общем, и нет на это особенно времени – о том, сколько капитала необходимо выделить для обеспечения определенного уровня потребления, как его отделить от других активов, подверженных предпринимательскому риску, какие долгосрочные цели должны покрываться этим капиталом и как он должен распределяться в том или ином случае. Учреждение управления капиталом, будь то передача его в управление банку или трастовому управляющему, как раз и позволяет сформулировать эти вопросы и получить на них (кстати, далеко не всегда сразу) ответы.

Все, что вы говорите, в целом правильно. Но непонятно, в чем преимущество траста и зачем он нужен, если можно просто заключить договор управления активами. Притом, насколько я понимаю, при учреждении траста необходимо отдавать кому-то свое кровное, поскольку в этом случае собственником становится трастовый управляющий?

Вы абсолютно правы. Добиться тех же целей эффективного управления семейным капиталом можно и с использованием более простых инструментов wealth management, не обязательно трастов. Мы, собственно, всегда предлагаем клиентам несколько вариантов управления семейным капиталом в зависимости от их целей и предпочтений. По нашему мнению, траст необходим в том случае, когда нужно обеспечить единство активов, составляющих семейный капитал, а также добиться непрерывности владения и управления этими активами.

В первом случае речь идет о консолидации и реструктуризации различных активов, которые – и в этом одна из особенностей нынешнего российского уклада – формировались, как правило, несколько хаотично и бессистемно. В большинстве случаев недвижимость может быть оформлена в разных странах на разных членов семьи или иных аффилированных лиц, полученные доходы могут быть также относительно случайным образом распределены по различным компаниям и юрисдикциям. Собственно, в процессе создания траста все эти разрозненные активы или их часть (в зависимости от выбора владельца капитала) можно и нужно консолидировать, передав трастовому управляющему.

Возвращаясь к вопросу «отдачи кровного», поскольку он наиболее уместен как раз при обсуждении учреждения траста и консолидации активов на управляющем, мы не видим здесь какого-то особенного риска для владельца капитала. Активы передаются профессиональному управляющему, связанному к тому же четкими правилами управления активами, которые прописываются при учреждении траста. При этом надо иметь в виду (такова наша реальность): зачастую активы и так находятся на «номинальных» владельцах, поэтому их передача компании, которая специализируется на предоставлении таких услуг, точно не повышает риски клиента. Кроме того, при учреждении траста можно задействовать механизмы, которые позволят владельцу капитала сохранить контроль над деятельностью управляющего. Так что «отдача кровного» в данном случае позволит скорее структурировать и улучшить качество владения.

Гораздо важнее, с нашей точки зрения, для управления семейным капиталом как раз то, что активы, переданные в траст, юридически и по праву собственности отделяются от иных активов, принадлежащих владельцу капитала, и таким образом формируют семейный капитал, который защищен от предпринимательских и иных подобных рисков учредителя траста. То есть траст формирует фактически неизымаемый резервный капитал для семьи учредителя траста. И с этой точки зрения «отдача кровного» гораздо важнее.

Вы сказали, что траст обеспечивает «непрерывность владения» семейным капиталом. Что это значит?

Да, это второе важное преимущество траста перед другими способами управления семейным капиталом.

Непрерывность владения и управления активами, переданными в траст, подразумевает, что не требуется каких-либо дополнительных действий для осуществления прав бенефициаров траста (то есть получения дохода от семейного капитала или доли в таком капитале, пользования определенными активами) в случае наступления каких-либо событий. Причем не только негативных событий, например смерти учредителя траста. Но и вполне себе позитивных, скажем рождения еще одного ребенка в семье. При учреждении траста могут быть определены как все существенные условия наследования или распределения доходов или долей в семейном капитале в этом случае, так и порядок действий управляющего трастом при других событиях. Конечно, всего предусмотреть, наверное, нельзя, но, например, избежать сложной судебной процедуры вступления в наследство возможно.

Кстати, достаточно распространено мнение, что в основном трасты используются для оптимизации налогообложения или защиты собственности при разводе. Верно ли это?

И да и нет. Точнее, траст можно использовать и для оптимизации налогообложения (особенно в странах с высокими налогами на наследство, к которым Россия не относится), и для защиты активов, причем не только при разводе, но и, например, при попытках рейдерского захвата активов. Это же один из инструментов управления капиталом. Поэтому его можно применять творчески, но в рамках закона. В конце концов, автомобиль изобрели для перемещения из одного пункта в другой, а используют для самых различных, иногда и не совсем положительных целей…

С нашей точки зрения, траст позволяет структурировать семейный капитал, обеспечить непрерывность его владения и защитить его от предпринимательских рисков учредителя траста. Это позволяет по-новому, на независимом экономическом фундаменте, выстроить отношения в семье, состоящей из нескольких поколений, и обеспечить для ее членов необходимый уровень дохода и использования имущества для достижения определенных целей при различных внешних событиях.

И в завершение практический вопрос: как можно учредить траст? Что вы посоветуете?

(Улыбается.) Ну что я должен посоветовать? Обратиться в Русский Коммерческий Банк (Кипр) Лимитед и воспользоваться услугами его трастовых компаний, зарегистрированных на Кипре и острове Джерси. Наши отделения есть на Кипре в Никосии и Лимасоле, а представительства – в Москве и Лондоне. Ну, собственно, именно это и советую – мы вам все организуем.

А если серьезно, то практическая постановка вопроса требует долгого и тщательного разговора с учредителем траста, в котором обговариваются все его существенные пожелания, начиная от размера и целей траста, предполагаемого состава активов и заканчивая тем, кто будет бенефициарами и резидентами каких стран они являются. В зависимости от этой беседы и возникает некая «дорожная карта», в соответствии с которой разрабатывается предложение по юрисдикции и прочим аспектам траста. Управление семейным капиталом не бывает одинаковым, как и не бывает одинаковых семей.