Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/dotyanutsya-do-zvezdy
Дата публикации 26.01.2011
Рубрики: Тренды
Напечатать страницу


Дотянуться до звезды


Доходы российских звезд футбола, хоккея, тенниса, баскетбола вышли на тот уровень, который делает их крайне привлекательными для индустрии private banking. Однако этот сегмент неимоверно сложен в работе в силу своей специфики и требует выработки нестандартных подходов, считают Александр Войтюк и Елена Хуторных.


Доступ к телу

Российский спорт полон миллионеров. Даже не беря в расчет таких выступающих и живущих за границей суперзвезд, как теннисистка Мария Шарапова (годовой доход по подсчетам Forbes – 25 млн долларов), хоккеист Александр Овечкин (12 млн долларов), футболист Андрей Аршавин (8,3 млн долларов), мы все равно обнаружим достаточно молодых хайнетов. Например, Игорь Акинфеев из ФК ЦСКА и Александр Кержаков из ФК «Зенит» в сезоне 2009/2010 заработали по 3 млн долларов.

Футбольный агент Олег Яровинский (среди его клиентов Юрий Жевнов ФК «Зенит», Мартин Яранек FC Birmingham, Марек Чех ФК «Локомотив») отмечает, что за последние годы уровень доходов спортсменов в России вырос в несколько раз. «Сейчас у нас, по сути, первое поколение футболистов, которые получают большие гонорары. Еще семь лет назад, в 2003-м, у игроков были совершенно другие заработки. И даже контракты пятилетней давности – это небо и земля по сравнению с сегодняшним уровнем».

Неудивительно, что крупные банки и управляющие компании, имеющие в своей структуре подразделения wealth management, пытаются закрепиться на этом рынке и расширить клиентскую базу за счет звезд.

«Спортсменов, как и всех остальных клиентов, в первую очередь интересуют надежность банка, удобство и высокое качество обслуживания», – рассказывает первый заместитель председателя правления М2М Private Bank Владимир Зражевский. Этого, однако, не всегда бывает достаточно для установления отношений.

ТрансКредитБанк на протяжении длительного времени сотрудничает с ФК «Локомотив». «Ряд членов клуба обслуживаются у нас как VIP-клиенты, пользуются услугами рrivate banking. Практика показывает, что многие спортсмены даже после смены клуба остаются нашими VIP-клиентами и успешно пользуются всем спектром предлагаемых услуг», – рассказывает руководитель private banking ТрансКредитБанка Сергей Беседа. При этом он отмечает, что среди их клиентов есть также футболисты других клубов Российской премьер-лиги, в том числе игроки основного состава сборной России.

О том, что у них обслуживаются представители большого спорта, говорят в УК «Тройка Диалог» и УК «Капиталъ». «Все клиенты появились у нас благодаря личным знакомствам сейлз-менеджеров с тренером или агентом либо с самим спортсменом, – объясняет старший вице-президент УК “Капиталъ” Дмитрий Богданов. – По нашему опыту, обратиться в ту или иную компанию спортсмену советует тренер, причем исходя из своего собственного опыта. Ведь наставники – сами бывшие спортсмены, которые и в прошлом, и на тренерской должности неплохо зарабатывают и могут пользоваться нашими услугами».

В отличие от клиентов private banking и wealth management из числа владельцев бизнеса и топ-менеджеров, звезды, как правило, дости­га­ют пика своих доходов в раннем возрасте, но длится счастливый этап непродолжительное время. Это связано со сравнительно низким уровнем финансовой грамотности, недоверием к сложным финансовым инструментам и к самим консультантам, а также с отсутствием опыта накопления личных сбережений.
По словам директора Private Banking УК «Тройка Диалог» Алексея Голубых, профессиональные спорт­смены составляют особую категорию клиентов в их компании. «Специфика работы с ними заключается в том, что они, как правило, относительно слабо разбираются в инвестициях, полагаясь обычно на рекомендации ближайшего окружения – менеджеров, родителей, тренеров, старших коллег – и личные связи», – отмечает он.

О том же говорит и старший вице-президент УК «Капиталъ» Дмитрий Богданов: «Многие спортсмены не являются искушенными финансистами и любителями сложных финансовых продуктов, а главное – им некогда этим заниматься, большую часть времени они проводят на сборах, тренировках и соревнованиях. Мы не пытаемся предлагать им хедж-фонды, обычно из инвестиционных продуктов они предпочитают те, у которых максимально прозрачные условия, – например ПИФы».

Алексей Голубых напоминает, что вокруг богатых и известных людей, как правило, появляются жела­ющие на них заработать: «И эти желающие (конечно же, я не говорю об агентах и тренерах) так негативно относятся к компаниям, предлагающим профессиональные финансовые услуги, что спортсмены действительно становятся одной из самых сложных категорий клиентов».

Агенты влияния

Специфика работы wealth-менеджеров по привлечению и удержанию состоятельных спортсменов, по мнению банкиров и управляющих, состоит в том, что эта категория представлена, как правило, очень молодыми людьми, имеющими минимальный опыт в принятии самостоятельных решений в области финансов. Подавляющее большинство атлетов в начале карьеры проживают значительную часть своих гонораров. Уровень осознания того, что нужно откладывать сбережения, управлять накоплениями, приходит постепенно.

Владимир Зражевский в связи с этим указывает на длительный и дорогостоящий процесс подготовки спортсмена к профессиональной карьере: «Многих молодых спортсменов ведут сейчас родители – для них карьера сына или дочери определяет зачастую статус всей семьи. Поэтому они работают, ездят с детьми на тренировки и семинары за рубеж, управляют финансовыми потоками, как в семейном бизнесе».

Некоторые зарубежные теннисные школы, по его словам, обучают воспитанников в обмен на солидную часть от будущих призовых и контрактов. «При этом надо понимать, что содержание спортсмена, особенно в индивидуальных видах спорта, обходится недешево, – продолжает первый заместитель председателя правления М2М Private Bank. – Годовой бюджет теннисиста составляет около 100 тыс. долларов, нужно вкладывать в массажистов, спарринг-партнеров, тренеров, агентов и подготовку, чаще всего за рубежом».

Вместе с родителями важную роль в финансовых вопросах спортсмена нередко играет его агент. «Многие из них принимают участие в размещении денег, в том числе в бизнес, и лишь некоторые тренеры делают то же самое, особенно за рубежом. Спортсмены – публичные люди, и большинство банкиров имеют возможность напрямую знакомиться с ними», – делится наблюдениями заслуженный тренер СССР Анатолий Бышовец.

«Безусловно, ситуации, когда футболисты спрашивают, куда им вложить свои средства, бывают, и очень часто, – согласен с ним футбольный агент Олег Яровинский. – Они прекрасно осознают, что деньги должны работать. Правда, спортсмены к инвестициям относятся очень настороженно. Они слишком многого не знают, да и агенты многого не знают об этом рынке, поскольку для этого надо обладать определенным опытом и понимать, где рисков больше, а где меньше».

Сами банкиры, конечно, не упускают при случае возможности наладить контакты такого рода. «Да, мы общаемся с агентами, это общепринятая мировая практика. В этом смысле клиенты-спортсмены не отличаются от всех остальных – делами многих занимаются представители, финансовые советники», – говорит Зражевский.

В случае содействия по привлечению своего подопечного в банк агенту не приходится рассчитывать на финансовое вознаграждение. «На моей практике каких-то комиссионных тренерам или агентам за то, чтобы они посоветовали спортсмену воспользоваться услугами нашей компании, не было», – отмечает старший вице-президент УК «Капиталъ» Дмитрий Богданов.

Однако не все участники рынка wealth management считают разумным использовать агентов для поиска новых клиентов из числа восходящих звезд. «Если говорить о способах привлечения спортсменов, то работа через агентов – самый, на мой взгляд, неудачный путь, – уверен Алексей Голубых. – Во-первых, я все же предпочитаю общаться с потенциальными клиентами персонально, а во-вторых, многие агенты, которые, кстати, часто приходят в этот бизнес из околофинансовой сферы, заинтересованы управлять деньгами своих подопечных самостоятельно и вовсе не хотят быть просто звеном, передающим средства спортсмена в доверительное управление и предоставляющим ему регулярные отчеты. Именно поэтому переговоры с агентами, как правило, не приносят результата».

Свой среди чужих

Определенное преимущество в этой борьбе за клиента имеют банки, обслуживающие ведущие спортивные клубы России. «Как и у остальных клиентов, важную роль в выборе банка может сыграть то, что у него там открыт зарплатный счет. Позже он может обратиться в этот банк и за другими традиционными финансовыми услугами», – объясняет Дмитрий Богданов. Такого же мнения придерживается Анатолий Бышовец, приводя в пример обслуживание футбольного клуба «Динамо» в ВТБ и «Локомотива» в ТрансКредитБанке.

Между тем, как и в работе по привлечению состо­ятельных бизнесменов и топ-менеджеров, важное значение имеет репутация частного банка или специализированного wealth-подразделения универсального банка, управляющей компании. Практически безотказно действуют личные рекомендации довольных клиентов.

«При выборе спортсменом банка или управляющего большую роль играет сарафанное радио, – говорит Владимир Зражевский. – Причем среди тех людей, которым они доверяют, – это, как правило, очень ограниченный круг. Спортсмены не склонны доверять посторонним».
Задачу банкиров несколько осложняет то обстоятельство, что нынешние звезды спокойнее реагируют на инвестиции в реально работающий бизнес, нежели финансовые инструменты. Причем, как правило, речь идет о начинаниях их друзей. «Очень часто – хотя это не афишируется – спортсмены предпочитают открывать небольшие бизнесы или инвестировать в бизнес своих знакомых. И все они очень любят ресторанный бизнес», – делится своим мнением Анатолий Бышовец.

Об этом же говорит футбольный агент Олег Яровинский: «Игроки, даже те, которые продолжают выступать, действительно интересуются бизнесом. Магазины, рестораны – это привлекательные для них сектора». В качестве примера Яровинский приводит нападающего «Локомотива» Дмитрия Сычева, у которого есть свой ресторан в столице, а также братьев Березуцких из ЦСКА, имеющих долю в сети московских магазинов «Футбол-Премьер».

Важную роль в изменении финансовых предпочтений российских звезд могла бы сыграть разъяснительная работа со стороны частных банков. «Есть краеугольный камень, который мешает превратить спортсменов в постоянных клиентов управля­ющих, – говорит Олег Яровинский. – В private banking у нас рискуют идти только те, кто сам разбирается в финансах, так как они понимают риски и будут следить за развитием ситуации, чтобы вовремя выйти из проекта или управлять процессом». По мнению агента, общаясь с футболистами, нужно рассказывать обо всех возможных последствиях достаточно откровенно. «И тогда либо они захотят рискнуть, понимая, на что идут, либо не захотят, – поясняет он. – Ведь деньги достаются им тяжелым трудом. Кроме того, большинство понимает, что годы активной карьеры недолги, а потом на заработанные средства придется жить». Яровинский считает, что выправить ситуацию можно с помощью встреч с командами, на которых бы разъяснялись различные способы инвестирования. Но ни о чем подобном он не слышал.

Со своей стороны, Алексей Голубых говорит, что «Тройка Диалог» ведет подобную работу: устраивает публичные семинары по своим продуктам. А Дмитрий Богданов из УК «Капиталъ» полагает, что банки и управляющие могут заинтересовать звезд спорта в первую очередь такими услугами, как налоговое консультирование и совершение разного рода платежей от их имени, в том числе за рубеж.

Все участники этого процесса, от спортсменов-миллионеров до банкиров, признают, что никакой отлаженной и всем понятной методологии взаимодействия между ними пока не существует. Но они сходятся еще в одном пункте – принципиальной важности репутации. Зарабатывать ее в кругу футболистов, хоккеистов или теннисистов нужно практически с нуля. Тот, кто подойдет к этой работе системно и научится ладить с непростыми во всех смыслах клиентами, имеет шанс получить в будущем медаль самой высшей пробы.


Депозиты вместо акций

Российские состоятельные спортсмены, все-таки пришедшие в private banking, относятся к крайне консервативной категории клиентов и в основном отдают предпочтение депозитам. Банкиры объясняют такое положение тем, что звездам спорта часто важен оперативный доступ к своим накоплениям, другими словами, ситуация заставляет их выбирать вклады с возможностью частичного снятия средств. Это позволяет достаточно свободно распоряжаться деньгами и получать относительно высокий процентный доход.

Атлас


Источник: SPEAR’S Russia