Дом с провенансом


Люси Инглис – об истории продаж английских поместий и в английских поместьях: через какие испытания прошел рынок родовых гнезд в Великобритании, кому помешал ценный мусор из дорогих домов и какой аукцион по вине принца Чарльза стал самым большим разочарованием для покупателей недвижимости.

24.09.2013





Торговля поместьями в Британии рождает легенды одну за другой, агенты и коллекционеры до сих пор только и думают, что о Ментморе, Шруб­ландсе, Бенакре и Хоутоне, а в провенансах многих шедевров искусства вместо фамилии владельца указано место – какое-нибудь поместье, конечно же, – где они хранились. Динамика продаж постоянно менялась на протяжении всего прошлого века, отражая тенденции во вкусах, кочевание британского капитала и общие настроения в обществе. С течением времени на специальных мероприятиях миллионы предметов из проданных поместий переходили из рук в руки.

Одним из последних таких аукционов, хоть он и не вписался в стены чьего-либо поместья, стала продажа имущества Марка Бирли, исполненного холостяцкого духа, состоявшаяся в марте на Sotheby’s. Общая сумма от продажи лотов составила 3,9 млн фунтов, что сильно превысило максимальный эстимейт.

Подобная традиция зародилась в 1720 году в Лондоне, когда была продана коллекция Арундела из Тарт-Холла после смерти Генри Чарльза Говарда. Причиной продажи стали все три обычных для таких случаев фактора: нужда, смерть и развод. Торги проходили прямо на месте и включали такие лоты, как «золотая брошь с рубинами, принадлежавшая королеве Елизавете, продана за 27 фунтов 6 шиллингов», «кинжал Генриха VIII с отделкой яшмой и золотом, продан за 43 фунта 1 шиллинг, куплен сэром Эндрю Фонтейном для принца» и «многие другие удивительные и необычные редкости, чьи описания слишком утомительны». Вскоре Тарт-Холл снесли, а подобные продажи не происходили дольше века – вплоть до момента, когда на Christie’s выставили сокровища Фонтхиллского аббатства.

Этим событием история обязана Уильяму Бекфорду. В 1770 году десятилетний Уильям унаследовал состояние в 1 млн фунтов, земли в Фонтхилле в Уилтшире и четыре плантации на Ямайке. Впос­ледствии, несмотря на нежные чувства к своей жене, он стал завсегдатаем в мужском борделе в Линкольнз-Инн, где привносил разнообразие в свою сексуальную жизнь. Недостаток осторожности привел к скандалу, и ему ничего не осталось, кроме как переехать с женой и дочерью на континент. Там Бекфорд предался страсти к собиранию предметов искусства, чем и прославился среди коллекционеров всего мира.

Домой он вернулся вдовцом и заперся в Фонтхилле, переделав его в гигантский готический особняк, описанный Уильямом Хэзлиттом как «пустыня величия, сверкающая бессмыслица вымученной бесполезности». Тем не менее коллекция в Фонтхилле включала в себя работы Рафаэля, Липпи, Беллини и Веласкеса наряду с ранними картинами Тернера и Блэйка. Постепенно состояние коллекционера улетучивалось, и в 1822 году Бекфорд выставил Фонтхилл на продажу со всем содержимым. В Christie’s напечатали более 70 тыс. каталогов, которые были проданы по гинее за штуку. Чтобы попасть на торги, необходимо было предъявить только каталог, и на мили вокруг места продажи яблоку негде было упасть. Впрочем, красивый, но плохо построенный Фонтхилл вскоре обрушился.

Вырождение аристократии

Девяносто лет спустя состоялась первая из крупнейших продаж XX века: Трэнтхем-Холл, резиденция маркизы Стаффорд. С молотка ушли не только предметы интерьера. В мае 1912 года издание Country Life опубликовало рекламу, в которой за 200 фунтов предлагались балконная ограда и вазы с крыши. После торгов просторный дом снесли, когда люди из Сток-он-Трента, которым он достался в дар от владельца, сочли здание слишком дорогим в содержании. Затяжной упадок сельского хозяйства ознаменовал рост расходов, притом рента и доходы остались на том же уровне, так что налог на прибыль касался скорее инвестиций, чем жалованья. Неожиданно загородный дом стал не только символом достатка, но и ярмом на шее своего владельца. Мировые войны тоже заметно повлияли на британские загородные дома. Некоторые были реквизированы и остались без должного ухода, а иногда и попросту без владельца – за первые шестнадцать месяцев Первой мировой войны погибли 800 представителей знатных семей. В 1916 году Vanity Fair заявил, что аристократия изменилась навсегда: «Изменилась вся социальная структура Британии… Когда юные графы и герцоги вырас­тут, они обнаружат, что их когда-то столь значимый титул – пережиток древнего и устарелого уклада». Погибли не только землевладельцы, но и множество молодых наследников. В 1921 году Jackson-Stops представили покупателям более 3,7 тыс. лотов из коллекции предметов искусства в итальянском стиле из Стоу, одного из самых изящ­ных палладианских домов Британии. Это был первый симптом гигантского выброса предметов искусства на мировой рынок.

Поместья-призраки

К концу Второй мировой войны редкие поместья остались нетронуты и обитаемы. Налог на имущество был введен в середине XIX века, и его дважды поднимали, чтобы собрать деньги на военные кампании: так, ставка была увеличена до 65% в 1940 году и потом еще раз – в конце войны. Владельцы одного из самых крупных поместий, Уэнтуорт-Вудхауз в Йоркшире, из-за финансовых проблем были вынуждены в 1948 году обратиться в Sotheby’s, и как результат – на месте было продано более 2 тыс. лотов, за чем последовала распродажа тонкой керамики в Лондоне. В 1950-х финансовая ситуация немного улучшилась, и новая Британия наблюдала резкие перемены в социальном происхождении ценителей произведений искусства. Тогда коллекционирование рассматривалось не как часть стиля жизни, а как символ успешности. Оставшимся представителям чахнущей аристократии пришлось встретиться лицом к лицу с суровой реальностью: либо продавать предметы по одному алчущим покупателям, либо сразу пустить все с молотка и окончательно выйти из игры.

Опустошенные поместья уже были не домами, но дорогостоящими памятниками увядшему прошлому, а к 1955 году каждую неделю сносилось уже хотя бы по одному поместью. В результате в течение всего XX века их было потеряно около тысячи. Аукционы проводились один за другим, а лоты отражали увлечения своих владельцев, живших не просто в другое время, но в другом мире. Каждые такие торги были «продажей последнего знаменитого поместья». Предметы заполонили рынок, и торговля искусством и антиквариатом процветала на фоне продолжавшегося экономического подъема.

В 1977 году состоялась продажа одного из пос­ледних поместий – Ментмор-Тауэрс в Бакингемшире. Оно было построено ценителем изящ­ных искусств бароном Майером Ротшильдом в качестве загородного хранилища для своей коллекции, проект был завершен в 1854 году. Когда в 1970 году граф Розбери, сраженный смертельным недугом, предложил государству купить и дом, и коллекцию за 2 млн фунтов, лейбористское правительство от сделки отказалось и потребовало у графа дарственную. Девяти­дневные торги на Sotheby’s в 1977 году собрали 6 млн фунтов. Среди проданных ценностей были выдающиеся произведения искусства, созданные за последние пять веков. Богатых людей на торгах собралось так много, а время так поджимало, что сотрудники Sotheby’s просто выкидывали то, что казалось им бытовым мусором, например счета и ножи для разрезания бумаги с монограммами, а местные жители приезжали с тачками и разбирали выброшенное.

Чердачные распродажи

Увлечение «мусором» из поместий стало с тех пор лишь популярнее, и теперь ни одна усадебная распродажа больше не обходится без набора очаровательных странностей с чердака; кульминацией этого тренда стала «Чердачная распродажа» в Чатсуорте, на которой было выставлено более 1,4 тыс. лотов. Фильмы «Госфорд-парк» и «Аббатство Даунтон» только подогрели интерес к загородному уюту, и если раньше покупатели приезжали в поместья, чтобы купить Фрагонара, Гейнсборо или, к примеру, геральдическую фигуру из дельфтского фаянса, то сейчас даже ветхая, изъеденная червями лодка становится предметом вожделения уже потому, что она из Чатсуорта.

Плотный поток товаров, не иссякавший десятилетиями, к концу XX века начал редеть, и огромное количество покупателей устремили свой взгляд в сторону Дамфрис-Хауза. Поместье оставалось нетронутым с 1800 года, поэтому в Christie’s им занялись и опубликовали каталог, разлетевшийся по перекупщикам и частным коллекционерам. В июне 2007 года, за две недели до аукциона, консорциум во главе с принцем Чарльзом решил сохранить поместье для нации. Это была одна из величайших продаж на рынке английских поместий, которой не суждено было состояться.


Люси Инглис (Lucy Inglis) – историк, писатель, автор книги Georgian London (Viking), выходящей в сентябре 2013 года.

Атлас

Материалы по теме



24.09.2013

Источник: SPEAR'S Russia

Комментарии (1)

Carlos 16.01.2014 07:36

Many many quatliy points there.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз