Долгожданные новости о наследственной реформе для миллионеров
Антон Андреев – о непростой работе депутатов над полезным юридическим инструментом, о допущенных ошибках и о попытках их исправить.

Hаследственная реформа 2018–2019 годов была призвана изменить «советские» правила оформления наследства и создать юридические механизмы эффективной передачи будущим поколениям крупных состояний, бизнесов и других сложных активов, требующих профессионального управления. В результате наше законодательство обогатилось новыми юридическими инструментами, особое место среди них занял наследственный фонд. Инструмент, которого многие ждали, особенно когда доступ к трастам оказался ограничен «диаметром иглы» и не для всех интересен. В любом случае в составе многих крупных российских состояний достаточно активов, находящихся в России физически. Это большие объемы различной недвижимости, имущественные комплексы многопланового назначения, действующие бизнесы, доли в партнерских проектах. Безусловно, все это требует своего места в наследственном плане владельца. По мировой статистике, до 70% компаний «не выживают» при смене поколений, и российский бизнес вряд ли станет исключением. Опыта преемственности крупных состояний, и особенно бизнесов и других, требующих профессионального управления активов, у российских предпринимателей еще нет.
Приключения мистера Х
Четыре года назад законодатель внял требованиям времени и разрешил создавать наследственные фонды. Хороший инструмент, который обеспечивает быстрый переход наследства к людям, выбранным владельцем состояния, заранее указанным в завещании. Наследственный фонд создается после открытия завещания по заявлению нотариуса или по решению суда, если нотариус забудет или не захочет.
Основные «потребительские характеристики» наследственного фонда:
- имущество фонда формируется при его создании из имущества наследодателя и согласно его воле. Фонд может пополняться в ходе осуществления деятельности;
- устав фонда и условия управления фондом не могут быть изменены после его создания без решения суда;
- выгодоприобретатели фонда могут войти в состав высшего коллегиального органа, но не в исполнительные органы;
- единоличным исполнительным органом фонда или членом коллегиального органа может выступать физическое или юридическое лицо;
- информация о выгодоприобретателях может быть закрытой;
- выгодоприобретателями не могут быть коммерческие организации;
- права выгодоприобретателя не передаются по наследству или правопреемству;
- права выгодоприобретателя неотчуждаемы. Выгодоприобретатели не отвечают по обязательствам фонда, и наоборот;
- наследственный фонд помогает избежать двух известных проклятий российского наследственного законодательства: шестимесячного ожидания для получения свидетельства о праве на наследство и позволяет ограничить притязания наследников, имеющих право на обязательную долю.
Главное «неудобство» данной конструкции – законодатель предусмотрел возможность создания такого фонда только после смерти его учредителя. При этом все учредительные документы формируются заранее, при его жизни, а вот государственная регистрация и начало функционирования юридического лица «Некоммерческая организация “Наследственный фонд мистера Х”» происходят только после открытия завещания мистера Х, в котором должно быть предусмотрено создание наследственного фонда.
Напомним, что в документах должны быть указаны такие полезные вещи, как состав имущества, передаваемого в фонд, порядок формирования его органов управления, их состав, порядок принятия ими решений, прочие вопросы управления, деятельности и прекращения фонда. Да, разумеется еще бенефициары – наследники, ради кого все и затевается.
Фонд умозрительный и реальный
Харизма бизнесмена, полученные в «Хогвардсе» навыки предвидения будущего посредством карт Таро, хрустального шара, заклинаний, вкусного магического зелья и, разумеется, развитая за годы ведения бизнеса магическая интуиция и знаменитая «русская смекалка» – все это должно, безусловно, обеспечить учредителя фонда необходимыми навыками и знаниями, которые позволят создать «конструкцию», которая начнет работать «как часы» и обеспечивать будущие поколения семьи необходимыми денежными потоками, оплачивать их счета, управлять их бизнесами, сдавать в аренду семейную недвижимость, следить за обучением правнуков в престижных университетах, заправлять машины, приобретать билеты на самолеты и в театры. Да, будет неустанно наращивать обороты бизнесов и увеличивать состояние семьи. При всем при этом сам учредитель ни на что уже повлиять не сможет, а созданные при его жизни учредительные документы изменить нельзя по закону.
И вот почти свершилось. Вспомнив, что в странах, применяющих наследственные фонды, они бывают двух видов – прижизненные и посмертные, в середине мая группа депутатов Государственной Думы и сенаторов внесла законопроект, регламентирующий создание и некоторые аспекты деятельности личных фондов граждан. Закон предусматривает, что личный фонд может после смерти учредителя продолжать деятельность в качестве наследственного фонда.
Авторы законопроекта прямо указывают, что их инициатива развивает положения закона о создании наследственных фондов, предлагает эффективный инструмент управления активами и призвана повысить привлекательность России для инвесторов. Личные фонды будут регистрироваться и действовать при жизни учредителя, что даст ему возможность «отладить» системы управления, обеспечить их работоспособность в его деловых и семейных реалиях. Благодаря этому созданная основателем и «опробованная» им же система «запустится» при переходе к наследственному фонду с гораздо большей вероятностью, чем созданная «умозрительно» с помощью хрустального шара и без возможности «написать черновик». Важный нюанс в заключение. По идее разработчиков, активы на 100 млн рублей – это нижняя имущественная «планка» для создания личного фонда, который может стать наследственным. Посмотрим, каким станет закон к завершению третьего чтения.
Антон Андреев – адвокат, старший партнер консультационно-юридического центра «Наследство».
Источник: Spear's Russia
Недетские вопросы

Прочитав книгу Элизабет Шимпфёссль «Безумно богатые русские», Алексей Станкевич нашел в главе «Воспитание наследников» много пересечений со своей работой. Он постарался переосмыслить наблюдения и выводы австрийского социолога, опираясь на опыт общения с хайнетами, которые не уезжают на Запад, а создают и развивают бизнесы в России. Это обстоятельство, а также размер состояния и базовые ценности владельца капитала становятся, по мнению автора, ключевыми факторами в планировании преемственности как для родителей, так и для детей.
Синхронизация, конституция и наследство

Антон Андреев – о ворожбе и фокусах в деле наследственных консультаций, разделе бизнеса и совместно нажитого имущества, о продавцах бутафории и семейных стратегических сессий, а также о юридических оберегах в виде уставов, контрактов, завещаний и фондов.
Знания в банке

Обучение наследников основам финансовой грамотности с детства, а также предоставление им знаний в области инвестирования – хорошая основа для успешной передачи состояния следующим поколениям, утверждают российские и международные исследования. У Газпромбанк Private Banking есть продукты и на тот, и на другой случай.
Передать и сохранить
Беспрецедентная сумма в размере 2,1 трлн долларов будет передана по наследству к 2040 году современными создателями состояний, подсчитали исследователи из PWC и UBS. сумеют ли дети удержать эти деньги в семье – большой вопрос. Современные реалии таковы, что, как утверждает McKenzie, 70% наследства теряется в первом же поколении и почти 90% – во втором. SPEAR’S Russia разбирается почему и ищет решения минимизации этих потерь.
Оставить комментарий