Деньги не исчезли


На российском рынке private banking оживление. И наши клиенты уже опять активно интересуются новыми инвестиционными идеями.

10.06.2009




_mg_0453
Ирина Рапопорт

управляющий директор «Ренессанс. Управление инвестициями»

Я в своей жизни прошла через много финансовых кризисов, как в России, так и в США, где в свое время долго работала, консультируя собственников публичных компаний по вопросам управления акциями. И могу сказать, что, какая бы страна ни столкнулась с кризисом, поведение людей везде одинаково. Сначала они начинают паниковать, им кажется, что если рынок или бумаги какого-то сектора сейчас упали, то больше уже никогда не поднимутся. Но опыт и история показывают, что это не так. И задача профессионального управляющего – объяснить людям, что за падением, естественно, будет подъем. Другой вопрос – когда он начнется и как подготовить свои активы к тому, чтобы принимать участие не в падении, а в росте и заработать на этом.

Для этого необходимо создать максимально сбалансированный портфель, включающий различные классы активов. Причем рискованная часть портфеля должна быть небольшой. Хотя, конечно, встречаются клиенты, которые готовы рисковать в любые времена. Они могут сказать: «Я вам доверяю ту часть своих активов, на которой рассчитываю заработать. Все остальное у меня вложено настолько консервативно, что по этой части я готов принять 100 процентов риска». Но главное тут – не сделать ошибки и правильно определить требования клиента, точнее, даже не требования, а его реальные потребности. Часто бывает, что клиент говорит одно, но его реальные потребности совсем иные, просто он о них глубоко не задумывается. И в этом как раз и заключается главная задача финансового менеджера – он должен уметь задавать правильные вопросы. Например, я часто спрашиваю: «Если произойдет еще одна волна падения на рынке, какой процент ваших активов вы готовы потерять?» Если человек отвечает, что не готов терять ничего, но при этом говорит, что хотел бы поучаствовать в рынке акций, я понимаю: ему нужно делать совсем другое предложение, включающее акции лишь в минимальном объеме или не включающее вовсе. Так что правильно заданные вопросы и верно сделанные на их основе аллокации действительно многое решают в нашей работе. Именно они помогают исключить впоследствии разочарование со стороны клиентов, если инвестиции не приносят той отдачи, на которую они, возможно, подспудно рассчитывали. Если есть договоренности, существует понятная инвестиционная программа, то отпадают все вопросы.

И то же самое касается нынешней ситуации: клиенты, готовые рисковать, действительно многое потеряли во время кризиса, но им были известны заранее все риски. И потому, например, сегодня у меня количество клиентов практически не изменилось: некоторые ушли, но на их место пришли другие. Деньги ведь не исчезли и не перестали существовать. Они по-прежнему нуждаются в обслуживании. Изменился инвестиционный горизонт – он стал короче. На смену полугодовым продуктам пришли трехмесячные. Но работы у нас меньше не стало.

А с конца марта на рынке началось оживление. К инвестициям снова появился интерес. Вообще за время с начала кризиса мы прошли уже несколько этапов изменения интересов клиентов. Сначала все хотели выйти из рынка – не важно с чем, лишь бы выйти. Помню тогда страшные прогнозы (в октябре–ноябре): «Все, финансовые рынки умерли и больше никогда не восстановятся». Это, конечно, не так. Затем рынок резко начал падать, и активы стали стоить так мало, что клиенты решили остаться, так как продавать обесценившееся на 80 процентов было бессмысленно. И мы видим сегодня, что они в итоге сделали правильно. Рынок уже поднялся на 30 процентов. Причем не только в России, но и во всем мире. Так что сегодняшнее оживление вполне объяснимо: финансовый рынок по-прежнему существует. И жизнь продолжается.



10.06.2009


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз