Чудо из Поднебесной, или ГлавКитайАртТорг


Рассказ Сергея Скатерщикова о захвате мирового арт-рынка Народно-освободительной армией Китая.

08.09.2011




Skaterschikov_0004
Сергей Скатерщиков

президент Skate’s Art Market Research

Китайский Poly International Auction по итогам первого полугодия 2011 года впервые занял третье место (после бессменных лидеров рынка Sotheby’s и Christie’s) по числу и совокупной стоимости предметов искусства, включенных в Skate’s Top 5000, рейтинг самых дорогих предметов искусства в мире по аукционным ценам. В этом рейтинге по состоянию на 15 июля 2011 года Poly International Auction опередил принадлежащий российским инвесторам аукционный дом Phillips на 13 работ и 71 млн долларов, при этом на пятое место вышел еще один китайский аукцион – China Guardian Auctions.

В сложном клубном мире арт-рынка, построенном на доступе к наиболее состоятельным гражданам мира, личных контактах и репутации, за каждым успешным бизнесом стоит если не вековая история, то уж точно история десятилетий и известных профессионалам личностей. Родословная Sotheby’s и Christie’s начинается в XVIII веке, и сегодня эти аукционные дома ассоциируются с лидерством команды Билла Рупрехта в Sotheby’s (безальтернативного лидера на протяжении последних 15 лет) и Франсуа Пино, французского миллиардера и владельца Christie’s. Харизму Симона де Пюри, медийный управленческий талант немца Рунде в сочетании с капиталами владельцев российской сети премиальных потребительских товаров Mercury олицетворяет Phillips. Однако быстрее всех в премиальном сегменте арт-рынка растет китайский Poly International Auction, с которым не ассоциируются никакие известные в арт-мире имена и который был создан всего шесть лет назад. Так кто же эти люди?

Благословение Дэна Сяопина

Китайский аукционный дом Poly International Auction создан 1 июля 2005 года корпорацией Poly Group (China Poly Group Corporation). В отличие от западных конкурентов, Poly International Auction не пытается себя ассоциировать ни с кем из менеджеров или экспертов арт-рынка, а выстраивает свою идентичность на базе зонтичного бренда Poly Group.

Компания China Poly Group Corporation действительно имеет самое благородное происхождение по китайским стандартам. Она появилась в 1983 году как совместное предприятие Народно-освободительной армии Китая (PLА) и CITIC, международной китайской торговой инвестиционной компании (была учреждена за четыре года до этого Роном Йиреном с благословения Дэна Сяопина). Президент CITIC Ху Жаолонг лично окрестил совместное предприятие именем Poly, которое на китайском означает «защищать победу» и является одним из китайских распространенных имен, – иными словами, на русский, по смыслу, Poly правильнее всего перевести как «Катюша».

Чтобы гордое происхождение China Poly Group Corporation стало еще более очевидно, логотип компании (буква P) был выбран как первая буква от People’s Liberation Army, и художники Лаи Вейву и Ванг Ксяочао изобразили эту букву в форме кулака, символизирующего уверенность и власть, устремленные в будущее.

Сегодня China Poly Group Corporation превратилась в гигантский диверсифицированный государственный холдинг, основными бизнесами которого помимо предприятий в области искусства и культуры стали девелопмент и управление недвижимостью, международная торговля гражданской и военной продукцией с общим мандатом от китайской партии и правительства на деятельность во всех отраслях, «затрагивающих национальную безопасность и национальное экономическое жизнеобеспечение». За 28 лет своей деятельности этот китайский внешторг с амбициями в области недвижимости и культуры породил 44 публичные китайские компании, в основном в секторе недвижимости, и был в первой сотне крупнейших налогоплательщиков в Китае по состоянию на 2010 год.

Век за семь лет

Третий в мире, Poly International Auction – скромная «внучка» китайского гиганта, входящая в состав коммерческой версии Министерства культуры Китая, компании Poly Culture & Art Co. Ltd (она же Poly Culture Group), которая, в свою очередь, является дочерней компанией по отношению к China Poly Group Corporation. Она ведает не только организацией аукционов, но и занимается театральными фестивалями, финансированием проектов в области музыки, театра и кино.

Интересно, что с подобным перечнем зон ответственности государственная Poly Culture Group тем не менее остается высокоприбыльной компанией с объемом продаж 154 млн долларов в 2010 году и валовой прибылью на уровне чуть менее 40 млн долларов. Skate’s ожидает, что если Christie’s так и не соберется на биржу в ближайшее время, то Poly Culture Group будет самым горячим IPO в мировой арт-индустрии в следующем году. В структуре компании аукционный дом Poly International Auction, безусловно, наиболее ценный актив, и бурная деятельность по торговле китайским искусством на этом аукционе во II квартале 2011-го связана не только с ростом спекулятивного интереса к художествам Поднебесной, но и с планами China Poly Group Corporation отправить на биржу свою «культурную дочку».

Основываясь на аукционных результатах первого полугодия, я полагаю, что по итогам 2011 года выручка Poly Culture Group существенно превысит 300 млн долларов и приблизит ее по этому показателю ко второй по выручке публичной компании в арт-индустрии – швейцарскому организатору ярмарок Art Basel MCH Group. При этом если Poly Culture Group удастся сохранить хотя бы на уровне 30% свою операционную маржу, то оценка компании при IPO может существенно превысить 1 млрд долларов, то есть стать почти вчетверо выше текущей оценки MCH Group или всего в два с половиной раза меньше оценки Sotheby’s. Иными словами, если в среднем Sotheby’s понадобилось примерно по 100 лет на создание каждого миллиарда долларов акционерной стоимости, то у «культурной дочки» китайского внешторга уйдет всего семь лет для достижения оценки в один миллиард долларов.

Такую прыть можно только приветствовать. Если Poly Culture Group действительно выйдет на биржу в следующем году, то это позволит инвесторам и аналитикам получить доступ к подробной информации как о деятельности самой компании, так и о размерах и объемах торговли на местном арт-рынке. Отмечу, что вопрос структуры спроса в Китае остается сегодня, пожалуй, наименее понятным и наиболее интригующим для профессионалов. Появление такой информации было бы очень своевременно, а то у некоторых особенно параноидальных экспертов даже закрадывается подозрение, что, может быть, это Китайская освободительная армия покупает на аукционах Poly Culture Group работы китайских мастеров по 60 млн долларов за штуку для своего нового музея.

Материалы по теме



08.09.2011

Источник: SPEAR'S Russia

Комментарии (2)

Deweytimet 24.06.2017 15:10

If you have a desire to learn how to earn from $ 500 per day and work only for yourself, then write to us at email: [email protected]

River 10.10.2011 13:10

Furraelz? That's marvelously good to know.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз