Через тернии к МФЦ


Москва надеется в недалеком будущем пополнить список главных деловых столиц мира. SPEAR’S Russia задал ведущим экспертам вопросы о том, нужна ли Первопрестольная глобальной индустрии финансовых услуг, что необходимо сделать для завоевания доверия Запада и какие преграды стоят на пути амбициозной идеи превращения главного города России в международный финансовый центр.

11.07.2011





Московский МФЦ для западного инвестора

Йорг Бонгартц,
председатель правления Deutsche Bank в России

Любой международный финансовый центр – это платформа, которая предоставляет инвесторам возможности для осуществления финансовых операций. И вопрос, зачем он нужен или не нужен в России, во многом связан с тем, какие есть инвестиционные возможности для иностранных инвесторов. Да, в мире есть несколько глобальных финансовых центров, которые между собой конкурируют, и, конечно, в разных регионах мира разные возможности. Если рассматривать более детально развитие современной России, обращая внимание на существующие предпосылки, то следует заключить, что в связи с понятными макроэкономическими моментами ожидается солидный рост экономики в ближайшие десятилетия. Есть огромная потребность направления финансовых потоков именно в Россию. Они могут быть связаны, например, с инфраструктурными проектами. Сама возможность для инвесторов вкладывать свои средства в российский рынок существует, но платформа и логистика еще не совсем готовы более масштабно привлечь ресурсы местного рынка. Иными словами, нужно развивать МФЦ в Москве так, чтобы он соответствовал международным требованиям с тем, чтобы международные компании потом более регулярно, более надежно и более целенаправленно развивались в России.

Наталья Николаева,
управляющий директор Ситибанка, руководитель департамента по работе с государственными органами

Западному инвестору нужен не МФЦ, а инфраструктура, позволяющая понятно и удобно инвестировать деньги в финансовые инструменты, которые бы обеспечивали определенную доходность при определенных рисках. Для этого необходимы понятные «условия игры», принятые на других международных площадках. Если такие условия будут более комфортными, это привлечет инвесторов – как международных, так и локальных.

Юрий Войцеховский,
председатель Национального совета по развитию инвестиционного климата

Международный финансовый центр – это не просто сверхзадача или некое направление развития. Это философия. Это экономическая бизнес-модель для России, которая открыта для иностранных инвестиций и активно привлекает инвесторов. Это инновационный путь развития. МФЦ нужен нам больше, чем инвесторам, которые получат новые удобные каналы для вложений и новые объекты инвестирования. Многие инвесторы из Азии, Европы и Америки смогут инвестировать напрямую, минуя устоявшиеся центры, например, такие как Лондон. Рынок и потребители получат больше финансовых продуктов. В целом финансовый центр станет играть роль катализатора экономического развития. Но сам МФЦ при этом зависит от степени развития страны, поэтому создание МФЦ не может рассматриваться как некая панацея в отрыве от всей экономической стратегии России.

Александр Абрамов,
профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ-ВШЭ

Идея создания МФЦ – это идея создания цепочек стоимости российскими структурами, то есть их участия в глобальном разделении труда. В данном случае привлекательность Москвы для глобальных инвесторов, эмитентов и финансовых посредников в том, чтобы получить здесь более удобный доступ к инвестиционным ресурсам, финансированию российских эмитентов, оптимизации своих цепочек стоимости при оказании инвестиционно-финансовых услуг.

Исаак Беккер,
международный финансовый консультант FCP (Financial Management) Ltd

На международном финансовом рынке нет «вакансии» для нового центра. Он и так функционирует в условиях жесткой конкуренции и не ожидает еще одного сильного игрока. Циркулирует идея, что мы можем занять место «по времени» между Гонконгом и Лондоном. А что прикажете делать, например, с Франкфуртом?

Инфраструктурные усилия Москвы

Наталья Николаева,
управляющий директор Ситибанка, руководитель департамента по работе с государственными органами

Необходимо создать юридическую базу для инфраструктуры финансового рынка. В качестве примера – принять закон о Центральном депозитарии, который бы обеспечивал финальность расчетов и гарантировал права инвесторов; изменить условия листинга компаний; принять концепцию иностранного номинального держателя; принимать сертификаты финансовых специалистов, полученные за рубежом, обеспечить возможность создания проспектов эмиссии на английском языке. Система регулирования также должна стать несколько другой – от правил к принципам… Что касается городской инфраструктуры – создать условия, комфортные для проживания, транспортные условия, школы и детские сады для детей-иностранцев, упрощенные условия получения виз (в том числе для кратких деловых визитов, а не только для долгосрочных контрактов).

Йорг Бонгартц,
председатель правления Deutsche Bank в России

Один из важных финансовых инфраструктурных моментов – объединение биржевых платформ ММВБ и РТС. Рабочая группа по развитию финансового центра, которую возглавляет Александр Волошин, особое внимание уделяет развитию инфраструктуры для фондового рынка и рынка долговых обязательств. Обсуждается создание Центрального депозитария. В меньшей степени уделяется внимание развитию банковских структур. Мы достаточно активно обсуждаем в разных рабочих группах вместе с ЦБ и другими ведомствами развитие электронных платежей, развитие новых для России инструментов, например введение прямого дебетования, которым в Европе уже давно пользуются. Цель, которой нужно достичь, – увеличение ликвидности и уменьшение рисков для инвесторов.

Юрий Войцеховский,
председатель Национального совета по развитию инвестиционного климата

Руководство города здесь играет большую роль. Конечно, нужно решать логистические и транспортные проблемы. И хотя часто ссылаются на международный опыт и создают рабочие группы по МФЦ, по моей оценке, в эту работу пока недостаточно включены представители бизнеса и финансово-инвестиционного сообщества. Наш совет, например, включающий руководителей банков и инвестиционных компаний, предложил безвозмездное содействие.

Исаак Беккер,
международный финансовый консультант FCP (Financial Management) Ltd

Как это ни парадоксально может показаться на первый взгляд, но основная инфраструктурная проблема для будущего МФЦ – это московские дороги. Ее возможное решение настолько затратное и длительное, что это может стать чуть ли не самым серьезным тормозом в деле создания финансового центра в Москве в обозримом будущем.

Александр Абрамов,
профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ-ВШЭ

Сейчас главным реальным препятствием для создания МФЦ является негативное восприятие России на Западе под впечатлением дела Магнитского. Об этом говорят сегодня финансисты в Лондоне и Нью-Йорке. На мой взгляд, последствия легко преодолимы, если провести справедливое расследование и наказание людей, причастных к делу. Это будет реальным сигналом о меняющейся ситуации в стране для западных институциональных инвесторов. Понятно, что необходимы эффективные меры по обеспечению независимости судебной системы, по предоставлению налоговых условий иностранным инвесторам, по защите прав миноритарных инвесторов. Это процесс постепенный. Но сегодня от России ждут конкретных решений по конкретным делам. Это важно с точки зрения бренда МФЦ.

Перспективы МФЦ

Юрий Войцеховский,
председатель Национального совета по развитию инвестиционного климата

Москва может претендовать на роль регионального финансового центра. При этом подобный центр будет способен напрямую конкурировать за профессионалов и капитал с такими центрами, как Лондон, Париж и Франкфурт. Стать глобальным финансовым центром – это уже задача другого уровня. Пока не сделан первый шаг, рано говорить о втором.

Йорг Бонгартц,
председатель правления Deutsche Bank в России

На сегодняшний день есть четыре глобальных финансовых центра, которые уже многие-многие годы доминируют и, скорее всего, продолжат доминировать: Лондон, Нью-Йорк, Сингапур, Гонконг. Развитие этих центров во время кризиса, адаптация к кризисным и посткризисным условиям показывает, что они в состоянии удержать свою глобальную позицию. Эти четыре центра являются в некоторой степени моделями для новых, достаточно активно развивающихся финансовых центров. Их можно отнести к следующему эшелону финансовых центров, особенно в регионах развивающихся рынков: Азия, Ближний Восток, Россия. Московский МФЦ найдет свое место в этом эшелоне.

Александр Абрамов,
профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ-ВШЭ

Москва – это, безусловно, локальный МФЦ. Важно, каким разработчики видят участие российских игроков в глобальных цепочках стоимости. Пока позиция рабочей группы по МФЦ на этот счет неизвестна. Мне кажется, что мы можем быть конкурентны в услугах по предоставлению капитала (у нас большие суверенные фонды внутри страны, большие деньги в государственных институтах развития, которые могли бы ссужаться глобальным венчурным капиталистам). Кроме того, Россия могла бы быть конкурентоспособной с точки зрения продажи здесь финансовых продуктов инвестиционных фондов, продуктов хедж-фондов, структурных продуктов. Россия была бы интересной для многих крупных игроков с точки зрения размещения здесь своих локальных дивизионов, ориентированных на Ближний Восток, на страны СНГ. Иностранные институты могли бы оказать России огромную помощь в создании системы внутренних сбережений.

Ожидание перемен

Юрий Войцеховский,
председатель Национального совета по развитию инвестиционного климата

Необходимо очень многое изменить в российской нормативно-правовой базе. Это фундамент «здания» МФЦ. Наше законодательство пока не воспринимается участниками рынка как удобное для бизнеса, и большинство сделок заключается по английскому праву. Это нормально, что бизнес нашел решение проблемы сам, но нужно помогать ему, создавая правильную судебно-правовую систему у нас дома. Можно сформировать рабочие группы из представителей крупнейших международных юридических фирм, работающих в России – именно они сталкиваются с вопросами взаимодействия российского и иностранного законодательства больше всего, – и выработать «дорожную карту» принципиальных изменений в нашем законодательстве. Трудно рассчитывать на большой приток долгосрочных инвесторов и формирование МФЦ без фундаментальных изменений в законодательной базе, например в залоговом законодательстве, вопросах банкротства, акционерных договорах.

Йорг Бонгартц,
председатель правления Deutsche Bank в России

Необходимость принятия новых законов или изменения уже существующих нужно проверять критерием: будут ли новые законы способствовать интеграции московского или российского финансового рынка с глобальными? У нас получится говорить об МФЦ только тогда, когда, во-первых, есть достаточно открытые вход и выход, а также возможность интеграции с другими финансовыми центрами и рынками, и во-вторых – можно говорить об уменьшении рисков и увеличении ликвидности на российских рынках. Вместе с тем существуют целые группы законов, которые на данный момент требуют рассмотрения. В качестве примера: Deutsche Bank занимался активно развитием законодательной базы для деривативного бизнеса. До сих пор нет достаточной юридической защиты сделок по деривативам. Соответственно, инвесторы и участники рынка не способны адекватно управлять своими рисками. Ключевой аспект, который мы давно обсуждаем, – введение ликвидационного неттинга. Если соответствующие меры будут приняты в 2011 году, это станет качественным шагом вперед, после которого можно будет наблюдать серьезный приток бизнеса в области деривативов.

Следующий момент – либерализация инвестиционных правил для институциональных инвесторов (пенсионные фонды, страховые компании). Важно, чтобы, говоря об МФЦ, мы ссылались и надеялись не только на международный капитал, но и на существующий домашний капитал, его ликвидность и на инвестиционные возможности на домашнем рынке. Есть некоторые ограничения, связанные с недостатком финансовых инструментов для более консервативных институциональных инвесторов. В разных рабочих группах мы обсуждали введение инфраструктурных бондов, проектное финансирование, обеспечение проектного финансирования, принятие комплекса законов в рамках залогового законодательства. На сегодняшний день существует много индивидуальных законов, иногда противоречащих друг другу. Хорошо бы создать новую законодательную базу для обеспечения кредитов и финансирования разных видов залога.

Отдельный столп – налоговое законодательство, также требующее модернизации. Когда здесь появятся новые деривативные инструменты, то, соответственно, нужно будет поменять и некоторые налоговые аспекты и адаптировать к новым инструментам.

Исаак Беккер,
международный финансовый консультант FCP (Financial Management) Ltd

В первую очередь нужно, чтобы себя чувствовал комфортно отечественный инвестор. Поверьте мне, что в этом случае иностранцы просто встанут в очередь, чтобы вложить часть своих денег в России.

Александр Абрамов,
профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ-ВШЭ

Проблема не в совершенствовании законодательства, а в правоприменении, которое должно предполагать наличие независимых судов, действенные инструменты защиты прав инвесторов, показывающие, что государство придерживается политики равноудаленности различных финансовых структур от власти. Хотя, конечно, и в законах есть маленькие проблемы, требующие корректировки.

Громкие уходы

Исаак Беккер,
международный финансовый консультант FCP (Financial Management) Ltd

На мой взгляд, то, что некоторые крупные международные финансовые компании закрыли (или находятся в процессе закрытия) свои отделения по работе с физическими лицами в России, – это тревожный сигнал, свидетельствующий о том, что не все в порядке в условиях ведения бизнеса в России. Причем это относится не только к сфере финансов. Безусловно, подобные факторы не способствуют поднятию престижа страны и созданию в ней МФЦ.

Юрий Войцеховский,
председатель Национального совета по развитию инвестиционного климата

Действительно, многие банки пересмотрели свои оценки перспективности розничного рынка в России и умерили свои аппетиты. К HSBC и Barclays Bank следует добавить «Стандарт Банк», Swedbank и другие. При этом есть платформы, которые динамично развиваются на рынке и имеют планы роста, – Raiffeisen Bank, Ситибанк, UniCredit Bank, BSGV. Я считаю, что мы можем и должны сделать еще очень многое, чтобы инвестиционный климат в нашей стране был привлекательным, а международные компании и банки в гораздо большем объеме стремились инвестировать в нашу экономику. И вопросов здесь очень много. Нужно улучшать качество регулирования, постепенно избавляясь от нечистоплотных банков. Нужно повышать уровень корпоративного управления, постепенно превращая правила и рекомендации в нормы и законы. А самое важное – необходимо более эффективно противостоять коррупции.

Йорг Бонгартц,
председатель правления Deutsche Bank в России

Надо знать причины, по которым эти банки закрыли свой бизнес в России. Во-первых, они же не уходят с рынка полностью. Как я понимаю, они считают, что их платформы в розничном сегменте недостаточно рентабельны. Они уходят из розницы, в то время как другие в этот сегмент заходят. Я бы не сказал, что это массовый уход, здесь имеет смысл говорить о единичных случаях. Такие как UniCredit Bank, Raiffeisen Bank, BSGV, который будет сейчас работать через Росбанк, имеют значительно большую платформу. Они не собираются покидать этот сегмент. Нужно смотреть, по какой стоимости инвесторы входят на этот рынок и какие возвратные ожидания есть на определенных сроках. Никто не будет отрицать, что войти на рынок сейчас или в докризисное время можно по относительно высокой цене и ожидания возвратности должны быть достаточно консервативные. Розница имеет, конечно, определенные высокие расходы и барьеры.

Александр Абрамов,
профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ-ВШЭ

На мой взгляд, уходят игроки с неудачной стратегией захода на рынок. Это нормально, когда не все международные игроки могут зайти на рынок. Это не потому, что рынок плохой, а потому, что конкретно этими структурами была избрана непоследовательная и неэффективная политика конкуренции на внутреннем российском рынке. На 90% уход – это уход неудачников. А оставшиеся 10% – это сигнал к тому, что что-то необходимо менять. Главное новое требование времени – взращивать своих внутренних инвесторов.



11.07.2011

Источник: SPEAR’S Russia

Комментарии (2)

InDaFund 12.07.2011 12:02

Мне казалось, что у МФЦ полным полно противников, вооруженных неплохими аргументами. А здесь их нет.

Anonymous 11.07.2011 18:50

А российский МФЦ предусматривает расстрел за политические злоупотребления? Если нет, то бесперспективно это все.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз