Чем больше ограничений, тем сильнее атмосфера поддержки


Мир находится на пороге большой перенастройки финансовых процессов, считает директор департамента по работе с состоятельными клиентами УК «Альфа-Капитал» Андрей Бабиян. В интервью WEALTH Navigator он рассказал о том, как управляющие компании помогают инвесторам решать возникающие проблемы и почему у российского рынка большое будущее.

13.05.2022





События на Украине повлекли за собой целый вал непонимания и санкций со стороны коллективного Запада в отношении России, российских компаний и граждан. Как это сказалось на инвестициях, на индустрии по управлению активами?

До сих пор мы в основном искали различные возможности для инвестирования, думали, как приумножить капитал, где и какие курсы валют, какие рынки перспективные… Все эти задачи остались, но теперь на повестке дня другой основной вопрос: как помочь клиентам сохранить свои активы. За последние недели мы часто сталкивались с вопросами о том, как вернуть денежные средства, ценные бумаги, попавшие под удар по разным причинам.

Реальность, в которой мы оказались, такова, что, если можно было бы вернуться буквально на три месяца назад и решить, в какой валюте, в какой юрисдикции стоило находиться, то у меня однозначного ответа нет. Не вижу ни одного актива, который бы не пострадал и легко мог быть конвертирован в то, что может вам потребоваться.

Если клиент имел счет за границей, то так или иначе попал под удар. Либо зарубежные счета оказались заблокированы, либо россияне столкнулись с ограничениями, которые мешают что-либо покупать и продавать, тем более выводить деньги. При этом иногда затруднены даже коммуникации: как говорится, «ваш звонок очень важен для нас, оставьте, пожалуйста, сообщение».

Если у клиента счета в России, то тут во многих случаях возникла другая техническая проблема: взаимодействия с Euroclear нет, «мост» сломан, и получается, что большая часть активов, которые учитываются с использованием западных депозитариев, тоже заморожена, она не работает. Нельзя ни проводить сделки с такими бумагами, ни получать купоны, по крайней мере в валюте. В этом плане у инвесторов оказались связаны руки.

То есть Запад добился своего: это парализовало работу?

Наоборот. Да, такого кризиса, такого давления на нашу индустрию мы не видели никогда. Даже кризисы 1998 и 2008 годов не идут в сравнение с нынешним. Но вот, что хочется отметить, – это поведение российских коллег и партнеров. Посмотрите на то, с какой ответственностью, с какой силой духа все подходят к решению новых и новых возникающих задач, какие бы санкции ни вводились. Это, конечно, сильно вдохновляет.

Я думаю, мы все уже попали в учебники, поскольку живем в исторический момент. Потом мы будем об этом вспоминать, может быть, даже учить кого-то на своих примерах. Для того, кто достойно пройдет текущие трудности, будут открыты многие возможности в будущем.

Мне часто задают вопрос: «Почему вы такой оптимистичный? Почему не видите, что все вокруг плохо?» Ответ простой: а какой смысл фокусироваться на негативе, который и так очевиден, вместо этого надо искать выход из ситуации. В жизни бывают черные и белые полосы, и если сейчас дела не очень, значит, потом будут лучше. Главное не сидеть сложа руки, не жаловаться, а двигаться дальше.

Многие клиенты говорят, что столкнулись на Западе с ухудшением отношения: деловая этика и этикет отошли на второй план, частная собственность либо отнимается, либо замораживается. И когда ты со своей стороны показываешь, что находишься рядом, что на связи в любое время суток и искренне пытаешься помочь, то люди делают для себя выводы. Они понимают, с кем спокойнее в такие сложные моменты. Понятно, что мы не волшебники, но мы делаем все от нас зависящее и стремимся быть внутренне сильными.

Конечно, у кого-то из инвесторов поначалу был шок, у кого-то – непонимание, как вот так западные страны, например, могут поступать со счетами. Но меня очень радует, как все быстро очнулись, осознали, что надо преодолевать трудности, стали всячески помогать друг другу идеями, советами, делиться новостями.

Повторюсь, весь рынок очень сплотился. В каком-то смысле исчезло такое понятие, как конкурент. Сейчас все друзья-конкуренты, все свои. Правило такое: никого не ругать, не злорадствовать, стараться протягивать руку помощи вместо того, чтобы переманивать клиентов, воспользовавшись моментом. И чем больше запретов мы получаем на уровне страны и финансовой индустрии, тем сильнее ощущается эта атмосфера поддержки и взаимопонимания.

Что вы думаете о влиянии санкций на российские ценные бумаги, на экономику в целом?

Опять же, нам часто задают вопрос: как вы можете позитивно смотреть на российский рынок и экономику в сложившихся условиях? На самом деле для этого есть объективные причины, и если все их подробно анализировать, потребуется еще одно интервью. Отмечу главное: мир настолько логистически связан, что невозможно просто взять и полностью исключить из него такую страну, как Россия. Это даст слишком много глобальных негативных эффектов – еще более глубокий энергетический кризис, серьезный сбой в цепочках поставок, новые проблемы с продовольствием и так далее. Слишком больно было бы в этом случае не только нам, но и другим странам, миру в целом.

Да, сегодня крупные российские банки оказываются под SDN-санкциями, операции с валютой ограничены. Но жизнь не заканчивается, нужно думать о будущем. Например, такой доходности, которую может показать российский рынок акций, вероятно, не найти больше нигде. Если говорить о перспективе года, то доходность вполне может достичь 30–40% в рублях. Здесь тоже много сильных потенциальных факторов роста, приведу только один конкретный пример: размер денежного потока у компании «Роснефть» составляет 156% ее стоимости на рынке. То есть ее акции стоят просто гипердешево. При этом мы знаем об опыте Ирана и других стран, в отношении которых уже вводились санкции. Несмотря на все ограничения, фондовые рынки там росли в десять и даже в 18 раз!

Рынки в принципе первыми реагируют как на хорошие, так и на плохие новости. Если вспомнить недавнюю эпидемию COVID-19, то индексы начали падать еще тогда, когда масштабы и последствия происходящего были совершенно неочевидны. Когда же начались локдауны и многих закрыли на карантин, индексы, наоборот, стали восстанавливаться. Думаю, что сейчас будет в чем-то похожая динамика: импульс к росту российских акций появится при первых же позитивных сигналах.

Не опасаетесь ли вы, что, когда иностранцам разрешат торговать на нашем фондовом рынке, они будут продавать бумаги и выводить деньги?

Пока такой сценарий выглядит маловероятным. Нерезидентам из недружественных стран, скорее всего, сперва позволят только торговать ценными бумагами, не выводя средства. А продавать активы без вывода капитала за границу особого смысла нет.

Замечу, что мы не ограничиваемся только рекомендациями инвесторам в рамках российской юрисдикции, ведь у многих остаются и зарубежные счета, которые не заморожены. Поэтому мы даем рекомендации по рынкам Старого Света, Азии и Америки. Там другая основная проблема – инфляция, растущая все сильнее. Эта проблема охватывает весь мир и, похоже, останется с нами надолго. Инфляция, как и дефицит энергоресурсов, может стать источником полноценного мирового кризиса, привести к колебаниям на рынках, высокой волатильности, при которой можно много потерять, но и много заработать. Поэтому, например, диверсификация портфелей актуальна как никогда.

В целом мы находимся на пороге большой перенастройки финансовых процессов. Скажем, по моему мнению, лет через 10–15 вполне можем потерять доллар как резервную валюту. После того что произошло с российскими золотовалютными резервами и зарубежными активами россиян, фокус общего внимания все больше смещается на швейцарские франки, юани и прочие валюты, потому что мир не слепой, другие страны тоже делают определенные выводы.

В экономическом плане США всегда были сильны в том числе тем, что в нужный момент могли позволить себе запускать денежный печатный станок. Но стоит доллару перестать быть резервной валютой, и ситуация может кардинально измениться. Если вы инвестируете на будущее, для своих детей, это обязательно следует учитывать. Я долго был сторонником того, чтобы основу инвестиционного портфеля составлял американский индекс. Сейчас же такой подход очень спорный. Неизвестно, что будет с американскими акциями через 15 лет, когда мир изменится, – это коснется всех рынков и валют.

Инвесторы часто задают вопрос: инвестировать ли в золото?

Ставка на золото во многом психологический аспект, поскольку такие инвестиции редко помогают приумножить капитал. На рынке физического золота, как правило, большие спреды, и приходится решать задачи надлежащего хранения, безопасности, нести соответствующие расходы. В первую очередь золото спасает в кризисы, когда его стоимость обычно растет. Но потом цена может снижаться, потому что люди начинают выходить из защитных активов. Если брать долгосрочные перспективы, то весьма неоднозначный вопрос, помогает ли золото устойчиво защитить сбережения.

Кстати, еще одна актуальная тема – вложения в недвижимость. Здесь многое зависит от того, какие это объекты, в какой стране, а главное – для чего приобретаются. Если рассматривать недвижимость как актив, генерирующий рентный доход, – это одно, если вам нужны инвестиции с сохранением ликвидности – другое. В кризисы рынок недвижимости замирает, поэтому сложно бывает продать даже хорошие объекты: приходится либо отдавать их за бесценок, либо долго искать покупателей.

Если вы ищете способы защиты капитала от растущей инфляции, то прежде всего обратите внимание как раз на акции как реальные активы. В сегодняшних макроэкономических условиях можно инвестировать, в частности, в бумаги добывающего сектора, потому что сырьевой кризис, как и инфляция, с нами надолго.

Что еще вообще можно посоветовать в кризис?

Искать новые возможности. Мы сами ищем их постоянно, это касается как инвестиционного процесса, так и развития бизнеса, улучшения сервиса, в том числе коммуникаций. Скажем, для донесения информации до клиентов стали активнее использовать мессенджеры и другие каналы. В результате улучшилась информированность аудитории, и мы получаем позитивную обратную связь. Если посмотреть данные по лояльности клиентов за март, когда наблюдался всплеск негативных настроений на рынке, то наши показатели NPS даже выросли в этот период. На мой взгляд, это действительно круто.

За плечами некоторых моих коллег – 30 лет опыта в индустрии, именно столько существует наша компания. За это время не раз менялись тренды, по разным причинам возникали кризисы. В такие моменты волей-неволей начинаешь быстрее развиваться, придумывать что-то новое, в итоге становишься сильнее. И этот кризис не исключение.

Мы не просто верим в будущее российского рынка, а знаем из истории, что долгосрочно фондовые рынки демонстрируют рост. Поэтому совет коллегам по отрасли и инвесторам можно дать такой: не отчаиваться и помнить, что из любой ситуации найдется выход. Давайте придерживаться привычного ритма жизни, относиться по-человечески друг к другу. Эпидемия COVID-19 помогла научиться ценить и беречь все, что нам дорого. Текущая ситуация еще сильнее подчеркивает, насколько это важно.



13.05.2022

Источник: WEALTH Navigator


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз