Часто задаваемые вопросы


Фаина Захарова – о том, чем прежде всего интересуются доноры в разговоре с благотворительным фондом.

14.05.2018





Я работаю в благотворительности уже больше 20 лет. Моя деятельность подразумевает частые встречи c крупными донорами, корпоративными или частными, лидерами мнений, деятелями культуры. Как правило, они задают похожие и предельно конкретные вопросы.

Вопрос 1: Какие основные проблемы решает ваш фонд?

Фонд должен иметь четкое представление о той или иной проблеме, которой он занимается. Фонд «Линия жизни» оказывает сейчас как адресную помощь по целому ряду диагнозов, так и ведет крупные системные проекты. С декабря 2016 года фонд стал участником совместного с Министерством здравоохранения РФ проекта «ИВЛ в домашних условиях». В рамках проекта «Линия жизни» финансирует покупку аппаратов ИВЛ (искусственной вентиляции легких) и расходных материалов к ним для детей, находящихся в паллиативных отделениях больниц. Благодаря программе «ИВЛ в домашних условиях» дети, которые раньше годами лежали в медицинских учреждениях, смогут быть рядом со своими родителями.

Еще одно новое направление медицинской программы фонда «Линия жизни» – эндопротезирование при костных саркомах. Злокачественные опухоли костей у детей – одна из драматических страниц детской онкологии. Раньше считалось, что помочь ребенку может только ампутация. Однако сейчас появилась технология эндопротезирования. Протезы, которые устанавливают пациентам с диагнозом «саркома», позволяют избежать ампутации и возвращают ребенка к полноценной жизни. Ежегодно в России порядка 80–100 детей с онкологическими опухолями костной системы нуждаются в органосохраняющих операциях. Наш фонд оказывает помощь в приобретении эндопротезов для лечения костной саркомы у детей, проходящих лечение в НИИ Детской онкологии РОНЦ им. Блохина, РДКБ, НПЦ СМП им. В.Ф. Войно-Ясенецкого ДЗМ (Москва), НИДОИ им. Г.И. Турнера и НПЦ СВМП (Санкт-Петербург).

Вопрос 2: Сколько денег вам нужно, чтобы решить эту проблему?

Важно понимать, какой бюджет необходим, чтобы системно решить стоящую перед фондом задачу. Иметь все данные по выбранному направлению работы, получать статистику из официальных источников. Наш фонд активно сотрудничает с Министерством здравоохранения РФ. Благодаря этому мы понимаем, какое количество детей нуждаются в аппаратах ИВЛ в том или ином регионе, и можем строить свою работу, исходя из этих данных. В том числе и работу по фандрайзингу.

Вопрос 3: Какая у фонда отчетность?

Прозрачность использования средств, понятная отчетность – это то, что отличает крупный профессиональный фонд от начинающих НКО. Финансовая отчетность по деятельности фонда должна быть представлена на сайте фонда и в его годовом отчете.

Вопрос 4: Кто лица фонда? Кто его попечители? Кто из лидеров мнений поддерживает фонд?

Часть фондов выстраивают свой бренд на именах известных актеров. У этой стратегии много плюсов, но и больше репутационных рисков. Хорошо, если звезда, представляющая фонд, отличается безупречным поведением, но, как правило, вокруг публичных фигур всегда много сплетен, что может в некоторых случаях привести к серьезной потере доноров. Фонд «Линия жизни» изначально выстраивал свою стратегию развития на профессионализме команды.

Я получила очень серьезный профессиональный опыт в маркетинге, фандрайзинге, PR, выстраивании коммуникаций с разными целевыми аудиториями, а также в работе с местными сообществами, работая в крупнейших международных природоохранных организациях (IUСN, WWF), что и позволило мне выстроить стратегию и тактику развития фонда с разными целевыми группами от крупных частных доноров, корпоративным сектором, PR и коммуникационными агентствами, специалистами по маркетингу, СМИ и звездами в разных областях, создавая креативные проекты и программы (продукты), таргетированные для разных целевых аудиторий по принципу win-win. И именно такой подход позволил фонду диверсифицировать источники поступления средств. Поэтому, когда случались кризисы, у нас получалось не уменьшить объем привлекаемых средств, а иногда и увеличить.

Вопрос 5: Как диверсифицированы источники поступления средств в фонд?

Для устойчивого развития фонда и реализации всех обязательств благотворительному фонду важно не только планировать процесс поступления денежных средств, но и максимально диверсифицировать источники поступления этих средств. В этом случае, если кто-то из крупных доноров не сможет его больше финансировать, работа фонда не остановилась бы.

В Попечительский совет нашего фонда входят известные бизнесмены, представители СМИ, общественных организаций, что помогает нам активно сотрудничать с компаниями и организациями по всей стране. Послы фонда, его попечители – это должны быть лидеры мнений и, кроме того, приятные в общении люди. С одной стороны, ищешь единомышленников, с другой – тех, у кого есть связи в целевых аудиториях, которые нужны для твоей работы.

Вопрос 6: Каково соотношение частных и корпоративных доноров?

В самом начале существования фонда «Линия жизни» поступления от физических лиц составляли только 20%. Остальные средства давал корпоративный сектор. Сейчас ситуация кардинально изменилась. В 2017 году пожертвования от юридических лиц составили 32,4%. Можно с уверенностью сказать, что сейчас благотворительность стала поистине народной. Все больше обычных людей присоединяются к различным благотворительным акциям и готовы помогать фондам в их работе.

Вопрос 7: Какие наиболее эффективные механизмы для привлечения средств вы используете?

Я считаю, что самый перспективный способ привлечения средств – социально ориентированный маркетинг (его называют «фандрайзинг будущего»), потому что он решает сразу много задач, и от партнерства выигрывают в итоге и НКО, и бизнес. Благотворительный фонд продвигает свой бренд – он появляется на продукте компании-партнера, в рекламных и пиар-акциях компании. В свою очередь, бизнес использует кобрендинг как механизм повышения лояльности, продаж, а также элемент корпоративной социальной ответственности. Главное преимущество для фонда – вложив много сил в самом начале (убедить компанию, что сотрудничество с благотворительным фондом принесет ей ту самую добавленную ценность, подготовить совместный проект концептуально и юридически), продотворно работать, реализуя совместный продукт. Надо помнить, что социально ориентированный маркетинг – это долгосрочный проект, и чем дольше он работает, тем лучше эффект. В настоящее время у нас уже более 20 продуктов, которые спасают наших детей.

В последнее время многие фонды стали использовать бизнес-подход в организации своей деятельности. И в этом смысле часто эффективность работы благотворительных фондов в значительной степени превышает эффективность работы бизнес-структур. Можно себе представить, какой бюджет должна потратить компания на проведение, например, премии для своих профильных журналистов – это будет оплата аренды помещения, оборудования, кейтеринга, привлечения звезд, развлекательной программы, экспертной работы жюри. В случае, когда эту премию проводит благотворительный фонд, большую часть услуг фонд получает бесплатно. И так в очень многих проектах.

Вопрос 8: Какие KPI стоят перед ключевыми сотрудниками фонда?

У каждого сотрудника, в том числе у меня, есть свой KPI. У самого фонда «Линия жизни» тоже есть три показателя достижения успеха. Это эффективность нашей фандрайзинговой работы, эффективность медицинской работы, и еще мы поставили себе цель каждый последующий год привлекать больше средств, чем в предыдущем, чтобы иметь возможность оказывать больше помощи по нашим медицинским направлениям. Эффективность проектов мы оцениваем либо с точки зрения пиар-эффективности, охвата СМИ, узнаваемости бренда, либо с точки зрения привлеченных средств – не беремся за организацию события, если понимаем, что оно принесет меньше 100 тыс. рублей, такая сумма сбора не оправдывает вложенные усилия. Также фонд получает огромный объем услуг bro bono. Мы стараемся оценивать в том числе и этот показатель.

Вопрос 9: Есть ли у фонда система CRM?

В 2013 году была создана при поддержке Альфа Групп очень серьезная CRM-система по всему, что касается наших медицинских программ. Сейчас мы работаем над внедрением CRM-системы для нашей проектной и финансовой деятельности.

Вопрос 10: Есть ли у фонда стратегия развития на ближайшие 3 года и какова она?
В настоящее время в связи с непростой экономической ситуацией в стране и в мире даже у многих компаний нет стратегии на 3 года, чего не скажешь о крупных благотворительных фондах, в частности о нашем. Для нас стратегия – это компас, который дает нам понимание, куда и как двигаться, чтобы достичь целей, поставленных перед медицинскими программами фонда, что обеспечивается выполнением стоящими перед фондом KPI.

Вопрос 11: Какая у фонда PR-поддержка?

PR-поддержка очень много значит в деятельности благотворительного фонда. Статьи, сюжеты, информация в соцсетях помогают рассказать потенциальным донорам о деятельности фонда, а значит – способствуют дополнительному привлечению средств. Мы очень благодарны нашим партнерам в СМИ, которые оказывают информационную поддержку фонду и нашим акциям. Это и «Пятый канал» с прекрасным проектом «День добрых дел». Мы очень благодарны НТВ за сюжеты о наших подопечных в новостях канала, телеканалам 360, ОТР, Матч-ТВ за освещение наших акций.

Вопрос 12: Кто основные стейкхолдеры фонда? Кто из известных бизнесменов, компаний, госструктур поддерживает фонд?

Мы работаем с крупнейшими компаниями, с телеканалами на самом высоком уровне, с печатными СМИ, со звездами для разных целевых аудиторий, с госструктурами (наш основной партнер – Министерство здравоохранения РФ и региональные Минздравы), с губернаторами, мэрами, так как основная наша программная деятельность связана с регионами.

Вопрос 13: Ваше видение развития благотворительности?

По разным оценкам благотворительный сектор в России составляет 300 млрд рублей (включает благотворительность, спонсорство и т.д.) – 0,38% от ВВП. Это сопоставимо с расходами государства на здравоохранение.

За последние 15 лет сектор благотворительности прошел серьезный путь от создания моды на благотворительности к благотворительности как образу жизни. Позитивные изменения в том, что люди стали более активными, сформировано понятие народной благотворительности. И в НКО-секторе появилось намного больше средств. Это прекрасно и говорит о том, что для людей существует понятие «модной» благотворительности. В ее формировании помогли такие проекты, как «День добрых дел» на «Пятом канале». Без поддержки средств массовой информации, а именно телевидения, вряд ли было бы возможно вовлечение в благотворительность. Фонды собирают в одни день от 15 до 30 млн. рублей. Это та самая живая обратная связь, которая помогает нам чувствовать пульс народной поддержки.

Благодаря новым технологиям появилось огромное количество новых механизмов, которые позволяют любому человеку легко осуществлять благотворительный перевод просто и доступно (смс, бесконтактные платежи, терминалы, рекуретные платежи, QR-коды, виджеты на сайтах и т.д.).

Но всегда есть и оборотная сторона. В данном случае это увеличение количества мошенничества и обмана. Это очень серьезное негативное изменение. Там, где появляются деньги, появляются и мошенники. И это уже не разовая история, а выстраивание мошеннических схем. Этому приходится противостоять.

Фонды все больше будут переходить от адресной помощи к системной, институциональной. А «красивые» истории становятся дефицитными, потому что государство постоянно увеличивает объем финансирования высокотехнологичной помощи. Все активнее сектор будет поддерживать инновационные исследования, образовательные, реабилитационные программы, приобретать необходимое оборудование.

Больше внимания фонды будут обращать на работу и привлечение молодежи, а это значит будет поиск визуальных и речевых кодов, на которые молодежь реагирует. В декабре 2017 года фонд «Линия жизни» выступил инициатором проекта и партнером главного в России фестиваля рекламы Red Apple в рамках отдельного конкурса Young Lions: 5 фондов исходя из своих нужд, поставили задачи молодым креаторам в 6 категориях: Print, Media, Cyber, PR, Film, Design. Работы оценивало международное жюри фестиваля, 6 команд-победителей получили ценные призы – в первую очередь, аккредитацию на главный в мире фестиваль креаторов, Canne Lions 2018.

Фонд начал участвовать в Кибер-спортивных турнирах и привлекать пожертвования даже в такой непривычной виртуальной молодежной среде.

Активно развивается в последнее время интеллектуальное волонтерство. Многие специалисты понимают, что могут помочь фондам не только материально. Поэтому в благотворительности pro bono участвуют юристы из крупных компаний, фотографы, блогеры и многие другие.

Вопрос 14: Применяет ли фонд зарубежный опыт и какой?

Мы активно используем зарубежный опыт в привлечении средств, изучаем опыт зарубежных фондов по проведению фандрайзинговых кампаний, работе с местным населением, маркетингу и PR, по созданию новых проектов и программ для различных целевых аудиторий. С сотрудниками компаний-партнеров изучаем HR-опыт по привлечению сотрудников к участию в наших проектах. Анализируем опыт работы с молодежной аудиторией.

Вопрос 15: Есть ли какая-то личная история, которая привела вас в благотворительность?

А я никогда не занималась бизнесом. В прошлой жизни я спасала природу, так как я специалист по высокогорью. Работала на Кавказе, Памире, Тянь-Шане. И именно находясь высоко в горах и общаясь ночами со звездами и Вселенной, я поняла, что я человек миссии. Так и двигаюсь всю жизнь по этому непростому, но счастливому пути: от помощи природе к помощи детям, покоряя одну вершину за другой.


Фаина Яковлевна Захарова – известный общественный деятель, президент фонда «Линия жизни» с момента его основания, эксперт некоммерческого сектора, автор стратегий благотворительных организаций и более 50 маркетинговых и фандрайзинговых программ.

Фаина Захарова была создателем крупных международных организаций в области природоохранной деятельности – Российского отделения Международного Союза Охраны Природы (IUCN- the World Conservation Union), Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF-Россия). С 2005 года Фаина Захарова возглавляет благотворительный фонд «Линия жизни», которых ходит в топ-3 крупнейших благотворительных фондов страны в категории «Здравоохранение, лечение детей».

Двенадцать лет фонд «Линия жизни» занимался развитием эндоваскулярной медицины и помогал детям с врожденными пороками сердца. За 12 лет работы кардиологической программы (до 1 июня 2016 года) при непосредственном участии фонда прооперировано более 7500 детей с врожденными пороками сердца и аритмиями. В 2016 году фонд закрыл кардиологическую программу, поскольку государство начало выделять значительные средства на высокотехнологичные операции. Объем высокотехнологичной помощи в стране к текущему моменту увеличился в 16 раз.

Сейчас фонд «Линия жизни» оказывает адресную помощь детям России в возрасте от 0 до 18 лет, жизнь которых находится под угрозой из-за опасных заболеваний. Фонд работает по всей стране, взаимодействует с ведущими медицинскими организациями России. Миссия благотворительного фонда «Линия жизни» — дарить счастье жить тяжелобольным детям.

Фонд помогает детям с такими диагнозами, как: гидроцефалия, сосудистая патология головного мозга, черепно-мозговая грыжа, деформации позвоночника, молекулярно-генетическое обследование. Новые медицинские проекты фонда – эндопротезирование при костной саркоме, инициированный фондом и осуществляемый совместно с Минздравом РФ проект «ИВЛ в домашних условиях» (искусственная вентиляция легких на дому), а также финансирование приобретения дорогостоящего оборудования для российских больниц и финансирование медицинских исследований.

Стратегической задачей своей деятельности Фаина Захарова считает вовлечение в процесс благотворительности наиболее широкого круга людей вне зависимости от их социального положения. Во многом благодаря деятельности Фаины Захаровой благотворительность стала образом жизни. Фонд совместно с «Пятым каналом» выступил инициатором создания проекта «День добрых дел». После сюжета о тяжелобольном подопечном на короткий номер фонда приходит порядка 400 тыс. SMS от телезрителей с благотворительными пожертвованиями в среднем от 50 до 80 рублей, что позволило за 3 года только фонду «Линия жизни», как одному из участников проекта, спасти 357 детей.

Фонд активно взаимодействует с крупными компаниями – лидерами российского бизнеса: X5 Retail Group, Альфа Банк, «Ростелеком», «Роснано», ОАО «РЖД», «Бургер кинг», «Формула кино» и др. Проекты фонда становятся частью социальной стратегии корпораций. В торговых сетях «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка» продаются товары с благотворительной составляющей. Часть средств от реализации этих товаров поступает в фонд «Линия жизни» на лечение тяжелобольных детей. Важный плюс социально-ориентированного маркетинга – развитие народной благотворительности, просвещение и воспитание покупателей.

Президент фонда «Линия жизни» Фаина Захарова участвовала в организации первой конференции «Благотворительность в России» (2005 г.), фонд – один из создателей Ассоциации фандрайзеров (2014 г.). Именно Фаине Захаровой принадлежит идея проведения «Года благотворительности в России» (2006 г.), цель которого состояла в создании условий для эффективной и действенной благотворительности, что стало триггером для развития всего некоммерческого сектора. По итогам года 280 организаций приняли участие в различных благотворительных инициативах, было проведено 110 благотворительных мероприятий.

Под руководством Фаины Захаровой фонд создает акции и программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни и семейных ценностей. В традиционных благотворительных акциях фонда можно принять участие всей семьей. Для старшего поколения, «третьего возраста» фонд с 2017 года начал проводить «Скандинавский променад» – соревнование по скандинавской ходьбе с палками. Аналогичное мероприятие планируется в Казани в мае 2018 года. Пожалуй, самая известная акция фонда «Чья-то жизнь – уже не ме¬лочь!» проводится дважды в год, весной и осенью. Этот проект помогает донести идеи благотворительности до всех поколений и показывает, что благотворительностью может заниматься каждый, независимо от материального благосостояния. За 17 акций с 2009 года удалось спасти 80 детей.

В акции фонда «Добрые руки людей планеты земля» принял участие Дмитрий Анатольевич Медведев – на тот момент в должности Президента. Его внимание на Гражданском форуме привлек стенд фонда с необычной картиной, составленной из разноцветных отпечатков рук. Медведев приложил и свои ладони к полотну. До него это уже сделали Леонид Рошаль, Михаил Боярский, Алексей Леонов, художники Владимир Дубосарский и Александр Виноградов и многие другие. Аналогичная акция прошла в аэропортах и железнодорожных вокзалах страны, а том числе на вокзале города Сочи во время Олимпиады в 2014 году.

Под руководством Фаины Захаровой в рамках фонда «Линия жизни» удалось собрать более 2 млрд. рублей, что позволило спасти 9712 детей из различных регионов России.

Фаина Захарова награждена высшей государственной наградой в сфере благотворительности – знаком отличия «За благодеяние», которую в 2013 году на торжественной церемонии ей вручил Президент Российской Федерации В.В.Путин.



14.05.2018

Источник: SPEAR'S Russia #4(77)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз