Бубновалетовцы, Рерих и доктор Рау


Наступает горячая пора для любителей русского искусства: крупнейшие аукционные дома выставят на торги разнообразнейшие лоты – от живописи начала прошлого века до образцов андеграунда советской фотографии. Кроме того, будет возможность проникнуться духом филантропии и прицениться к ретрокарам. Анна Ким рассказывает о событиях июня.

22.05.2013




Николай Рерих. Труды Богоматери.


Топ-лотом русских торгов Christie’s, которые пройдут в Лондоне 3 июня, станет картина Ильи Машкова «Натюрморт с фруктами» – яркий образец русского неопримитивизма. Эта работа была написана в 1910 году и представлена на легендарной первой выставке «Бубновый валет». Мероприятие организовали Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Михаил Ларионов и Аристарх Лентулов – художники, объединенные желанием продемонстрировать публике новое искусство. Посетители были немало шокированы увиденным: на их глазах началось триумфальное шествие русского авангарда.

Примерно к 1920 году «Натюрморт с фруктами» попал в коллекцию Уильяма Бэффи, страстного собирателя произведений российских и немецких экспрессионистов. В течение целого столетия шедевр Машкова был скрыт от глаз широкой публики. И вот в минувшем апреле аукционный дом Christie’s показал его на своей выставке в Москве, а теперь картина впервые появится на арт-рынке с эстимейтом 1–1,5 млн фунтов стерлингов.

Поклонников этого периода в русской живописи наверняка заинтересуют русские торги и другого аукционного гиганта – Sotheby’s. В числе наиболее примечательных лотов – «Кубистическая женщина» Натальи Гончаровой, одной из самых дорогих художниц в мире. Рекорд стоимости ее работ – 6,4 млн фунтов стерлингов – установила «Испанка», проданная три года назад на аукционе Christie’s. Картина, выставляемая на этот раз, имеет более скромный эстимейт – 600–800 тыс. фунтов стерлингов – и является частью собрания шведского коллекционера.

Стоит обратить внимание и на аукцион «Меняющийся фокус: коллекция русской и восточноевропейской современной фотографии», который Sotheby’s проведет 5 июня. Это собрание состоит из 800 работ, выполненных в 1960-е годы и позднее. В нем представлены как самые знаменитые мастера России и Прибалтики, так и представители андеграунда, чье творчество в те времена не укладывалось в рамки официально признаваемых канонов и потому было знакомо лишь завсегдатаям неформальных тусовок.

Утерянное возвращается

Запланированный на тот же день в Лондоне аукцион Bonhams также должен взволновать многих поклонников русской живописи. Один из них может стать обладателем картины кисти Николая Рериха «Труды Богоматери» с эстимейтом от 800 тыс. до 1,2 млн фунтов стерлингов. Это центральное полотно из серии, включающей также широко известные работы «Богоматерь Орифламма» и «Богоматерь Защитница». Местонахождение шедевра долгое время оставалось загадкой, на аукцион его выставил коллекци­онер из США. «На данный момент лишь небольшое количество картин такого высокого уровня находится в частных руках, – отмечает директор русского отдела Bonhams в Нью-Йорке Елена Харбик. – Появление на аукционе этой великолепной картины Рериха является наиболее важным художественным событием сезона».

Дым отечества

Желающим не только приобщиться к прекрасному, но и прикоснуться к самым драматичным страницам российской истории такая возможность будет предоставлена на аукционе Bonhams. 5 июня здесь будет выставлен на торги портсигар, изготовленный Ювелирным домом Фаберже. Он был подарен Николаю II императрицей Александрой Федоровной по случаю рождения их второй дочери, великой княжны Татьяны. В начале 1917 года портсигар вместе с другими вещами был перевезен из Санкт-Петербурга на хранение в Московский Кремль, а после революции оказался в числе национализированного имущества царской семьи. Вероятно, в глазах советского правительства изящная вещица, покрытая эмалью лавандового цвета и украшенная серебром с позолотой, не представляла большой ценности: в 1931 году портсигар был продан Торгсином американскому бизнесмену всего за 103 руб­ля. Теперь в Bonhams рассчитывают выручить за него 150–200 тыс. фунтов стерлингов. «Эта вещь сделана с превосходным мастерством, присущим Дому Фаберже, но что еще важнее – она служит напоминанием о трех людях, насильственная смерь которых ознаменовала конец исторической эпохи», – отмечает директор русского департамента Bonhams Софи Лоу.

Классики и современники

Sotheby’s начинает продавать предметы из собрания покойного доктора Густава Рау. Коллекция уйдет с молотка на торгах, которые пройдут 23 мая, 19 и 20 июня, 2, 3 и 4 июля, 24 сентября, а также на аукционе в Цюрихе, дата которого станет известна позднее.

Биография знаменитого немецкого филантропа и коллекционера очень необычна. Он родился в 1922 году в Штутгарте в семье промышленника, сколотившего состояние на производстве комплектующих для автомобилей. Был призван на службу в вермахт, но вскоре дезертировал
и в 1944 году присоединился к британской армии. После войны Рау вернулся на родину и пытался продолжить дело своего отца, однако в какой-то момент понял, что автопром – не его призвание. В 40-летнем возрасте он круто изменил свою судьбу, начав изучать медицину. Специализация на тропических болезнях и педиатрии во многом определила его дальнейший путь: в конце 1960-х годов Рау продал семейный бизнес и уехал работать врачом в Африку. Он построил госпиталь в городе Кирири на востоке Конго и создал центр по борьбе с недоеданием.

Собирать предметы искусства Густав Рау начал еще в Германии и позднее, живя в Африке, регулярно выезжал в Европу и Америку на аукционы и встречи с арт-дилерами. Пользоваться услугами консультантов не любил и нередко покупал картины просто потому, что они ему нравились. За 40 лет его коллекция разрослась до 600 произведений и превратилась в одно из самых больших частных собраний в мире.

Густав Рау никогда не был женат и не имел детей. Согласно его распоряжениям, одна часть коллекции отошла германским музеям, другая еще при жизни мецената была передана Детскому фонду ООН (ЮНИСЕФ). Она-то и будет выставлена на торги нескольких аукционных домов. Среди 141 лота Sotheby’s особенно выделяются «Деревянный мост» Клода Моне (эстимейт 4–6 млн фунтов стерлингов), «Молящийся Святой Доминик» Эль Греко и «Якопо Порта назначен правителем Виченцы» Джованни Доменико Тьеполо (обе с эстимейтом 3–5 млн фунтов). Вырученные от продажи средства будут направлены на финансирование программ помощи детям.

Тем же, кто интересуется современной живописью, стоит отправиться в Нью-Йорк. Здесь до 9 июня можно посетить предпродажную выставку Жан-Мишеля Баскии, открывшуюся в галерее S|2 Sotheby’s. «Я хотел быть звездой, а не талисманом картинных галерей», – говорил этот американский художник. За свою короткую жизнь – всего 27 лет – он достиг первого, но не смог избежать второго. Трудный подросток начинал с разрисованных футболок, открыток и граффити, которые подписывал псевдонимом SAMO (same old), а в 1980-е, на пике своей бурной карьеры, много работал с Энди Уорхолом.

В последние годы спрос на его картины среди коллекционеров поистине феноменален: самые дорогие обходятся покупателям в суммы, превышающие 20 млн долларов. На нынешней выставке искусство Жан-Мишеля Баскии представлено в разных форматах: от рисунков карандашом и маркером до монументальных полотен, выполненных на холсте, – всего 30 работ.

Не роскошь, а средство передвижения

Наконец, аукционы июня порадуют и самых практичных ценителей красоты. Тех, кто увлекается редкими автомобилями, могут заинтересовать два мероприятия дома Bonhams. Первое пройдет 25 мая одновременно с гонками Spa-Classic на бельгийской трассе Франкоршам, которую считают одной из самых живописных в мире. Поклонникам спортивных авто здесь будет на что полюбоваться и к чему прицениться. Второе состоится 2 июня в рамках двухдневного шоу Concours d’Elegance в американском Гринвиче (штат Коннектикут) и наверняка привлечет внимание ценителей старины. Среди заявленных лотов – Bugatti 1930 года выпуска, за который аукционеры намерены выручить не менее 1 млн долларов, а также Cadillac 1910 года и Rolls-Royce 1923-го. 

Атлас

Материалы по теме



Анна Ким
22.05.2013

Источник: SPEAR'S Russia

Комментарии (2)

Deweytimet 25.06.2017 05:20

If you have a desire to learn how to earn from $ 500 per day and work only for yourself, then write to us at email: [email protected]

Shameer 16.01.2014 12:39

Times are chanigng for the better if I can get this online!


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз







Зритель как главный инвестор

11.06.2021 Арт

Img_5992
 

Отмечая 100-летие, Российский академический молодежный театр (РАМТ) намерен выпустить в этом году аж 11 премьер. Не стоять на месте – вообще его кредо: иногда здесь играется по 6–8 спектаклей в день, а худрук Алексей Бородин, возглавляющий РАМТ уже 40 лет, не боится молодой смены, сам пригласил на должность главного режиссера 37-летнего Егора Перегудова, любителя экспериментальных форм. Позитивная энергетика театра – основа и его Клуба друзей, созданного в 2017 году по западной модели: он объединяет в первую очередь обычных зрителей, а не статусных партнеров. Создание Клуба и позволило РАМТу первым из российских театров внедрить в 2017 году новую модель финансовой поддержки своей деятельности – эндаумент-фонд, или фонд целевого капитала. О том, как зарабатывает театр, живущий без спонсора, должно ли государство содержать культуру и каковы зрительские предпочтения миллениалов, в интервью SPEAR’S Russia рассказала директор РАМТ Софья Апфельбаум.


Из Большого с размахом

21.05.2021 Арт

_mg_3071
 

25 и 26 мая на Новой сцене Большого театра продюсерская компания MuzArts представит вечер современной хореографии Postscript: пять знаковых хореографов, четыре балета и в трех из них – одна прима-балерина Ольга Смирнова, которой везде придется быть абсолютно разной. О том, насколько это сложная задача, основатель MuzArts Юрий Баранов знает не понаслышке, так как сам танцевал на сцене Большого 20 лет. А сегодня пытается конкурировать на продюсерском поприще с западными компаниями, приумножать славу русского балета в новом контексте – через современную хореографию и неожиданные коллаборации, почти как Сергей Дягилев в начале XX века. О том, почему Большой театр поддерживает MuzArts без всякой ревности, как найти спонсоров под балетные проекты и чем уникальна программа Postscript, Юрий Баранов рассказал в интервью SPEARʼS Russia.