Больше рисков и меньше возможностей
Российский банковский сектор: текущее состояние и перспективы 2010-2012 годы
Доля российской финансовой системы в мире относительно невелика, и в этой связи ситуация в ключевых экономиках оказывает на отечественную систему практически определяющее влияние. Вместе с тем внутренняя ситуация дает отечественным банкам надежду на эволюционный рост.

Внешние условия: ситуация в мировом финансовом секторе
Роль российской финансовой системы в мире можно проиллюстрировать двумя фактами:
- суммарный ежедневный оборот всех отечественных бирж на рынках всех типов ценных бумаг не превышает 10% от оборота NYSE (США) в рамках фондовой секции;
- во-вторых, активы всей банковской системы РФ сопоставимы с активами Bank of Scotland и в три раза меньше, чем у Deutsche Bank.
В этой связи события и тенденции, происходящие в основных экономиках мира и в их финансовых системах, оказывают на российскую практически определяющее влияние.
Среди основных тенденций, задающих контекст развития, можно выделить следующие:
- Все большая глобализация локальных финансовых систем в мировую. Основные негативные последствия этого Россия испытала в период оттока капитала в 2008 г., однако данная тенденция усиливается, и согласованные действия регуляторов только способствуют этому. Как следствие, отечественная финансовая система может столкнуться с новыми рисками спекулятивных движений капитала, особенно учитывая, что кредитные проблемы очевидно переходят с корпоративного на суверенный уровень (примеры ОАЭ, Греции и т.д.).
- Сложная ситуация в сфере межбанковского кредитования. Основные индикаторы рынков ликвидности к настоящему времени в целом вышли на докризисные уровни, хотя есть и исключения, например, спред LIBOR к базовой ставке. Тем не менее, мы полагаем, что хотя новые максимумы по денежным ставкам будут наблюдаться еще не скоро (на восходящей фазе цикла повышения ставок), возврат межбанковского кредитования в режим «нормального» функционирования, по всей видимости, не завершен и займет продолжительное время.
- Изменение направлений потоков капитала. Накопление значительных объемов золотовалютных резервов в странах-экспортерах (в том числе, Китай, страны ОПЕК и другие), а также формирование огромных объемов дефицита бюджета в развитых странах изменяют основные направления потоков капитала, что может нести для российской банковской системы дополнительные риски. Так, снижение доверия к уровням кредитных рейтингов и высокие суверенные риски приводят к росту скорости перетока капиталов, что способно создавать кризисные тенденции.
- Рост требований к качеству отчетности финансовых институтов. Во многом формирование дисбалансов, приведших к мировому финансовому кризису, основывалось на недостаточно проработанной форму отчетности банков по отношению к осуществляемым ими операций. Мы полагаем, что регуляторы предпримут существенные усилия для недопущения повторения подобного сценария, что будет способствовать росту расходов банков на администрирование отчетности.
Локальные условия: предпосылки для эволюционного роста
Ситуация в мировой экономике и финансовой системе оказала определяющее влияние на положение в российском банковском секторе в 2007-2008 гг., что в свою очередь, предопределило вектор развития в 2009 г.
В частности, предкризисный период характеризовался высокой доступностью заемных средств в условиях низкого уровня проникновения банковских услуг. Как результат, объемы внешней задолженности росли существенными темпами, а размещение ресурсов основывалось на ожиданиях продолжительного улучшения экономических условий. Как следствие, темпы роста активов банков в разы превышали рост экономики как в реальном, так и в номинальным выражении, дестабилизируя качество активов.
В кризисный период банки столкнулись со следующими доминирующими тенденциями:
- ухудшение условий фондирования операций из ключевых источников из-за оттока депозитов (до 7,5% депозитной базы или около 450 млрд руб.) и фактической закрытости зарубежных рынков капитала;
- просадка качества платежной дисциплины по кредитам и публичным долговым инструментам более сотни дефолтных облигаций и нарастание объем просроченной задолженности;
- повышение роли Банка России в предоставлении временной ликвидности банковскому сектору (перед ЦБ РФ задолженность достигала 15% пассивов).
В настоящий момент можно констатировать, что меры, предпринятые ЦБ РФ, оказались достаточно эффективны и вкупе с улучшением мировой экономической конъюнктуры позволили стабилизировать ситуацию. Мы полагаем, что ситуация в секторе характеризуется следующими показателями:
- приближение доли проблемных и безнадежных ссуд в портфеле к отметкам 10%, объем просроченных кредитов превысил 1,0 трлн руб.;
- уровень достаточности капитала банков растет, в среднем по сектору он составляет 20%, причем капитал наращивается не только крупными банками, но и средними и мелкими;
- в первом квартале 2010 г. объем резервирования начал демонстрировать тенденцию к снижению, и тем самым появляются шансы роста прибыли банков по итогам года.
На основе проведенного анализа мы полагаем, что складывающиеся тенденции в экономике и секторе предполагают следующий сценарий развития банковской системы. Так, в рамках активных операций мы ожидаем положительную динамику объемов кредитного портфеля банков: до 15% в 2010 г., и ускоренное (18-20% в год) наращивание в среднесрочной перспективе.
При этом в наиболее выигрышной позиции могут оказаться банки, ориентированные на обеспеченный залогами сегмент (автокредитование и ипотека): складывающиеся условия предполагают подтверждаемый экономическими условиями сильный спрос на соответствующих рынках. Так, с одной стороны, государство намерено стимулировать экономику через программы субсидирования в потребительских секторах с относительно высокой добавленной стоимостью и положительными социальными последствиями (например, приобретение транспортных средств и жилья). С другой стороны, при том, что реальные доходы населения в 2009 г. выросли только на 1,9%, депозитная база (при снижающейся инфляции и укрепляющемся рубле) прирастает со средним темпом около 2% в месяц.
Вместе с тем, мы полагаем, что наблюдаемая в период кризиса низкая доступность необеспеченного потребительского кредитования (особенно целевого) будет иметь существенные негативные для сегмента последствия и в 2010 г. Мы ожидаем, что объемы портфеля могут приблизиться к докризисным значениям только в 2011 г.
Мы также достаточно скептичны по отношению к перспективам расширения корпоративного кредитования. Во-первых, внутреннее потребление товаров в России в значительной мере продолжает ориентироваться на импорт, и даже эффекты девальвации 2009 г. оказались слабее сложившейся склонности к приобретению зарубежных товаров. Во-вторых, сжатие потребительского сектора существенно сказалось и на потенциале расширения инвестиционного спроса. В-третьих, значительная часть кредитного портфеля банков до сих пор находится под давлением объема неработающих кредитов. Хотя, по всей видимости, официальные показатели уже приблизились к своим максимальным значениям (до 10-12% портфеля), мы полагаем, что вынужденное рефинансирование – сильный фактор, и который будет сдерживать финансовые возможности банков.
Вместе с тем, кризис может иметь позитивные эффекты на модель развития отечественной экономики и банков. В частности, мы ожидаем, что уровень левериджа в среднесрочной перспективе будет в целом стабильным, и динамика наращивания внешнего долга окажется существенно более скромной, чем в 2006-2007 гг. В сочетании с восстанавливающейся депозитной базой это способно привести к большей устойчивости банковского сектора в ближайшие годы. Причем мы полагаем, что локальные источники фондирования операций банков будут удовлетворять их возможностям по размещению средств.
Повышению стабильности сектора может также способствовать и тенденция наращивания собственного капитала банками, если она сохранится до конца 2010 г.
Источник: «Газпромбанк»
Код безопасности

Пока Big Tech выходит на финансовые рынки, банки сами торопятся превратиться в технологические компании, и героем нашего времени часто становится не клиентский менеджер или инвестиционный управляющий, а программист. Это добавляет удобства и клиентам, и бизнесу, но создает дополнительные возможности для злоумышленников. Глава Swordfish Security Юрий Сергеев рассказал SPEAR’S Russia, сколько ошибок совершают программисты, как дорого они могут обойтись и какие банки следует считать самыми безопасными.
Тотальный wealth management

Вероника Жукова, директор управления финансовых продуктов и развития платформы Sber Private Banking, - о цифровом настоящем, предъявляющем строгие требования всем участникам индустрии управления частными капиталами, и цифровом будущем, которое сделает жизнь хайнета намного удобнее.
Кто побеждает в кибербоях

С каждым годом киберпреступность приобретает все большие масштабы: открытые военные операции, шпионаж и саботаж не так часто выходят на первые полосы СМИ, однако специалистам, разрабатывающим технологии по отслеживанию и нейтрализации угроз, очевидно – бизнес, а иногда и целые государства не всегда готовы противостоять атакующим. Как узнать врага в лицо и выбрать релевантную защиту для себя и своего бизнеса, не тратя баснословных сумм на никому не нужные антивирусы, узнала руководитель А-Клуба Алина Назарова в беседе с Ильей Сачковым, генеральным директором и основателем Group-IB.
Делать мир лучше

Глава Mastercard в России Алексей Малиновский объясняет, как связаны платежная система и культура, и рассуждает о принципиальных идеях и технологической системе, стоящих за маленькими пластиковыми прямоугольниками, а также о том, что может прийти на смену картам.
План по спасению Америки

Первая экономика мира совершает резкие движения вверх-вниз. По данным BEA (Бюро экономического анализа США), в IV квартале 2020 года темпы восстановления экономики замедлились. В III квартале произошел быстрый посткризисный «отскок» рынка и годовой темп роста ВВП составил рекордные +33,4%. В IV тот же показатель опустился до +4%.
Деньги Европы

О Фонде восстановления Евросоюза, а также об отраслях экономики, которые преуспели или пострадали больше остальных, рассказывает Гжегож Селевич, экономист, эксперт Coface по рынкам стран Центральной и Восточной Европы, России и СНГ.
Два повода для беспокойства после пандемии: устойчивость долга и инфляция
В последние недели дискуссии общественная и медийная повестки в основном были сосредоточены на текущих медицинских и экономических проблемах, связанных с коронавирусной пандемией. Сейчас, когда появляются признаки улучшения ситуации в тяжело пострадавшей Южной Европе, а также в некоторых других странах, акцент смещается на возможные проблемы в долгосрочной перспективе. Рассмотрим два повода, вызывающих беспокойство. Во-первых, государственный долг может стать неустойчивым, а во-вторых, налоговое стимулирование и кредитно-денежная экспансия могут привести к безудержной инфляции. Как мы объясняем ниже, оба этих риска можно считать умеренными.
Новая мировая нефтяная война – кому она выгодна?

Павел Теплухин, генеральный партнер Matrix Capital, о том, с чего начался и чем может закончиться новый экономический кризис, кому выгодна нефтяная война, когда рынки придут в равновесие и что сейчас делать инвесторам.
Оставить комментарий