Бизнес на экспорт


Девальвация и падение цен на сырье серьезно ударили по российскому бизнесу. Но у сегодняшнего кризиса есть бенефициары, утверждает Александр Мещеряков. Это экспортеры, ведущие грамотную финансовую политику.

25.09.2015




Janwillem%20acket
Александр Мещеряков

Заместитель руководителя корпоративного блока, управляющий директор по международному, документарному и транзакционному бизнесу Промсвязьбанка

В трудные для многих дни лучше всех себя чувствуют компании машиностроительного сектора: игроки с максимально высокой стоимостью, произведенной в России, и минимумом импортных комплектующих. Они используют местные сырье, энергию, перевозки, рабочую силу, а продают товары за доллары дальнему зарубежью – их маржа заметно возросла.

Долгое время рубль был сильно переоценен из-за высоких цен на нефть. Традиционно российские машиностроители находились в нише между европейскими, американскими или японскими производителями, с одной стороны, и китайскими, с другой. Понятно, что у европейцев были более высокие цена и качество, при этом их оборудование обладало дополнительным функционалом, который пусть и не является необходимым, но становится приятным дополнением. Наши игроки не отвечали европейским стандартам, однако по ценовой линейке к ним приближались. Китайская продукция оставалась самой дешевой, хотя зачастую в ущерб качеству.

Теперь же цены отечественных компаний сравнимы с китайскими. При этом российская продукция сохраняет имидж надежной и д­овольно качественной. Пробиться с ней в США и Европу, конечно, удается единицам, поэтому работают российские экспортеры в основном с рынками третьих стран: СНГ, Азией, Латинской А­мерикой, Ближним Востоком и Северной Африкой.

Несмотря на общие успехи в отрасли, оживление практически не коснулось бизнеса отечественных автомобилестроителей. Дело в том, что поставки легковых автомобилей в значительной степени идут в страны СНГ. Однако их валюты слишком зависят от рубля, а рынки имеют те же проблемы, что и РФ. Белоруссия и Казахстан, правда, некоторое время удерживались от девальвации / свободного обменного курса, но в итоге белорусский рубль обвалился еще в начале года, а в августе – казахстанский тенге.

Китай и другие

Большинство российских компаний начали уделять восточному направлению больше внимания, однако на количество сделок это пока повлияло не очень сильно. Традиционно с регионом сотрудничали наши импортеры, а сейчас на него посмотрели и экспортеры.

Новым игрокам, желающим зайти в Китай, бывает сложно привык­нуть к его бизнес-традициям. Развитие бизнеса, взаимодействие с местными банками отнимают гораздо больше времени, чем в Е­вропе.

Вся проблема, на мой взгляд, в восточном менталитете. У нас скорее европейский или американский подход к бизнесу, мы смотрим на него в разрезе сделок. Например, есть определенный проект: если риски устраивают, партнер устраивает, цена устраивает, то мы заключаем сделку. Все вопросы решаются быстро. На Востоке философия другая. Дело начинается с некоего стратегического плана на следующие 20–30 лет. Потом азиатский партнер пытается понять, вписываешься ли ты в его рамки. Если да, то тебя начинают пристальнее изучать. Самой сделки приходится ждать очень долго.

Традиционно Россия ориентируется на Китай как на потребителя отечественных сырьевых товаров, поэтому последние 10–15 лет весь экспорт в этом направлении в основном состоял из нефти, газа, угля, руды и металлов. В случае с потребительскими товарами Китай практически ни в чем не нуждается и способен произвести все необходимое самостоятельно, да еще и нам поставить. И конкурировать в этом отношении по цене с ними бесперспективно даже при очень низком курсе рубля. При этом для российских нишевых продуктов – пива, меда, шоколада – место найдется всегда и почти в любой стране. Но для Поднебесной это всего лишь экзотика в виде одного-двух мест на полках местных супермаркетов, в больших объемах поставлять туда будет невероятно тяжело.

Тем не менее экспорт в азиатские страны остается хорошей идеей. Вопрос в том, что на многих рынках существуют барьеры, связанные с санэпидемиологическим контролем, сертификацией и допуском. Российским производителям необходимо соответствовать этим критериям, для мелких игроков это трудно и не всегда рентабельно. Безусловно, нужна большая поддержка со стороны российского государства.

Рынок сбыта

Выходя на зарубежный рынок, нужно решить прежде всего задачу внутренней эффективности. Тяжело тем, кто работает только на внешних рынках или только на внутреннем. Самая правильная позиция – где это возможно – сбалансированная: стоит иметь примерно равные доли в выручке за счет экспорта и внутреннего рынка и наращивать поставки тому сектору, где выше маржа. И в то же время снижать, но удерживать долю на втором рынке, чтобы сохранить за собой место. Сейчас экспорт обеспечивает быструю оплату и хорошую стоимость, поэтому удается расширять поставки. В то время как внутренний рынок стагнирует или в большинстве отраслей падает.

За рубежом бизнес сталкивается с множеством проблем. Во-первых, надо знакомиться с разными контрагентами и доказывать им свою конкурентоспособность, подтверждать качество продукции. Во-вторых, приходится конкурировать с другими странами, пытаться закрепиться на рынке и стать его регулярным поставщиком. Третий вопрос – это качество и сервисное обслуживание. Если ты поставляешь какую-то долгоиграющую продукцию – то же оборудование, – то нужно обеспечить надлежащий сервис. Зачастую это не так просто, и с небольшими поставками открывать локальный центр по ремонту и обслуживанию нерентабельно. В-четвертых, локальные игроки часто привыкают к льготным условиям отсрочки в оплате от поставщиков.

Мы готовы помогать нашим кли­ентам в вопросах финансирования зарубежных покупателей и закрытия рисков неисполнения обязательств с обеих сторон. Для этой цели мы предлагаем комплекс документарных и­нструментов, таких как аккредитивы и г­арантии. По этому н­аправлению мы также очень плотно взаимодействуем с российским э­кспортным агентством – ЭКСАРом.

У России слишком большая зависимость от сырьевых товаров, поэтому курс рубля практически копирует движение нефти Brent. Если мы не начнем увеличивать в экспорте долю несырьевых товаров, то наше будущее так и останется непрогнозируемым и зависимым от моментальной цены нефтяного сырья. Единственный вариант – диверсифицировать собственную экономику, увеличить долю несырьевого производства, экспорта и пытаться проводить импортозамещение. О последнем говорится очень много, но реальных инвестиционных проектов пока нет.

При этом размещать сегодня производство в России экономически выгодно. Есть хороший доступ к ресурсам, квалифицированная и недорогая рабочая сила, в целом неплохая транспортная инфраструктура и большой внутренний рынок сбыта. Но заниматься размещением новых производств в России сейчас никто не готов не только из-за макроэкономических рисков, но и из-за резко обострившейся в последние полтора года политической ситуации. Ко всему этому добавляются наша печально известная бюрократия и куча административных барьеров на пути любого начинания. Стоит признать: несмотря на потенциальную экономическую выгоду, ждать, что инвестиции в новые производства станут сильным драйвером для роста экономики, пока не приходится.

Атлас



25.09.2015

Источник: SPEAR'S Russia #9(51)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз