Битой по риску


Каково актуальное отношение хайнетов к золоту и ликвидности, к вину и искусству, к спорту вообще и крикету в частности? Егор Лысенко знает ответы, ведь он побывал на презентации Wealth Report 2012 и даже внимательно прочитал сам «Отчет о богатстве».

14.06.2012





Редкая пара живет в той же гармонии, в какой существуют SPEAR’S Russia и Wealth Report. Раз в год исследователи из Citi и Knight Frank делают редакции подарок и преподносят нам первосортный информационный повод – «Отчет о богатстве». Это фундаментальный труд, обойти который стороной было бы преступно для журнала, ориентированного на профессионалов и клиентов private banking, – и вот мы снова обращаемся к цифрам и фактам о реальнос­ти и перспективах мирового богатства. К слову, приятным нюансом можно считать то, что впервые презентация нового Wealth Report была проведена в Москве в тот же день, что и в Лондоне.

Елена Юргенева проделала блестящую работу, подготовив статью о Wealth Report для SPEAR’S Russia, но ее взгляд – взгляд риелтора. О другой части отчета, не касающейся непосредственно real estate, но с фокусом на финансы и инвестиции (преимущественно альтернативные), – ниже.

Внимание к деталям и деньгам

Под HNWI авторы Wealth Report подразумевают людей с 25 млн долларов в инвестируемых активах. На вопрос SPEAR’S Russia, а не многовато ли, руководитель Citi Private Bank по EMEA Селим Эльген отвечает, что многовато: это уже, пожалуй, и правда, ультрахайнеты – и незачем спорить о терминах. Вообще один из лейтмотивов исследования – продолжение заданных в прошлые годы тенденций: богатые («богатенькие», как неоднократно говорилось в ходе пресс-конференции) богатеют, недвижимость в основном дорожает, состоятельные люди становятся придирчивее к продуктам, внимательнее следят за током собственных капиталов и тщательнее анализируют конъюнктуру. Вот и представление о том, что такое «обеспеченный человек», требует периодического пересмот­ра. «Один миллион долларов сегодня и пять лет назад – совершенно разные суммы, – справедливо замечает партнер Knight Frank Евгений Семенов. – Чтобы считаться хайнетом, с каждым годом приходится все больше зарабатывать».

Неудивительно, что при этом наблюдается развитие трендов 2008–2009 го­дов: клиенты продолжают менять свое отношение к инвестициям и, как и раньше, сокращают риски, добиваясь максимальной прозрачности банковского обслуживания. Как следствие, хайнеты задают еще больше вопросов своим менеджерам и даже стремятся к уточнению особенностей и структуры своих портфелей, причем не ограничиваясь общими данными, а заглядывая вглубь, докапываясь до деталей.

В числе основных мер по сокращению инвестиционных рисков – приоритет ликвидности. Очевидный недостаток такого подхода – высокая инфляция, убивающая доходность по «денежным» активам, но тем не менее, взвесив за и против, состоятельные граждане часто соглашаются на рост доли наличных в своих портфелях.

И хотя значительная часть ликвидности облекается в форму депозитов, авторы отмечают определенный спрос на государственные долговые бумаги – в основном пятилетние. При этом в центре внимания оказываются американские трежерис, немецкие бунды и английские гилты. Примечательно, что прибыль здесь зиждется на прирос­те капитала, а не на доходности – она опустилась до ничтожных значений вследствие повышенного интереса инвесторов, ищущих безопасные активы.

В этой связи напрашивается «золотое» решение, и тут исследователи уточняют: желтый металл присутствует в портфелях не всех клиентов Citi, а пик его популярности пришелся на прошлый год. Особенно активно инвесторы интересовались драгоценным коммодитиз, когда его цена находилась внутри диапазона 1,2–1,6 тыс. долларов за унцию; с переходом же за отметку в 1,7 тыс. долларов спрос на золото ощутимо сократился.

Хотя отдельные HNWI воспринимают золото как пережиток минувших эпох, оно продолжает пользоваться популярностью в Азии, а одним из главных ценообразующих рыночных факторов авторы называют меры количественного смягчения, что неизменно провоцирует рост котировок. Вывод в «Отчете» из этого делают простой: золото сохранит инвестиционный интерес на фоне общей неопределенности и в условиях, когда государства всеми силами стимулируют экономический рост и прибегают к серьезным мерам фискально-бюджетной политики.

Что до валюты, то банкиры отмечают агрессивную продажу евро в пользу доллара со стороны некоторых клиентов. На FX-рынках, где более 50% торгов ведется в трех главных валютах мира, ежедневно продается больше 1,5 трлн долларов.

Страсть как хедж

Тот факт, что предметы роскоши, удовольствия и фетиша могут быть еще и прибыльными, становится очевиден все большему числу хайнетов, заметили авторы. Причем под пресловутыми инвестициями страсти в Wealth Report понимают в первую очередь искусство, вино и спорт, спрос на которые значительно вырос в 2011 году.

Так, за год на 25% больше HNWI обнаружили интерес к искусству, еще 11% – к коллекционным винам, а покупка спортивных команд осталась на прежнем уровне, несмотря на то что самые спортивные хайнеты – жители Северной Америки – «улучшили» свой результат по отрасли на 24%.

Тут, как и с премиум-недвижимостью, отмечается в исследовании, предмет обожания никогда не обесценится, хотя это может произойти, например, с ценными бумагами. Таким образом приятное сочетается с полезным: даже если ваш актив дешевеет, вы все равно продолжаете пользоваться им, применять по прямому назначению, напоминают финансисты и в подтверждение цитируют консультанта по искусству Citi Private Bank Джонатана Бинстока: «Клиенты принимают тот факт, что, если они потратят 5 млн долларов на Пикассо, их инвестиция может упасть в цене, но даже если она подешевеет на 20%, у них на стене будет висеть шедевр».

Отношение к этому сорту альтернативных капиталовложений в общем позитивное, но несмотря на это, объем рынка предметов искусства в 2011 году все еще несколько уступает докризисному периоду. Неудивительно, что в этом случае драйверами выступают покупатели из Азии, чье пристрастие к миру роскоши и богатства прогрессирует слепящими глаза частного банкира скачками.

В числе недавних топ-лотов банкиры отмечают «Я вижу всю комнату… Но в ней никого нет!» работы Роя Лихтенштейна (полотно было продано за 43 млн долларов). Сегодня имя художника играет роль более важную, чем раньше: коллекционеры сейчас предпочитают тратить немалые деньги в первую очередь на «голубые фишки» арт-рынка, и их привлекают авторитетные мастера с состоявшейся репутацией. Молодым художникам теперь будет тяжелее добиться признания собирателей.

Помимо собственно коллекционерской активности, растет и сугубо инвестиционная составляющая индустрии: индекс Mei Moses World All Art подскочил в 2011 году на 11%, чем, правда, мало кого удивил (с 2000 года он неизменно «аутперформил» индексы акций и на этот раз лишь закрепил давнюю традицию).

Коллекционные вина тоже демонстрируют крепкие результаты после начала кредитного кризиса, каламбурят авторы. Наибольший всплеск активности – не унимаются они – был зафиксирован в Азиатско-Тихоокеанском регионе. (Так шутят, впрочем, лишь русскоговорящие сотрудники Citi. В «оригинальном» Wealth Report нет и намека на игру слов.) Все это, однако, контрас­тирует с индексом Livex 100, который опустился в 2011 году на 15%. Но это объясняется коррекцией рынка, последовавшей за стремительным ростом после 22-процентного провала в разгар кризиса, предполагает директор The Wine Investment Fund Эндрю делла Каза. Если же взглянуть на рынок шире, то мы увидим, что между спадами 2008 и 2011 годов он вырос на 76%. Кроме того, за последние пять лет индекс прибавил в весе на 66%, что значительно превосходит аналогичные показатели FTSE. Более того, с 1988 года при шаге в пять лет Livex только однажды показал негативную динамику, чего нельзя сказать про «футси».

Командный дух

Отдельного внимания все же достойны спортивные клубы как объект инвестиций. Покупка своей собственной спортивной команды – это, вероятно, самый яркий пример так называемых инвестиций страсти и потенциально наиболее дорогой, подозревают в Citi. В пример они приводят миллиардеров премьер-лиги Англии: Романа Абрамовича – владельца Chelsea и шейха Мансура, в 2008 году купившего Manchester City. Почти все из 50 наиболее ценных спортивных франшиз в рейтинге Forbes (включая Manchester United, купленный за 1,86 млрд долларов и контролируемый семьей Глэйзер, и 32 команды американской Национальной футбольной лиги) принадлежат состоятельным частным лицам или их семьям.

По мнению Брэдли Рэнгелла из отдела спортивных финансов и консалтинга Citi Private Bank, это раньше спортивные команды были исключительно индикатором статуса и инструментом реализации личных амбиций.

Теперь же в тренде стремление к прибыли даже от таких смелых инвестиций, и при должном подходе здесь вполне можно преуспеть. Одни только ежегодные права на трансляцию игр 32 команд Национальной футбольной лиги США составляют 4 млрд долларов, а если прибавить к ним стадионы, сопутствующие товары и правильный менедж­мент, то потенциальная доходность сможет стать прекрасным украшением удовольствия от обладания.

«Если следовать плану, можно заработать на владении командой, – говорит Рэнгелл. – Проблемы начинаются тогда, когда, поддавшись эмоциональному решению при покупке игрока, владелец переплачивает и отклоняется от плана». Он также добавляет, что управление четырьмя основными спортивными лигами США – Национальной лигой футбола США, Национальной баскетбольной ассоциацией, Главной лигой бейсбола и Национальной хоккейной лигой – имеет существенные преимущества для состоятельных инвесторов по сравнению с некоторыми другими спортивными лигами мира. «Американские местные лиги в определенной степени имеют социалистическую суть, – комментирует Рэнгелл. – Например, у заработных плат есть предел, и счета за выплаты зарплат не выходят из-под контроля, как это бывает в Европе. Английская премьер-лига – это просто Дикий Запад по сравнению с более регулируемой системой лиг США. Если посмотреть на лиги Испании и Италии – это совсем другая игра».

Тут стоит отметить, что американские лиги традиционно плохо относились к консорциумам покупателей, что, вероятно, и отталкивало HNWI, привычных к прямым инвестициям. Но последние сделки, такие как франшиза Detroit Pristons Национальной баскетбольной ассоциации, проданная private-equity-фирме, говорят о том, что лиги стали более открыты для таких типов структур, заключает Рэнгелл.

В отдельный тренд Wealth Report выделяет интерес мировых HNWI к американским спортивным командам. К примеру, популярностью в Китае пользуется NBA (Национальная баскетбольная ассоциация), а владелец баскетбольного клуба New Jersey Nets – хорошо известный россиянам Михаил Прохоров.

Индийский рассвет

А вот индийским хайнетам больше всего по душе игра в крикет. Для них «это не просто спорт, это религия», уверяет индийская бизнес-леди Шилпа Шетти Кундра, жена предпринимателя Раджа Кундры, вместе с которыми владеет 12% команды Rajastpan Royals – победителя первых игр Индийской премьер-лиги (IPL) по крикету Twenty20 (одной из разновидностей этого спорта).

В 2007 году были проданы франшизы на первые восемь команд лиги, и тогда на волне интереса со стороны индийских хайнетов объем сделок в этом секторе достиг 750 млн долларов. Это не только инвестиции страсти, но и эффективный рыночный инструмент: фан-база некоторых из команд превышает 100 млн человек, что открывает значительные бизнес-возможности. В результате бренд IPL вырос в цене до 4 млрд долларов уже всего после четырех проведенных сезонов.

«Когда люди становятся богатыми, очень часто они малоизвестны. Спорт может дать им признание и возможность быть на виду, чего некоторые и желают. Но часто люди видят в спорте еще и хорошие инвестиции», – приводятся в отчете слова Раджа Кундры. Индийский бизнесмен считает, что 4 млрд для IPL – не предел, и этот параметр будет расти. «У каждой из команд IPL дома есть огромная фан-база, не говоря об интересе из-за рубежа, что представляет собой возможность для предпринимателей, которым нравится развивать бренды и создавать инновационные маркетинговые стратегии», – объясняет он. Кроме того, напоминает Кундра, инвесторам в крикет фактически гарантирован поток дохода от центральной продажи медийных прав. И Лалит Моди – архитектор IPL – очень умно поступил, введя ограничения по уровню зарплат, считает состо­ятельный индиец. Без них самые богатые команды записали бы себе всех лучших игроков, как это происходит в Английской премьер-лиге. При этом не так уж и важно, какую именно позицию в общем зачете занимает ваша команда. «От второго до девятого места доходы остаются одинаковыми, – объясняет Кундра, – хотя никто и не хотел бы увидеть свою команду на последнем месте».

Один из факторов того, почему крикет добился широкого признания в Индии, можно считать влияние на страновое самосознание. По мнению госпожи Кундры, нация гордится IPL, и лига сделала ее более уверенной в себе.

Помимо крикета, чета Кундра интересуется боевыми искусствами. «Мы близки к запуску Лиги смешанных единоборств MMA (Mixed Martial Arts) в Индии. Это самый быстроразвивающийся вид спорта в Америке. Каждый раунд Лиги супербоев, которые мы планируем, будет по-настоящему волнующим событием, так же как IPL. В Индии большой простор для спорта», – говорит глава семьи.

А еще Кундры высоко ценят благотворительность, и компания Раджа Freeplay Energy India дарит радио и фонарики на автономном питании в районах, где нет электричества: «Филантропия и инвестиции не должны быть взаимоисключающими».

Итог

Геополитические мастодонты – города, набившие оскомину и приютившие уже больше россиян, чем многие населенные пункты в черте нашей страны, постепенно сдают монополистические позиции и обзаводятся неожиданными конкурентами. Конечно, Лондон, Нью-Йорк и Париж остаются центрами притяжения мирового богатства – в той или иной степени, но акценты постепенно смещаются на Восток, где зарождаются новые очаги миллиардных богатств, а с ними и спрос на luxury-индустрию и, соответственно, HNW-инфраструктура.

Это не новость, а уже проявивший себя тренд. Он продолжается, так же как продолжаются и традиции «внимательного инвестирования». Обжегшись на аббревиатуре ДУ (доверительное управление), хайнеты стали реже доверять и чаще – проверять. В какой-то степени распался образ адвайзера-гуру, который осведомлен о материях высшего порядка, якобы недоступных далекому от понятия «дериватив» бизнесмену. «Мы тоже так умеем», – заявили инвесторы и принялись за изучение риск-профилей по своим портфелям в надежде проконтролировать действия частных банков и wealth-бутиков. Как результат – возросшая требовательность со стороны клиентов, нагрузка на финансовые институты и конкуренция между игроками.

Но самые интересные подвижки происходят в сфере альтернативных инвестиций. Нельзя сказать, чтобы «винные» капиталовложения не могли похвастать хорошей доходностью и раньше, однако сейчас они постепенно выходят из разряда диковинок и все чаще воспринимаются хайнетами как полноправный финансовый инструмент, где приятное с полезным находятся в относительном равновесии, и непонятно еще, что перевешивает. То же касается и искусства. Но особенно колоритна ситуация со спортом. Традиционно очень дорогой и почти всегда убыточной «актив престижа» наконец превращается в генератор доходности.

Напрашивается вывод о том, что миллиардеры научились им управлять, нашли ему достойное применение за рамками понятий статуса и репутации. Действительно, спортивные команды – штучный товар, требующий внимательного и умного менеджмента, и в силу ранга «хобби», кто бы что ни говорил, обучение этому механизму длилось дольше обычного. Сегодня, кажется, индустрия перешла в новую эволюционную стадию: уже не только развлечение, еще не только бизнес.

Атлас

Материалы по теме



Егор Лысенко
14.06.2012

Источник: SPEAR’S Russia

Комментарии (2)

GP 22.06.2012 18:42

прекрасное исследование! кф и сити большие молодцы!

Anonymous 18.06.2012 18:51

Индусы вообще помешанные на крикете. У них это возведено в культ, куда больший, чем у нас футбол, бейсбол у американцев и вообще какой-либо спорт где-либо. Это бездонная кладезь бизнес-возможностей.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз