Безопасный онлайн-банкинг


Достаточно ли безопасен онлайн-банкинг? Этим вопросом задалась Юлия Калинина и выяснила, что состоятельным любителям «технологического» private banking есть чего опасаться. Впрочем, без паники: стражи информационной безопасности готовы дать злоумышленникам отпор.

14.01.2013





Сегодня около 80% крупных и средних банков предлагают своим клиентам сервис онлайн-банкинга, и те охотно им пользуются. Однако крупные сбережения становятся желанной и, оказывается, не самой трудной добычей для хакеров и других мошенников.

К примеру, недавно в Европе была поймана группа преступников: с помощью фальшивых кредитных карт они обналичивали отправленные на офшорные счета деньги. Из того же разряда история о русских хакерах в США, за несколько лет похитивших со счетов состоятельных американцев более 1,5 млн долларов. Преступление раскрыли, только когда злоумышленники задумали покуситься на 2,7 млн долларов, принадлежащих одному известному отельеру.

Проблема не обошла стороной даже банковскую «столицу» мира Швейцарию. Многие помнят историю о том, как сын богатого швейцарца добрался до счета своего отца. Банк, сохраняя бдительность, запросил у владельца подтверждение транзакции, но слишком поздно: деньги уже были переведены. И самое печальное в том, что долгие расследования и разбирательства привели к возврату только 70% снятой суммы, рассказывает управляющий директор Optima Infosecurity Неманья Никитович.

В конце октября 2012 года появились новые угрозы от хакера под говорящим псевдонимом vorVzakone. Он заявил о своем плане «Блицкриг», суть которого сводилась к атаке банковской системы США. Примечательно, что его усердная работа уже обогатила героя на 5 млн долларов за счет клиентов тех же американских банков. В целом, по данным ФБР, к концу октября бюро расследовало около 230 случаев электронного мошенничества против американских банков: речь идет о попытке хищения свыше 255 млн долларов и фактическом убытке примерно на 85 млн долларов. А как раз сейчас в США идет суд над русскими мошенниками, обвиняемыми в махинациях с поддельными счетами и кредитками. Предполагается, что их целью были исключительно богатые люди.

Догоняя Запад

Практика показывает, что европейские и американские банки пока не способны обеспечить полноценную защиту счета клиента. Возможно, вопреки сво­ему желанию, но они вынуждены регулярно заявлять о фактах мошенничества и о борьбе с ними – такие правила диктуют закон и регуляторы. «Заметьте, мы никогда не слышим о последствиях, – рассказывает Ашот Оганесян, chief technology officer компании DeviceLock. – И это потому, что на деле совершенно неважно, украли деньги или нет. Клиент не чувствует проблемы: все его средства застрахованы и, значит, будут ему возвращены». Поэтому они могут сохранять спокойствие: сомнений в компенсации не возникает.

Судя по всему, даже такие условия не служат гарантией полного возврата денег, и банки обязаны информировать клиента обо всех рисках онлайн-банкинга заранее. «Конечная ответственность лежит на организации, внедрившей сервис, – рассказывает Ричард ван Оеффел, владелец нидерландской компании VOC Consultancy. – Попытка обвинить клиента в том, что он неверно пользовался Интернетом или компьютером, глубоко порочна: клиенту может быть 80 лет, или у него плохое зрение, или что-нибудь еще». По­этому банк должен направить свои действия не только на усиление мер защиты онлайн-банкинга, но и на повышение степени информированности клиентов.

России в этой сфере гордиться нечем: хищение денег с карты остается проблемой ее владельца. И если вдруг такое происходит, жертвам мошенников приходится доказывать свою правоту в суде. Ричард ван Оеффел отмечает, что случаи невозврата украденных средств у нас до сих пор не редкость, однако российские банки уже перенимают прогрессивный европейский опыт. С нового года в силу вступает закон о национальной платежной системе, который полностью перекладывает ответственность за сохранность сбережений на банк. Эксперты полагают: нововведение изменит соотношение рисков в системе добровольного банковского обслуживания. «Для пользователей закон гарантирует большую сохранность их средств, – поясняет Неманья Никитович. – Для банков, напротив, возникают новые риски и увеличиваются расходы на информационную безопасность». К таким перспективам банки уже готовятся. Но чего ждать состоятельным клиентам?

По ту сторону безопасности

Актуальную для себя проблему информационной безо­пасности банки не любят афишировать, хотя больше остальных знают, чего стоит бояться клиентам. «Наиболее массовый вид мошенничества в банковской сфере – с кредитными картами, – утверждает Неманья Никитович. – Ни для кого не секрет, что данные кредиток можно получить не только из системы онлайн-банкинга, но и, например, на черном рынке». Вторые по популярности – инциденты, связанные с кражей конфиденциальной информации.

Магнитные хакеры, трояны и подобные программы регулярно атакуют инвестиционно-банковскую систему. Ашот Оганесян утверждает, что в последнее время такие взломы наиболее характерны для российского рынка. С этим не спорит Ричард ван Оеффел и добавляет, что если раньше был распространен банальный фишинг, то сейчас в моду вошли узконаправленные атаки типа Man in the Middle, Man in the Browser и Man in the Mobile. У них один принцип: мошенник внедряется в канал связи между банком и клиентом и выдает себя за пользователя, копируя его личные данные. Именно поэтому сейчас в мире все большее распространение получают технологии противодействия этим атакам, основанные на аутентификации пользователя.

Своевременная забота о системах информационной безопасности входит в компетенцию банка. «Наиболее распространены сегодня системы скретч-карт, генерации пароля при помощи SMS и хранения кода на бумажных носителях, – объясняет Неманья Никитович. – Однако ни одна из них не совершенна: скретч-карта снабжена заранее неизменяемым списком паролей и неудобна, потому что ее легко потерять. Такие же проблемы у бумажных носителей. Генерация пароля при помощи SMS, в свою очередь, создает риск его перехвата и заражения телефона вредоносным ПО». Получается, что современные технологии защиты не создают злоумышленникам серьезных проблем.

Эксперты советуют внедрять инновации, которые если и не обеспечат полной сохранности денег, то заставят мошенников помучиться. В России такие решения пока только формируются. «На Западе рынок осваивает новую технологию – карты с дисплеем, – рассказывает Никитович. – Обычная пластиковая карта, генерирующая уникальный одноразовый пароль (one time password, ОТР) для работы в системе интернет-банкинга». Ашот Оганесян также поддерживает идею строгой мультифакторной аутентификации, а Ричард ван Оеффел напоминает о технологии, подтверждающей (или не подтверждающей) географическое присутствие клиента в месте совершения транзакции. «Они работают против списания денег в Майами, в то время как клиент мирно спит в Га­аге», – поясняет он.

Сбереги себя сам

Действительно, владельцу крупного капитала в России в вопросах сохранности личных финансовых активов рискованно полностью доверяться банкам. Нехорошо забывать об элементарном хеджировании рисков и распределении средств на несколько счетов, советует Никитович. Не будет лишним хотя бы немного разбираться в системах информационной безопасности и выбирать банки, не экономящие на развитии и использовании самых передовых разработок. Чем совершеннее будет система онлайн-банкинга, тем удобнее она окажется для конечного пользователя.

Даже с приходом новых правил на российский рынок проявить бдительность все-таки придется. Спокойный сон и избавление от лишних проблем – это, конечно, хорошо. И банк сделает все возможное, чтобы не нарушить гармонии вашей жизни. Но будет не лишним и подстраховаться. Ведь никому нельзя доверять как себе, верно?


Материал опубликован в SPEAR’S Russia #12(24) под заголовком «Риски прочь».



Юлия Калинина
14.01.2013

Источник: SPEAR'S Russia

Комментарии (2)

Mateus 06.11.2013 04:27

Now I feel stipud. That's cleared it up for me

Seleka 01.11.2013 20:32

Fillyan! This is just what I was looking for.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз


Передать нельзя продолжить


1
 

Алексей Станкевич уже больше 20 лет консультирует богатейших россиян по вопросам юридическо-­финансового структурирования и защиты активов, но, комментируя исследование ВШЭ, он в первую очередь обращает внимание на личностные аспекты взаимодействия ультрахайнетов со своими наследниками. Именно это, на его взгляд, определяет судьбу преемников и бизнесов, новые роли, которые берут или отказываются брать на себя основатели компаний, а также трансфер их полномочий.



Онтология сверхбогатства


1
 

Зрелый мужчина из хорошей семьи с качественным высшим образованием, полученным в Москве или Петербурге. Сделал состояние в ТЭК, финансах и промышленности. Таков типичный портрет сверхбогатого россиянина, составленный социологами из Высшей школы экономики на основе анализа биографических данных о самых состоятельных бизнесменах, которые фигурировали в российском списке Forbes с 2004 по 2021 год. Группа сверхбогатых стареет и практически не обновляется, приоткрывая свои двери для новичков с большим скрипом. С любезного разрешения авторов, Светланы Мареевой и Екатерины Слободенюк из Центра стратификационных исследований Института социальной политики ВШЭ, WEALTH Navigator перепечатывает фрагмент исследования, которое проливает свет на малоизученный в целом мир российских ультрахайнетов и феномен отечественного сверхбогатства как таковой.