Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/beregite-vashi-litsa-2-0-v-tsentre-voznesenskogo-afisha-spear-s-russia
Дата публикации 09.04 13:36
Рубрики: Арт
Напечатать страницу


«Берегите ваши лица 2.0» в Центре Вознесенского. Афиша Spear's Russia


В конце января по требованию Минкульта была отменена премьера спектакля «Сбой системы» Школы-студии МХАТ и «Июльансамбля». Хотя его создатели не предполагали затрагивать политическую повестку, а просто хотели поразмышлять о системе Станиславского, название спектакля показалось слишком опасно, что и предопределило его судьбу.

В то же время в Центре Вознесенского режиссер Дарья Денисенко и студенты Высшей школы экономики (ВШЭ) представили проект «Берегите ваши лица 2.0» – лабораторный спектакль-расследование про запрет одноименной постановки Юрия Любимого на стихи Андрея Вознесенского в Театре на Таганке, которую закрыли в 1970 году после трех показов. Идея проекта принадлежит Евгении Абелюк, заведующей Лаборатории по изучению творчества Любимова в ВШЭ.

Конечно, то, что спектакль создан с непрофессиональными актерами, чувствуется, но он подкупает страстью, с которой играется, и отличной драматургической формой. На сцене начинающих актеров сорганизовывает, задавая им ритм, Фурцева – ее роль исполняет Ирина Друзь, известная в основном по ролям в сериалах. Тогдашний министр культуры СССР, конечно, играла ключевую роль в судьбе спектакля Любимого. А он, кстати, единственный у режиссера, который так и не был восстановлен, так как почти не сохранилось никакой информации. Лишь фото Высоцкого с гитарой, который именно в этой постановке впервые вышел на сцене как поэт и автор песен, исполнив «Охоту на волков». В роли Высоцкого – Роман Парфенов-Балановский.

Дабы создать «Берегите ваши лица 2.0», была проведена большая работа с архивами, а также использованы стенограмма обсуждения любимовского спектакля и переписка цензурных ведомств, вплоть до ЦК КПСС. Слушать все это дико, удивляет, насколько изощренно партийные боссы искали везде антисоветчину. Но, вспоминая сегодняшний случай со «Сбоем системы», осознаешь, что такова, видимо, вечная природа отечественного чиновничества и их отношения к творческим экспериментам. В этой ситуации, пожалуй, особенно ценно, что «Берегите ваши лица 2.0» поставлен со студентами – тем, кому в России жить и творить после того, как нынешние цензоры будут отправлены навеки в архивы.