Белое золото России на Sotheby`s


Русские торги Sotheby`s были самоценным разделом аукционной жизни. Международный интерес вызывали не только иконы, авангард, но и декоративно-прикладное искусство. Так в декабре 2020 года в рамках Русских торгов SOTHEBY`S прошел аукцион, где наряду с изделиями Фаберже были представлены шедевры Императорского Фарфорового завода и завода Гарднера. Эстимейт каждого из заявленных предметов составлял от 4–5 тыс. до 500–700 тыс. фунтов стерлингов. Ксения Апель рассказывает об истории русского фарфора и знакомит с наиболее интересными лотами тех торгов.

21.11.2022





И стория возникновения русского фарфора является органичной частью общеевропейского процесса, попыток раскрытия «китайского секрета». В конце XVII века французам удалось получить «мягкий фарфор» – материал, внешне аналогичный китайскому, но отличный по составу. В начале XVIII века успех пришел к беглому алхимику Беттгеру, находящемуся под стражей в Саксонии, где с 1710-го и по сегодняшний день функционирует мануфактура Майсен (Meiẞen), первая в Европе наладившая выпуск предметов из «настоящего», или «твердого», фарфора. Затем мануфактуры стали появляться одна за другой. Довольно часто секрет состава фарфора перепродавали. Поэтому очень ценили арканистов – мастеров, имевших опыт работы на фарфоровом производстве. Для XVIII века наличие собственного фарфорового производства имело огромное значение. Это был маркер экономического и политического могущества (да и сам фарфор ценился выше золота). Отсюда же происходит традиция использования фарфоровых ансамблей в качестве дипломатических подарков-посланий.

В России также пытались привлечь арканистов, но неудачно. В итоге фарфор был изобретен самостоятельно Дмитрием Виноградовым – талантливым химиком, окончившим Фрейбергскую горную академию. Правда, судьба ученого оказалась довольно печальной. Не получив ни почестей, ни званий, нищий Виноградов находился под неусыпным надзором директора мануфактуры, фактически под арестом, что сломило ученого, умершего в возрасте 40 лет. В правление Елизаветы, в 1744 году в Санкт-Петербурге была основана Невская порцелиновая мануфактура, вскоре переименованная в Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), существующий и ныне. Любопытно, в том же году возникли английская фарфоровая фабрика Боу и аукционный дом Sotheby`s.

Заметим, что вместо привычного нам слова «фарфор», имеющего турецкое или персидское происхождение, в XVIII столетии в России использовали слово «порцелин», аналогичное европейским Porzellan, porcelaine, porcelain. Одним из лотов Sotheby`s была бутылочная передача ИФЗ екатерининского времени (продана за 10 080 фунтов стерлингов).

ИФЗ преимущественно удовлетворял нужды императорской семьи. А вот аристократия пользовалась предметами других фабрик. Первым и лучшим частным фарфоровым предприятием в России стал завод Гарднера, основанный в 1754 году в подмосковных Вербилках. В конце XIX века завод был приобретен керамическим магнатом Кузнецовым. Фабрика существует и сегодня, но, в отличие от ИФЗ, более скромно.

Англичанин Франц Яковлевич Гарднер приехал в Россию в 1746 году. Несколько лет занимался торговыми делами, прежде чем осознал перспективы создания фарфоровой фабрики. Важно, что в XVIII веке частное предпринимательство в России никак не ограничивалось. Еще в 1723 году Петр I издал указ, согласно которому предоставлялись льготы фабрикантам, использовавшим российское сырье при производстве художественных изделий. И в Мануфактур-коллегию обращались, только когда требовались подобные привилегии. Реальное производство у Гарднера началось около 1766 года. Интересно, что первое время на фабрике использовали привозную английскую глину. Затем Гарднер открыл залежи подходящей местной глины. Многие мастера предприятия были приглашены из-за границы, например ведущий художник Кестнер. Но уже в 1770-х на предприятии появилось немало русских учеников. Также Франц Гарднер посылал сына в командировки для закупки образцов европейского фарфора. Любопытно, что на некоторых изделиях ставили марку, очень напоминающую майсенские скрещенные мечи. Мануфактура Гарднера ориентировалась на производство ординарного фарфора. Одним из самых распространенных декоративных мотивов является цветок шиповника, написанный широкими мазками. На аукционе Sotheby`s был представлен чайник из повседневного сервиза XVIII века с таким декором (лот 112, продан за 5040 фунтов). Чайник имеет форму вазы, а на крышечке помещено навершие в виде опрокинутой вазы. В Историческом музее хранится аналогичный чайник, правда, вместо цветка он украшен гербом графа Чернышева.

Огромное значение имел факт официального признания уровня мануфактуры. Это выразилось в заказе Екатериной II парадных сервизов для приемов кавалеров четырех российских орденов: Святого Георгия, Святого Андрея Первозванного, Святого Владимира, Святого Александра Невского. Возможно, автором идеи был Григорий Потемкин.

Георгиевский сервиз 1777–1778 гГ.

Орден Святого Георгия был наиболее известным и почитаемым. Хотя задумка специальной военной награды была еще у Петра I, основала орден Екатерина II. Торжественное учреждение орденского статута состоялось в 1769 году. Во время церемонии императрица возложила на себя крест, звезду и ленту ордена. И на многих парадных портретах императрица представлена с орденской лентой. Девиз ордена – «За службу и храбрость». Получить эту награду можно было только за военные заслуги, проявление мужества и храбрости.

Георгиевский сервиз был разработан для ежегодного приема в Зимнем дворце 26 ноября, и рассчитан на 80 персон. Несмотря на то что он назывался «десертным», в сервиз изначально входила и столовая посуда. Формы многих предметов навеяны парадным сервизом Берлинской фарфоровой мануфактуры, подаренным Екатерине II королем Пруссии Фридрихом II Великим. Объединяющим декоративным мотивом для предметов гарднеровских сервизов стала орденская лента. Сервизы использовали до 1916 года. Естественно, некоторые части разбивались. Без них ансамбль не годился для торжественной трапезы. Поэтому в течение XIX века по старым формам к сервизам выполняли доделки, но не на заводе Гарднера, а на ИФЗ. В середине XIX века к сервизам добавили вазы и канделябры, которых не было в составе сервизов XVIII века. Прямого аналога орденским сервизам в истории европейского фарфора нет. Мотив ленты сервиза св. Александра Невского затем стал источником вдохновения при разработке декора агитационного фарфора в 1918–1923 годах.

На аукционе были представлены следующие части орденских сервизов: чашечка для мороженого из Георгиевского сервиза (эстимейт 5000–7000 фунтов), три тарелки Андреевского сервиза (6000–8000 фунтов), две тарелки сервиза Александра Невского (6000–8000 фунтов), у всех лотов нет пометки «продано». В этот же аукционный стринг включены предметы из сервиза Павла I, выполненные на Берлинской мануфактуре в 1778 году (чашечки проданы за 11 340 фунтов; десертные корзинки – за 18 900 фунтов; блюда – за 11 340 фунтов, тарелки и блюда для супа – за 21 420 фунтов). В российских антикварных салонах нередко можно встретить предметы орденских сервизов, но вопрос подлинности очень актуален.

Русский фарфор XIX столетия на Sotheby`s был продемонстрирован замечательными образцами. Первая треть XIX века – время стиля ампир – вывело на авансцену военную тематику. Наиболее ярко ампир, ориентированный на искусство императорского Рима, проявился в искусстве двух мощных империй того времени – наполеоновской Франции и России. В оформлении фарфора распространение получили не батальные сюжеты, а бивуачные сцены. Так, очень характерны 2 тарелки ИФЗ с изображением сцен отдыха солдат (лоты 124, 125, проданы за 63000 и 52920 фунтов). Подобные тарелки исполняли на разных фарфоровых фабриках, и на аукционе были представлены близкие изделия Берлинской мануфактуры.

Интересно, что в это время бурное развитие наук позволило усовершенствовать технологию фарфора и добиться гораздо большей степени белизны. Однако увидеть и оценить ее мы можем, только перевернув предмет, а аверс декорируется целиком, скрывая белоснежную поверхность фарфора. Довольно часто, как и в случае с тарелками ИФЗ, роспись зеркала тарелки дополняет роскошная цировка (гравировка по позолоте) на бортах тарелок.

Фарфор для императора

Как правило, изделия XVIII века дороже уже в силу того, что их выпускалось и сохранилось меньше. Но бывают исключения. Так, одним из самых дорогих лотов была заявлена редкая ваза ИФЗ (лот 126, эстимейт 200–300 тыс.фунтов, нет обозначения «продано»), происходящая из частной коллекции. Эта ваза была поднесена императору Николаю I к Рождеству 1834 года. Как и тарелки, ваза, форма которой восходит к амфоре, декорирована целиком и богато позолочена. В декоративно-прикладном искусстве ампира ручки приобретают фигурное решение. Здесь они выполнены в виде крылатых герм-кариатид (ампир любит мотив кариатиды). Также довольно стилистически симптоматично, что на одной стороне вазы помещена пейзажная композиция, а на другой – орнаментальная. В решении этой вазы ощутимо французское влияние, что не­удивительно. Со второй половины XVIII века Королевская фарфоровая фабрика Севр задавала тон всей Европе, и севрских мастеров приглашали работать в Санкт-Петер­бург. Проработка формы, всех элементов и роспись выполнены на высочайшем уровне. Эксперты Sotheby`s определяют вазу как «шедевр русского фарфора». В Петергофе хранятся близкие данной эпохе две парные вазы с аналогичными ручками.

Кульминацией торгов, видимо, должен был стать фарфоровый пласт ИФЗ 1852 года из частной британской коллекции (лот 127, эстимейт 500–700 тыс. фунтов, нет обозначения «продано»). Этот предмет был подарен Николаем I Александрине Прусской, герцогине Мекленбург-Шверинской, сестре Александры Федоровны (урожденной принцессы Фридерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской), на Рождество 1852 года. Пласт представляет собой копию картины голландского художника Иоганна Кристиана Родига (Johann Christian Roedig). Такие фарфоровые копии живописи – отдельное направление, свидетельствующее не только о художественном, но и о технологическом уровне предприя тия. В процессе обжига краски меняют тон, предугадать результат очень сложно, поэтому копировать картины чрезвычайно затруднительно. Автор росписи – художник Алексей Красовский, его ранняя смерть в 29 лет помешала блестящей карьере. Его брат Федор также был художником ИФЗ, он исполнил роспись уникального пласта «Сибирская флора» и пласта с цветочно-фруктовой композицией, экспонировавшегося на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году (оба хранятся в Музее ИФЗ, входящем в комплекс Эрмитажа).

Помимо описанных предметов на декабрьском аукционе также было представлено немало интересных произведений ИФЗ и частных заводов второй половины XIX века, рубежа столетий и советского фарфора. Но это отдельные темы.


Ксения Апель, историк искусства, исследователь, преподаватель



21.11.2022

Источник: WEALTH Navigator


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз





Изнанка провидца

08.12.2023 Savoir Vivre HNWI

13
 

Пилоты частного Gulfstream IV не раз с изумлением наблюдали, как владелец этого бизнес-­джета размером с коммерческий лайнер и по совместительству один из самых богатых людей в мире, приехав на взлетное поле за рулем машины, сам доставал чемоданы из  багажника, чтобы передать их экипажу. На свои 30 млрд долларов он мог бы купить тысячу таких джетов, но мало что нравилось ему больше, чем бесплатная рубашка для гольфа, подаренная хорошим другом. Большую часть времени он проводил в своей родной Омахе, его будни проходили вокруг заседаний совета директоров и поездок к друзьям, – эти события были неизменны и регулярны, как фазы Луны. Этот мужчина в неприметном сером костюме, который топорщится жесткими складками, – легендарный Уоррен Баффетт. Недавно в издательстве «Бомбора» вышла посвященная ему книга «Баффетт. Биография самого известного инвестора в мире». Примечателен не только главный герой, но и автор – Элис Шредер не писатель, а финансовый аналитик. Шесть лет она изучала акции Berkshire Hathaway и все эти годы интервьюировала Баффетта. Результатом стало довольно откровенное жизнеописание, которое рисует внутренний мир Баффетта едва ли не столь же выпукло, как И картину его финансов и инвестиционных стратегий. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.