Альтернативные творческие инвестиции


Покупать только то, что нравится, – вот главное правило коллекционера. Ольга Подойницына соглашается с этой мыслью, называет объем мирового арт-рынка, объясняет, насколько велика его доля, действительно доступная инвесторам, и дает совет начинать с малоизвестных имен.

16.03.2012






Ольга Подойницына
член правления ВТБ Капитал.

Инвестиции в искусство – это одновременно возможность диверсифицировать свои активы и выразить себя. Согласно World Wealth Report, издаваемому Merrill Lynch и Capgemini, пятая часть активов состоятельных инвесторов размещается в так называемые альтернативные объекты для инвестиций, к которым относятся фонды частных акционерных инвестиций, хедж-фонды, структурированные продукты и биржевые товарные группы. Если предположить, что 0,1% от этой части направляется в investments of passion (классификация Merrill Lynch и Capgemini), то становится очевидно, что вложения в предметы искусства составляют серьезную часть активов владельцев крупного капитала. Также это подтверждает, что существует класс инвестиций, где помимо цифр серьезной долей общего результата оказываются эмоциональная, эстетическая и статусная составляющие.

Арт-рынок давно стал серьезной и одновременно популярной темой как для специалистов private banking, так и для всех остальных игроков, вовлеченных в процесс покупки-продажи предметов искусства. Помимо арт-дилеров в процессе формирования спроса участвуют кураторы, галеристы, эксперты-оценщики, искусствоведы, коллекционеры и журналисты.

Оценивать состояние арт-рынка более или менее доказательно можно, опираясь на результаты пуб­личных торгов, проводимых аукционными домами. В настоящий момент существует несколько десятков индексов, разработанных специалистами и поддерживаемых маркетинговыми агентствами. Среди наиболее известных – Art Market Research Index, Mei Moses Index и Skate’s Art Index. Рынок искусства, в том числе и рынок современного искусства, подвержен цикличности в той же мере, что и фондовый рынок. Опираясь на данные Mei Moses Index, мы видим, что на арт-рынке происходил резкий рост с 1985 по 1990 год. Затем в период с 1991 по 1995 год рынок резко просел, потеряв 50% своей стоимости. Еще один подъем наблюдался с 2003 по 2007 год. Этот период завершился одновременно с падением фондового рынка в 2008 году. Тем не менее, если верить Moses Mei All Art Index, за последние 10 лет доходность на арт-рынке была более высокой. Кризис еще раз показал, что арт-рынок подвержен серьезным колебаниям и так же уязвим, как и финансовый рынок в целом. Не зря российский Forbes в последнем материале о частных коллекциях вынес вердикт: «Кризис обрушил цены и подтвердил правило: покупать только то, что действительно нравится».

Объем мирового арт-рын­ка оценивается специалистами, опирающимися на доступные статистические данные, по-разному. Например, Филип Хоффман (СЕО, The Fine Art Fund), под управлением которого находится пул предметов искусства общей стоимостью 100 млн долларов, называет цифру 30–50 млрд долларов, из которых только 15–20 млрд реально доступны для инвестирования. Доля contemporary art, учитывая высокие темпы роста в последний период, должна составлять около 50% от общего объема арт-рынка.

Период роста цен на московском рынке современного искусства продолжался с 2003 по 2008 год. Поскольку до 2007 года аукционные торги с работами действующих русских художников не проводились, открытая ценовая статистика отсутствует. Если судить по информации о частных сделках, проводимых галереями и коллекционерами, стоимость работ российских художников в предкризисную пятилетку росла в среднем на 20% в год.

Интересно, что, по оценке специалистов, цены на работы молодых, только дебютировавших в 2011 году художников в среднем в три-четыре раза выше цен на произведения актуальных художников, которые начинали выставляться в московских галереях в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

Нельзя упускать из виду, что столичный рынок современного искусства отличается от нью-йоркского и лондонского по целому ряду параметров: слабое развитие аукционных продаж и, как следствие, непрозрачность рынка и низкая ликвидность; низкий объем сделок (количественный и стоимостный), по оценкам некоторых экспертов, около 50 млн долларов; низкая доля современного искусства в общем обороте местного арт-рынка; узкая покупательская база; низкая степень вовлеченности в мировой художественный рынок. В Москве практически нет спроса на современное искусство из Европы и активно экономически развивающихся регионов. Например, берлинская Volker Diehl Gallery год назад закрыла свое московское отделение.

Что касается перспектив столичного арт-рынка, его будущее прежде всего зависит от общей экономической ситуации в стране. Очевидно, что, помимо прочих факторов, на него будет продолжать влиять положение на мировом рынке искусства, снова вступившем в стадию роста после достижения дна в 2010 году.

Успех последней «Арт Москвы» показал, что интерес к теме contemporary art в России растет, хотя результаты ярмарки пока далеки от результатов Frieze Art Fair, которая проходила в Лондоне несколькими неделями позже.

В любом случае, если вы решились на альтернативные инвестиции, вам стоит прислушаться и к голосу собственных симпатий. Эксперты говорят, что инвестор-коллекционер должен любить работы, которые он покупает. Это действительно важно, учитывая изменчивость рынка и колебание цен. Более того, анализ фактической доходности на основе повторных продаж показывает, что цены на мировые шедевры растут оттого, что растут крупные состояния, а это, в свою очередь, влияет на возможность диверсификации активов и, соответственно, дополнительных вложений в объекты искусства.

Сергей Попов, владелец одной из московских галерей, в недавнем интервью ARTinvestment.RU предложил «поставить крест на термине “инвестиции в искусство”», но подтвердил, что «все правильные коллекции обязательно конвертируются в деньги. Если ты <…> думаешь над тем, что покупаешь, то наверняка это можно будет конвертировать в деньги, и, возможно, большие».

Так что если вы решите собирать коллекцию современного искусства и начнете с малоизвестных имен, то у вас есть шанс через несколько лет стать обладателем работ художников, имена которых вошли в разряд акций первого эшелона. В 1990-х многие положили начало собраниям, которые сегодня считаются лучшими в Москве и чья стоимость по сравнению с первоначальными вложениями увеличилась в десятки раз.

Вложения в искусство всегда окупаются. Ведь у инвесторов остаются шедевры, которые радуют их взгляд, тешат амбиции и позволяют позици­они­ровать владельца как коллекционера. А значит, искусство в любом случае – ваш серьезный актив.



16.03.2012


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз