Адаптация к сложности


Зачем бизнес отдает часть бухгалтерской работы на выполнение банку и сколько он на этом экономит? Александр Мещеряков рассказывает о новом смысле и новых перспективах cash management.

30.10.2015




Janwillem%20acket
Александр Мещеряков

Заместитель руководителя корпоративного блока, управляющий директор по международному, документарному и транзакционному бизнесу Промсвязьбанка

Cash management, каким его знали российские клиенты начала десятилетия, ушел в прошлое. Тогда этим понятием обозначали стандартные услуги: контроль денежных потоков холдинга или кэш-пулинг (объединение всех средств компании на мастер-счете). Сегодня, отказавшись от готовых пакетов услуг, банки начали создавать четко выстроенные под конкретного клиента решения различных уровней.

Дело в том, что у разных предпри­­я­тий по-своему настроены системы контроля бюджета, принятия решений или визирования платежей. Соответственно, варианты сбора информации о текущей ликвидности и управление ею должны тоже под них подстраиваться. Такая трансформация оказалась фундаментальной, и это не просто адаптация к текущему моменту, а хороший задел на будущее.

Структура российского бизнеса стремится к усложнению: под одним холдингом зачастую скрываются несколько юридических лиц, расположенных в разных уголках страны. Но современный cash management позволяет руководителю управлять всеми счетами из единой ERP-системы без временных потерь. При этом ему не обязательно заходить в систему «клиент-банк» – программа напрямую общается со всеми банками, в которых клиент держит счета, централизует информацию и направляет платежные поручения.

Безусловно, бизнес передает управление финансами на аутсорсинг только тому банку, которому доверяет. Как правило, новые клиенты начинают с простых продуктов, например со сводной выписки. В этом случае они, с одной стороны, ничем не рискуют, с другой – получают контроль над всеми счетами и продуктами, используемыми в банке. Если обслуживание их устраивает, они соглашаются и на более продвинутые системы, помня о том, что, когда речь идет о контроле бюджета, банк несет юридическую ответственность за совершение неверных платежей.

Три кита

Конечно, чтобы предложить кастомизированное решение, нужны серьезные ресурсы, которые есть в распоряжении только у крупнейших игроков. Мы, например, постоянно модернизируем свою систему «клиент-банк» и гибко реагируем на пожелания пользователей. Если бизнесу необходима функция, которой нет в общей версии, она разрабатывается в сжатые сроки.

Cash management работает по трем основным направлениям. Во-первых, это увеличение доходов. Например, за счет процента, начисленного на виртуально консолидированный общий остаток. При этом счета холдинга могут быть открыты в разных регионах и часовых поясах разными юридическими лицами. Официально компании могут быть даже не связаны.

Так, у холдинга есть около шести юридических лиц. И средний годовой остаток каждого из них составляет 10–15 млн рублей – на такую сумму проценты не начисляются. Но с кэш-пулингом общий виртуальный остаток в 100 млн может принести, например, 6% годовых. В нынешних условиях 6 млн – это три полноценных сотрудника, которых компания могла бы нанять.

Второе направление – управление расходами. Система позволяет удобно следить за счетами и экономить, не давая одному из предприятий уйти в овердрафт, если другое в этот момент находится в плюсе.

Третье – управление платежным оборотом компании: контроль расходов и бюджета компании, сводная выпис­ка, SMS-информирование финансового директора, специальные мобильные приложения. Банк, с разрешения клиента, берет контроль платежей на себя, позволяя компании тратить деньги только по согласованному с руководством бюджету. Если какая-то статья превышена, то платежи прекращаются. И лишь топ-менеджеры, подписавшие бюджет, могут повлиять на их возобновление.

Стоит сказать, что на фоне кризисных событий многие руководители решились на более жесткий контроль расходов. Все больше компаний интересуются дополнительным визированием, вводя третью и даже четвертую подписи.

Куда расти

Интерес бизнеса к решениям cash management достаточно велик. Отчасти он связан с тем, что в тяжелой ситуации многие пытаются экономить на персонале, особенно на сотрудниках, которые напрямую не увеличивают стоимость компании. Поэтому если управлять своей ликвидностью, совершать платежи, отслеживать текущую позицию можно меньшими силами, то компания, конечно, старается использовать эти опции. Условно бизнес может сократить трудозатраты за счет сотрудников из бухгалтерии, поскольку часть функционала по контролю бюджета и расходов возьмет на себя банк.

На практике решения cash management внедряются довольно просто. Через привычный интерфейс «банк-клиент» отправляется заявка, и уже через два-три дня в системе появляются дополнительные функции; в некоторых случаях требуются специальные программные надстройки. Сложностей в освоении, как правило, не возникает, но если понадобится, обучить персонал компании работе с новыми продуктами может банк.

Пока что продуктивно cash management используют менее 10% наших клиентов. То есть поле для работы широкое как для банка (донести информацию), так и для клиента (адаптировать продукт). Объяснить малый охват можно несколькими причинами.

Бывает, избегая налогов, холдинг официально не называет все юридические лица, которые в него входят. Кроме того, существует здоровый консерватизм, а вместе с ним инерция старых привычек. Зачастую в бухгалтерии сидят относительно пожилые люди, привыкшие к одной программе и интерфейсу, которые давно не обновлялись, но остаются удобными для пользователя. Переучиваться тяжело.

Но, несмотря на естественные барьеры, у cash management в России хорошее будущее. Доверие к банкам растет, бизнес понимает, что в одиночку ему не выиграть. И, главное, предприниматели быстро привыкают к удобным решениям. Начав использовать хотя бы одну из опций, они проще переходят на новый уровень, постепенно развивая собственную систему управления финансами и превращая ее в более современную.

Не боясь ошибиться, можно спрогно­зировать, что многие компании сделают выбор в пользу виртуального централизованного казначейства, интегрируя новые функции в уже существующие программы. Все идет к сращиванию систем управления предприятием с его бухгалтерией. При этом интерфейс «клиент-банк» постепенно отодвинется на второй план. 

Атлас



30.10.2015

Источник: SPEAR'S Russia #10(52)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз