Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/50-metrovym-vhod-vospreschen
Дата публикации 15.09.2008
Рубрики: Дорогие игрушки
Напечатать страницу


50-метровым вход воспрещен


Где в России найти пристань для роскошного «плавучего дома» и есть ли здесь швартовые места для мегаяхт? Возможности российских причалов выясняла Ирина Удянская.


Проблема с причалами, стоящая перед владельцами мегаяхт во всем мире, еще более заметна в России. Судно Романа Абрамовича Pelorus (115 метров) этим летом заходило в Санкт-Петербург во время XII Международного экономического форума, но для него не смогли найти подходящий причал. Пришлось пришвартовать Pelorus на Английской набережной, практически в порту.

Как отмечают эксперты, мегаяхты вообще появляются в нашей стране нечасто: для океанских лайнеров российские воды мелковаты, путешествовать негде, да и со швартовкой возникают проблемы. Даже самые престижные яхт-клубы на них не рассчитаны: спрос невелик, объясняют сами участники рынка.

Однако постепенно ситуация начинает меняться. Яхтинг в России становится все более популярным: во всех крупных городах строится элитное жилье с причалами, появляются новые яхт-клубы с хорошо развитой инфраструктурой – ресторанами, апартаментами, бизнес-центрами, а также торговые представительства ведущих мировых яхтенных брендов: Princess, Azimut, Benetti, Fairline, Sanseeker, Pershing, Cigarette. Растущие доходы побуждают все большее число россиян задуматься о приобретении суперяхт. «В 2007 году на европейских верфях было размещено 13 заказов на суда от 100 до 170 метров, и семь из них – от русских покупателей», – отмечает Ирина Иванова, директор по маркетингу компании Nordmarine, эксклюзивного дистрибьютора яхт Princess в России.

Мегаяхты от 50 метров и более – штучный товар, владельцы «прописывают» их за границей и в России не держат. Здесь покупаются судна до 40 метров. По данным Ирины Ивановой, сейчас в стране около 150 Princess такого размера (и это только один бренд).

Антон Долотин, глава представительства Azimut-Benetti, совладелец Royal Yacht Club, рассказывает, что длина самой большой лодки, которую его компании удалось продать, – 30 метров: «Для российской акватории этого вполне достаточно, но аппетиты у покупателей растут, ведутся переговоры о приобретении 37-метровой яхты из линейки Benetti и 35-метровой Azimut».

Однако в основном русские держат таких гигантов на Средиземном море. С точки зрения экспертов, самый серьезный минус российского законодательства, тормозящий развитие инфраструктуры для яхтинга, – это драконовские таможенные пошлины для физических лиц (30% от стоимости судна).

Российские причалы

Самый же популярный сегодня в России размер – 15–20 метров. Такие лодки готов принять любой приличный яхт-клуб. В Московском регионе есть несколько клубов, где практически все места для стоянки заняты постоянными клиентами – Royal Yacht Club в Химках, «Буревестник» и «Адмирал» на Клязьме, Shore House в «Крокус Сити» на берегу Москва-реки.

Гавани «Буревестника», занимающие 1200 метров береговой полосы, могут принимать 250 судов размером до 30 метров.

«Адмирал» на Клязьме – это даже не яхт-клуб, а целый водноспортивный развлекательный центр европейского типа. Огромная площадь, ухоженные пляжи и парки, гостиница для членов клуба и гостей в виде шестипалубного корабля, самый большой в Подмосковье банкетный зал «Наутилус», рассчитанный на 1300 человек, уютные коттеджи с площадками для барбекю, бассейны, «пиратское» кафе «Веселый Роджер» и ресторан в стиле вестернов с Джоном Уэйном «Салун Дикий Койот». Причалы оборудованы всем необходимым для размещения 150 круизных яхт. В сети расположенных неподалеку магазинов «Адмирал Маркет Марин» можно приобрести 30-метровые Majesty, Silverton и Marex, а также необходимое оборудование, двигатели и аксессуары.

Shore House в «Крокус Сити» – один из последних проектов знаменитого ресторатора Аркадия Новикова, настоящий оазис, расположенный всего в 65 километрах от МКАД под Красногорском. Акватория этого клуба привлекает владельцев роскошных Pershing и Feretti и любителей тест-драйвов – они приезжают сюда на уик-энд, чтобы поплавать на яхте, отдохнуть от городской суеты и испытать новые ощущения. И, разумеется, Shore House славится своим рестораном с европейской и восточной кухней, элегантно оформленным в стиле средиземноморского минимализма. Причалы рассчитаны на 100 лодок и оборудованы колонками электро- и водоснабжения. Здесь можно получить консультацию у специалистов по поводу техобслуживания судна, его ремонта и комплектации.

Royal Yacht Club в Химках – единственная большая «марина» в черте города. Акватория рассчитана на 190 яхт размером от 6 до 30 метров. Причалы оборудованы по последнему слову техники: кран для подъема и спуска лодок, широкие понтоны, специальные кабели для больших судов, электричество, холодная вода, беспроводной Интернет и круглосуточная сервисная служба. По словам Антона Долотина, «политика Royal Yacht Club – это мирное сосуществование премиальных яхт от разных производителей, возможность для членов клуба выбрать подходящий вид отдыха – семейный или развлекательный, совместные мероприятия с яхт-клубами Комо, Дубая и Монте-Карло».

Эксперты отмечают, что для жителей Москвы и Санкт-Петербурга важно, чтобы клуб был статусным модным местом с хорошо развитой инфраструктурой, а не просто стоянкой, где можно заправиться и что-то отремонтировать. В этом плане жители регионов менее избалованы, хотя большие яхты продаются и в другие российские города – Волгоград, Самару, Тольятти, Анапу, Краснодар, Новороссийск. Ирина Иванова отмечает, что в регионах покупают порядка 10 судов класса «премиум» в год: «В этом году у нас три такие яхты ушли в Киргизию, на высокогорное озеро Иссык-Куль. Люди, которые покупают 16-метровые лодки в регионах, начинают сами создавать для них инфраструктуру, то есть процесс идет в обратном направлении».

В Москве достаточно хороших клубов, возводится жилье с причалами и собственными великолепными «маринами» (Pestovo Golf & Yacht Club и «Зеленый мыс» на Пестовском водохранилище, поселок Monakovo с роскошными 4-миллионными апартаментами на берегу Икшинского водохранилища). А вот в Санкт-Петербурге складывается довольно странная ситуация: несмотря на то, что воды там больше и есть прямой выход в Финский залив, приличных клубов и «дачных резиденций на воде» практически нет. Самой престижной стоянкой считается Морской яхт-клуб, готовый принять 100 судов размером до 22 метров, строится интересный проект «Терийоки» на берегу Финского залива. Круизные суда можно пришвартовать на Английской набережной (длина причальной линии – 105 метров) или набережной Лейтенанта Шмидта (200 метров), но никакого сервиса вам там не предложат.

Экстра-сервис

По мнению Ирины Ивановой, поиск стоянки и заправки – не самая большая проблема, возникающая после покупки собственного судна в России. Сложнее всего обеспечить своей красавице качественное обслуживание и найти хорошую команду. Сейчас в стране открываются сервисные представительства ведущих мировых брендов: Volvo Penta, Man. Есть и местные специалисты, занимающиеся комплексным обслуживанием лодок класса «премиум». Например, крупнейшая и единственная в нашей стране мультибрендовая компания «Док-Сервис», с которой сотрудничает Nordmarine, может выслать механика для починки в любую точку России по запросу клиента.

На 18–20-метровое судно обязательно требуется капитан. Сами хозяева за штурвал больших лодок становятся редко: хочется отдохнуть, насладиться плаванием, пообщаться с семьей и друзьями, а управление требует полной самоотдачи. Несмотря на то что судоходный период длится всего несколько месяцев, капитана нанимают на весь год. Он несет ответственность не только за любое перемещение яхты, но и за порядок в салоне, наличие на борту топлива, еды, воды, вещей, необходимых владельцу. Ирина Иванова рассказала, что руководство Nordmarine возило одного из своих капитанов на выставку в Саутгемптон, чтобы он смог выбрать для яхты холодильник, способный вместить тушу убитого медведя. Владельцем судна был заядлый охотник.
По подсчетам Антона Долотина, в среднем содержание 20-метровой лодки в Москве составит 5% от ее стоимости: 30 000 евро собственник заплатит за годовую стоянку в приличном клубе, 36 000 – отдаст капитану, 20 000 – его помощнику, топливо обойдется примерно в 10 000 евро. Итоговая сумма соответствует европейским стандартам обслуживания судна класса «люкс».

Впрочем, есть и еще одна характерная для Москвы, но неожиданная для судовладельцев сложность. Если в выходные выйти в акваторию Клязьминского водохранилища, можно даже попасть в пробку, отмечает Антон Долотин. Глава представительства Azimut-Benetti любит сам стоять за штурвалом своей 15-метровой яхты и легко справляется с управлением круизными лайнерами до 40 метров. Свое судно он держит в Италии, а не на причалах Royal Yacht Club – в клубе достаточно экземпляров, готовых к продаже, на которых можно выйти в акваторию.

Предпринимают хозяева роскошных судов и длительные путешествия. Особой популярностью пользуются вояж по Волге до Астрахани и «северный» маршрут: Ладога, Онега, Балтика, Норвежские фьорды.
По оценкам экспертов, замедления в развитии яхтенного рынка, растущего сегодня примерно на 30% в год, в ближайшее время не ожидается. Этому способствуют и не так давно утвердившиеся нормы приличия: хорошим тоном у российских мультимиллионеров считается менять судно раз в два-три года.