Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/rubrics/savoir-vivre/articles/na-dikom-dikom-toskanskom-zapade
Дата публикации 19.06.2019
Рубрики: Savoir Vivre , Путешествия
Напечатать страницу


На диком-диком тосканском Западе


В Маремме, на юго-западе Тосканы, которую иногда называют местным Диким Западом, на полуострове Монте-Арджентарио, в центре лагуны Орбетелло, где живут редкие птицы, неподалеку от маленького, но богемного Порто-Эрколе находится отель Argentario Golf Resort & Spa. Как именно актуальное дизайнерское соединено в его интерьерах с рустикальным тосканским и зачем в эти края наведывался Владимир Путин, выясняла Наталья Шастик.


Удивительно, но еще 100 лет назад эта часть Тосканы, расположенная на берегу Тирренского моря буквально в часе езды от Рима, считалась terra incognita – Маремма (что в переводе с латинского означает «морская») была заболочена, в ее влажном климате свирепствовала малярия, и жить здесь были готовы лишь всякие изгои общества. Как, например, Караваджо, который умер в 38-летнем возрасте в местном портовом городке Порто-Эрколе, скрываясь от смертного приговора за убийство в драке некоего Рануччио Томмазони. Болота в крае осушил Муссолини, превратив их плодородные поля, а в 1968 году в Маремме произошло маленькое винное чудо – критики впервые оценили отменный вкус местного вина, провозгласив его «Бордо Тосканы». Так регион выбрался из забвения.
Но даже и сейчас в путеводителях Маремму иногда называют тосканским Диким Западом – и она действительно очень дикая и настоящая. Практически вся ее территория – природоохранная зона, находящаяся под защитой WWF. Маремма славится песчаными дюнами и пляжами, сосновыми лесами и скалистыми горами, уникальными солеными почвами с характерной растительностью. А также птицами – в природном заповеднике лагуны Орбетелло на полуострове Монте-Арджентарио их насчитывается более 200 видов. Есть там и розовые фламинго, прилетающие сюда на зимовку. Посреди этого птичьего рая и находится отель Argentario Golf Resort & Spa.

Плотники и олигархи

В давние времена Монте-Арджентарио (что в переводе означает «серебряная гора») был островом. Но море намыло две тонкие песчаные косы, присоединив этот клочок суши к большой земле, а в XIX веке человек построил третью, чтобы окончательно лишить эту территорию обособленности. Так на карте Италии появилась лагуна Орбетелло с ее уникальным микроклиматом. Въезжаешь сюда по живописной широкой автостраде, окруженной со всех сторон водой, минуя городок Орбетелло с его символом – испанской каменной мельницей XVI века, всего девять таких сохранились на территории Италии. Эта мельница – напоминание о том, что когда-то эта земля входила в состав маленького, но могущественного Государства королевских Президий Филиппа II Испанского со столицей в Орбетелло. На полуострове до сих пор имеются сторожевые башни, возведенные испанцами. Обосновавшись тут, они могли легко контролировать всю Тоскану и Папскую область.

С моря к Монте-Арджентарио не подступиться – его побережье высокое и скалистое, с небольшими пустынными пляжами и бухтами вдоль скал. По сути, полуостров – это мыс, гордо выступающий в Тирренское море, словно устремленный на встречу двум соседним островам Тосканского архипелага – Джилио и Джианнутри. До них можно добраться на пароме. Или дойти под парусом – яхтинг в этих местах очень популярен. Рукой подать отсюда и до островов Монтекристо, Эльбы и французской Корсики. Заграничные корсиканские берега видны в солнечную погоду с самой высокой точки полуострова Пунта Телеграфо (635 м над уровнем моря) и с дороги Via Panoramica, опоясывающей полуостров.

Эта живописная дорога, позволяющая увидеть все здешние красоты, стартует из Порто-Санто-Стефано, известного еще с римских времен. Со своими 10 тыс. жителями этот городок – крупнейший местный населенный пункт. Он разделен на четыре исторических района. Ежегодно 15 августа между ними устраивается красочная морская битва – Palio Marinaro. Соревнования проводятся на лодках тартан, предназначенных для транспортировки угля и дерева, – когда-то именно на них жители одержали блестящую победу над сарацинскими пиратами и с тех пор празднуют. Местные корабельные плотники известны на всю Италию – они владеют уникальными технологиями обработки дерева, превращения его в корпус лодки. Об этом рассказывается в городском Музее корабельного дела, находящегося в крепости Fortezza Spagnola, что гордо нависает над городом.

Второй населенный пункт полуострова – Порто-Эрколе совсем невелик, но знаменит. Во-первых, как упоминалось выше, здесь отдал Богу душу великий Караваджо (и был захоронен в местной церкви). А во-вторых, с 1960-х годов это место облюбовали члены голландской королевской семьи, постоянно приезжавшие сюда на каникулы. Их роскошная вилла «Счастливый слон» (Elephante Felice) была продана за 10 млн евро бельгийскому пивному магнату только в 2004 году. За особами королевской крови в Порто-Эрколе потянулась и богема. Как именно она здесь наслаждались dolce vita, для нас запечатлел знаменитый американский фотограф Слим Ааронс. Он, кстати, дружил с гангстером Чарльзом Лучано по прозвищу Счастливчик, одним из отцов-основателей американской мафии, и часто наведывался в Италию именно по его приглашению.

Уже в наши дни сельская идиллия Монте-Арджентарио стала объектом желания для российских миллиардеров. Известно, что виллами тут владеют, например, глава инвестиционной компании L1 Energy Герман Хан и Игорь Ротенберг, сын Аркадия Ротенберга. В 2013 году в Порто-Эрколе даже пожаловал сам Владимир Путин – его заметили обедающим инкогнито в местном ресторане La Sirena. Как уверяла итальянская пресса, ради столь высокого гостя владелец заведения Луиджи Солари закрыл его для публики и подал обед президенту в неурочное для Италии время. Говорят, глава российского государства лакомился специалитетами: рыбными деликатесами и артишоками (Монте-Арджентарио ими славится), запивая их шардоне.

Кабанчики и клюшки

О любви русских к Монте-Арджентарио в Argentario Golf Resort & Spa знают не понаслышке – на рецепции вас обязательно встретит русскоговорящий персонал. Гости из России – не просто постояльцы, но и собственники резиденций, которые отель предлагает к продаже. Показательно, что из четырех уже проданных (а еще несколько находятся на стадии строительства) две были приобретены русскими, а одну купила британская инвестиционная компания, что, конечно, говорит в пользу подобного капиталовложения. Резиденции созданы в стилистике традиционной тосканской виллы, предлагаются уже полностью меблированными и с доступом ко всему отельному сервису, а это: спа, фитнес, гольф, лошади и мини-ипподром, два ресторана, трансфер на пляж и даже вертолетная площадка (ее наличие, как мы знаем на примере Куршевеля, в разы повышает уровень гостей).

Если частные виллы строятся в классическом стиле, то сам отель Argentario Golf Resort & Spa – торжество современного дизайна и входит в коллекцию Design Hotels. В его номерах и общественных зонах – как на выставке Salone del Mobile, которая каждый год проходит в Милане: мебель, предметы декора и арт-объекты от ведущих дизайнеров (Марселя Вандерса, Патрисии Уркиолы, Рона Гилада, Винсента ван Дуйсена и т.д.) Владелец Argentario Golf Resort & Spa Аугусто Орсини, девелопер из Рима, занимающийся реставрацией исторических зданий, не скрывает, что подустал от вечной итальянской классики и решил сделать свой отель принципиально другим. И тем самым немного обновить имидж Тосканы. Все предметы современного дизайна в интерьере никак не противоречат пасторальному пейзажу за окном, а напротив – создают эффектный контраст актуального и рустикального. А знаменитый стол-поросенок Марселя Вандерса, который тот придумал для Moooi лет 10 назад, и вовсе обрел в Argentario Golf Resort & Spa чисто тосканский колорит, стал почти гением места. Кабаны на полуострове и правда водятся в большом количестве, а их мясо вам всегда приготовят в ресторане Dama Dama шеф-повар Эмильяно Ломбарделли, уроженец Монте-Арджентарио. Название этого гастрономического заведения означает «косуля» и, таким образом, отсылает к еще одному специалитету местной кухни.

Здание отеля, построенное Андреа Фольи, являет собой образец архитектуры, умеющей вписываться в ландшафт. Оно как бы «утоплено» в местный пейзаж, превращено в один из тосканских холмов. Из основных материалов – местные вулканические горные породы и стекло. В отеле много больших панорамных окон, чтобы без труда наслаждаться пасторальными видами, все номера также имеют просторные террасы. Вокруг отеля – необъятное гольф-поле на 18 лунок (и площадью более 6 тыс. м2), спроектированное архитектором Дэвидом Меццакане и гольфистом Бальдовино Дассу. Владелец отеля Аугусто Орсини – страстный гольфист, и во многом строил тут все для себя. Как и отель, поле открыто круглогодично – играть в гольф без сезонных перерывов позволяет мягкий арджентарийский микроклимат. В марте этого года Argentario Golf Resort & Spa был даже выбран Профессиональной ассоциацией гольфистов в Европе своей базой на ближайшие 10 лет.

Помимо гольфа, постояльцам, конечно, представляются и другие развлечения. Можно просто ничего не делать в огромном Spa Espace или, наоборот, усиленно подвергать твое тело работе на тренажерах Technogym в фитнесе-зале Espace, отправиться на пляж Giannella (до него 10 минут на бесплатном отельном микроавтобусе). Или поехать на винодельню. Ближайшая – Val delle Rose принадлежит семье Чекки. Вино в Тоскане они делают уже 100 лет, а в Маремме – чуть более 20. Из их уютного хозяйства надо уезжать с бутылкой не только белого верментино или красного санджовезе (местные сорта винограда), но и оливкового масла. Свое масло делают и в Argentario Golf Resort & Spa, и главная опасность, которая вас может предостерегать за обедом и ужином, – вы будете есть слишком много хлеба, смоченного в невероятно вкусном оливковом масле.

А еще из занятий – можно просто ходить по холмам и глубоко, сосредоточенно дышать. В принципе в отельном спа есть ароматерапия, но в Монте-Арджентарио такая процедура предлагается везде, всем и совершенно бесплатно – ее обеспечивают заросли розмарина и лаванды, базилика и жасмина, сосны и пинии. В 2013 году итальянские журналисты долго гадали, зачем же Владимир Владимирович приезжал на полуостров, но так и не смогли найти ответа. Может быть, он наведывался на тосканский Дикий Запад, чтобы просто спокойно в одиночестве подышать?