Сам себе бизнесмен


В своей компании мультимиллионер Николай Грешилов и инвестор, и проектировщик, и консультант, и контролер, и дизайнер, и даже копирайтер. Весьма необычно? Однако такой подход, уверяет бизнесмен в интервью Алине Проскуряковой, помогает ему сокращать сроки окупаемости проектов и зарабатывать сотни миллионов долларов.

16.10.2014





Хлеба и зрелищ

В фуфайке и лихо заломленной на затылок кепке, за рулем грузовика ГАЗ-51 Николай Грешилов выглядел очень убедительно, выезжая к 300 гостям, собравшимся в конгресс-холле туристического комплекса, чтобы отметить 60-летний юбилей основного налогоплательщика Орловской области. «Крепче за баранку держись, шофер!» – подпевал в микрофон Леонид Агутин. Грузовик – тот самый, который Николай Грешилов водил после школы, подрабатывая на местном электромеханическом заводе. Это сын Павел нашел раритет и отреставрировал. Модели в кокошниках, блины с красной икрой, рыба в пруду и специально заказанные бабочки – юбилей удачно пришелся на последний день Масленицы. Грешилов любит подчеркивать свое крестьянское прошлое и провинциальное настоящее. Он родился в местечке Свобода Курской области. Сейчас живет и работает в столице региона.

Николай Грешилов – единственный акционер и собственник корпорации «ГРИНН», созданной им 22 года назад. В ее составе – 23 гипермаркета «Линия», работающих в 10 областях Центральной России, многофункциональные комплексы в Орле, Белгороде, Курске, сеть ресторанов, авто­техцентр, газета «Друг для друга» и ряд других активов. Владелец называет «Линию» якорем своего бизнеса, позволяющим строить для души – многофункцио­нальные семейные комплексы. Каждый следующий – больше и насыщеннее предыдущего. К примеру, в строящемся «МегаГРИННе» в Курске одних бассейнов будет шесть, включая десятидорожечный олимпийского размера, а еще теннисные корты и большой каток. Николай Грешилов – не только единственный собственник компании и ее генеральный директор, но и автор всех ключевых проектов. Корпорация сама себе управляющая компания. «Это не только сокращает издержки, но и экономит нервы. Не надо искать стороннего оператора, потом менять его на более эффективного, не надо ни с кем спорить», – обосновывает Грешилов. Первый «МегаГРИНН» площадью 168 тыс. м2 открылся в Белгороде в прошлом году. Его «улучшенные аналоги» сейчас строятся в Курске и Брянске, площадь каждого будет 230 тыс. м2, на очереди – Тверь и Воронеж. За четыре года бизнесмен планирует возвести миллион квадратных метров коммерческих площадей, инвестировав в это 40 млрд рублей. Если задуманное удастся воплотить в жизнь, корпорация, скорее всего, зай­мет первые строчки рейтингов крупнейших владельцев торговой недвижимости в России.

Центральный офис «ГРИННа» находится в Курске, хотя зарегистрирована корпорация в Орловской области, где является крупнейшим налогоплательщиком. История «переезда» довольно занимательна. В 2008 году корпорация «ГРИНН» была перерегистрирована из Курска в Орел. Грешилов тогда мотивировал свои действия возросшим давлением со стороны обладминистрации и милиции. Местная пресса писала, что курское руководство не раз пыталось завести на бизнесмена уголовное дело и прибрать корпорацию к рукам. Говорят, все потому, что Грешилов делиться не любит. Уверяют даже, что отбывать бы ему срок в тюрьме, не реши он тогда отдать нужным людям пластиковый завод. На вопрос, что там все-таки произошло, сам Грешилов и сейчас не дает прямого ответа. Замечает только, что предпочитает взяткам свои методы работы. К примеру, однажды поставил перед уже построенным объектом в Белгороде огромный кошелек, в который каждый житель города мог вкладываться, чтобы получить разрешение на открытие. «Обидно было. Столько денег вложил, чтобы построить на болоте, расширить дороги. Почему я должен еще отчислять на эту “благотворительность”?»

Обида на чиновников подчас выливается в креативные проекты. Придуманная им скульптурная композиция «Чиновник и предприниматель» представляет собой противоборствующие стороны, которые почти упираются лбами друг в друга. Столкновению мешают часы, которые, по замыслу автора, напоминают обоим о скоротечности времени. «Главное, что на позитиве, – комментирует автор идеи. – Если они еще не поняли друг друга, то уже размышляют о необходимости понимания».

Перевозя бизнес в Орел, Грешилов просил об одном – не втягивать его в политику: «Когда Строев (Егор Строев – бывший губернатор Орловской области. – Прим. ред.) меня сюда приглашал, я ему сразу сказал: “Вы меня на свои собрания не зовите, в вашей политической жизни я участвовать не буду”».

Лишь в 2010 году Николай Грешилов решил вернуться в Курск с проектом строительства мегакомплекса, снова поверив губернатору Алек­сандру Михайлову.

Изобрести велосипед

Грешилов полагает, что бессмысленно вести речь о насыщении рынка торговыми площадями (их в регионах хватает), предпочитая говорить о перераспределении потоков покупателей: «Чем больше ты заложишь в здание разных направлений деятельности, тем успешнее будет твой торговый комплекс. Пока то, что я вижу, мониторя ситуацию в России, это большие бестолковые здания, совершенно не интересные. Один торговый центр, сделанный по уму, с ходу перераспределит потоки посетителей в свою пользу». В своих «МегаГРИННах» Грешилов отводит торговому сегменту 50% и 50% – развлекательному. Якорем бизнеса традиционно становится продуктовая сеть «Линия», остальные торговые площади отдаются сторонним арендаторам. В развлекательную часть входят, как правило, многозальный кинотеатр, Spa-салоны, сауны, ночной клуб «Часы», фуд-корт, детская игровая зона, а также кафе и рестораны, каток, боулинг, бассейны и много чего другого.

Грешилов вспоминает, как безуспешно пытался получить кредит в Сбербанке на строительство комплекса в Орле и в итоге строил за свои деньги. А недавно Центрально-Черноземное представительство «Сбера» проводило в «МегаГРИННе» тимбилдинговое мероприятие. 700 человек, кроме лекций на занятиях, перетягивали канат, играли в боулинг, бегали, прыгали и кричали хором: «Мы – единое целое». «В тот день у меня был праздник. Я рассказал новому председателю Петру Колтыпину, как пытался получить кредит в Сбербанке и каких “комплиментов” наслушался в адрес дотационного региона». Похожая история произошла в Белгороде. Банки сомневались в потенциальной рентабельности такого формата ТРЦ. Пугало и то, что Грешилов все замкнул на себе, выступая в роли соинвестора, проектировщика, застройщика и консультанта. «Что ты там сам себе химичишь, спрашивали, – вспоминает бизнесмен. – Им сложно было понять, что ориентироваться тут просто не на что – подобных проектов в России не было до меня».

Николай Грешилов до сих пор запинается на слове «кластер». «Я не знал, что это такое, пока на культурно-туристическом форуме в Петербурге мне не сообщили, что я построил лучший кластер делового туризма».

Орловский туристический многофункциональный комплекс «ГРИНН» – самый крупный и любимый проект Грешилова. Сегодня сюда съезжаются со всей Центральной России – проводить деловые мероприятия, тренинги, корпоративы. Он рассчитан на 2000 участников и под завязку начинен инфраструктурой для отдыха: развлекательный центр, ночной клуб, кинотеатр, спортзал, Spa, концертный зал и прочее, и все это в небогатом маленьком городе. Член команды, руководитель ивент-направления Игорь Прокопов признается: «До нас всегда потом доходит. Пятизвездочный корпус еще не заполнялся и наполовину, когда генеральный принял решение строить рядом гостиницу бизнес-класса с конгресс-холлом, включающим 8 залов на 2000 человек. Мы не понимали – зачем. Дошло, когда увидели, что средний численный состав приезжающих групп увеличился с 20 человек до 100. Газпром, Сбербанк, “Билайн”… А недавно тут проходил 12-й Международный сахарный форум. Больше тысячи участников из 35 стран. Десять многотонных комбайнов привезли из Дании».

Переходим от одного концертного зала к другому. «Здесь, вместимостью 800 зрителей, у нас выступают не очень известные артисты, а тут – в зале на 2000 мест – известные. Все трансформируется: за 10 минут трибуны складываются – и можно танцевать. На открытие комплекса Николай Грешилов устроил для выпускников Орла концерт с участием Димы Билана и Ксении Собчак. «Провели торжественную часть, потом выпустили их погулять на полчаса, а когда запустили обратно – зал свободен от кресел, и тут уже танцы с Димой Биланом», – объясняет Игорь Прокопов преимущества трансформации. Рядом с конгресс-холлом гостиница бизнес-класса и VIP-отель – красивые деревянные домики в окружении сосен. Все, вплоть до ландшафтного дизайна, бывший проектировщик Грешилов придумывал сам. Он называет странной и долгой стандартную схему строительства: инвестор; компания, управляющая проектом; консалтинговая компания, которая просчитывает плотность населения, уровень доходов, транспортную инфраструктуру и прочие показатели. «По итогам этой работы издается талмуд, где говорится, что можно построить на таком-то участке земли, исходя из произведенных вычислений и мировой практики. После этого управляющая компания нанимает проектное бюро, которое рисует план по заданным характеристикам. Поэтому все объекты, что торговые, что спортивно-развлекательные, у нас типичные, с типичными же ошибками и удвоенными издержками». Все описанные этапы Грешилов вычеркивает из сметы расходов. Он сам себе инвестор, проектировщик, консультант и контролер. Сторонние организации нанимаются только для просчета технических деталей. Этажи, планировка пространства, вентиляция и все, что касается технологического проектирования, а также фасады, дизайн помещений и территории Грешилов никому не доверяет. Такой подход позволяет сократить сроки строительства и окупаемости проектов примерно в два раза – до пяти лет против десяти, характерных в среднем для крупных торгово-развлекательных центров.

Грешилов старается охватить все сегменты рынка, максимально дифференцируя свой продукт. К примеру, в «ГРИННbeer» девять сортов пива, «песенный запев» для любителей хорового исполнения шлягеров и шоу толстушек, в «Мезонине» – более изысканное меню и тихая музыка, а в ресторане «Фьюжн» сразу четыре разных зала с собственным концептуальным интерьером и меню: американская, украинская, узбекская и японская кухни. В ночном клубе не только пьют и танцуют, но еще принимают душ и поют караоке – для этого предусмотрены специальные комнаты, оформленные по-грешиловски, в разных стилях: «Джуманджи», «Версаль», «Капитанская».

Беседа с губернатором

Впрочем, пока Орловский проект «кормится» за счет сети гипермаркетов «Линия». «Перешли из стадии неокупаемости в стадию долгой окупаемости», – шутит бизнесмен. Однако в ближайших планах уже новое строительство: еще один комплекс торгового центра, трехзвездочная гостиница (закрыть спрос на недорогой массовый деловой туризм) и аквапарк – самый большой в России. Общая площадь туркластера составит 20 га.

Николай Грешилов планомерно подбирается к границе с Москвой. Но чем ближе, тем становится труднее. Договору на строительство спортивно-досугового комплекса в Туле так и не суждено было реализоваться. «Не знаю, почему Груздев (губернатор Тульской области. – Прим. ред.) так поступил. Дело было на экономическом форуме в Сочи. Он с командой подходит ко мне и говорит, что решил эту землю забрать. Я говорю: “Это с какой стати?” А он: “Ну, так вот решили… Хотите – дадим вам другой участок, за городом”. Но мой проект – не плоскостной вроде Ikea, он рассчитан на центр. Говорю: “Губернатор Тверской области, вон, сам меня позвал – инвестирую ему в регион 9 млрд рублей. В Туле получилось бы еще больше – там очень сложный участок, грунт плывет”». «На этом разговор закончился?» – интересуюсь. «Нет, он еще попытался устроить концерт уже в Туле формата “совещание с инвесторами с ним во главе”, но я говорю: “Слушай, зачем нам это шоу, при моем-то знании обстановки в 10 регио­нах ЦФО. Посмотри, в Курской области все поля засеяны, в Орловской – тоже. А у тебя тут все заросло сорняками и деревьями, и так, видимо, и останется”. На том и попрощались». 


Семейный подряд

В будущем Николай Грешилов планирует полностью передать дело детям: «Само собой. Да Павла хоть сейчас ставь генеральным директором. Просто понятно, что я быстрее договорюсь с губернаторами, он медленнее». Владелец корпорации «ГРИНН» старается сделать так, чтобы детям досталось «эффективно работающее» наследство. Пока сын Павел отвечает за комплектацию оборудования всей корпорации, развлекательно-ресторанный бизнес; дочь Мария занимается направлением Spa. «Они учились работать, глядя на меня. Сын начал у меня на автобазе еще в 9-м классе – слесарем». Работа остается главной темой – и в дороге, и дома за ужином. Говорит, что ни разу не задумывался, чтобы выйти из бизнеса и жить в свое удовольствие. Хотя и старается строить такой бизнес, который легко продается (ликвидность, по его мнению, один из важных показателей качества в его сегменте), уверяет, что не собирается продавать «Линию», выходить на IPO и участвовать в облигационных займах. Девелопмент, по его словам, позволяет заработать до 100% от вложенной суммы, а порой и больше.



Алина Проскурякова
16.10.2014

Источник: SPEAR'S Russia #10(42)

Комментарии (1)

145
Thomasbah 29.03.2018 04:50

заказать продвижение сайта в интернете логин в скайпе SEO PRO1


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз





«Изучение богатых россиян проливает свет на мысли глобальных элит»


_nig0790
 

После прочтения книги «Безумно богатые русские» у редакции WEALTH Navigator возникло немало дополнительных вопросов к автору. Элизабет Шимпфёссль любезно согласилась ответить на них во время пространного интервью.