Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/rubrics/mneniya/articles/otvetstvennyy-rukovoditel-strahuet-otvetstvennost
Дата публикации 06.10.2017
Рубрики: Колонки , Страховые компании
Напечатать страницу


Ответственный руководитель страхует ответственность


79e9e2ed6c3814dc4164ba737e8d53fa
Владимир Кремер

Руководитель отдела страхования финансовых рисков страховой компании AIG в России.

Рынку страхования ответственности директоров – Directors and Officers Liability (D&O) – без малого 100 лет. Он возник в 1930-е годы в Америке – компании стали охотно страховать ответственность своих директоров при спекуляциях ценными бумагами после начала сдувания биржевого пузыря. Неслучайно и сегодня США остаются крупнейшим рынком для этого вида страхования – общая сумма прямых премий по нему за прошлый год составила около 3 млрд долларов. Ответственностью руководителей за спекулятивные операции дело, разумеется, не ограничивается. В США, как и в ряде других стран (например, в Австралии), весьма распространена практика судебных разбирательств против руководства компаний. Поэтому руководитель там редко соглашается войти в состав совета директоров без соответствующего страхового полиса.

В сравнении с Америкой российский рынок страхования ответственности топ-менеджмента делает лишь первые шаги. Ежегодно здесь заключается или продлевается всего около 1500 полисов D&O, а общая сумма собранных по ним премий оценивается в сравнительно скромные 50 млн долларов. Работающие на рынке страховые компании ведут урегулирование по десяткам страховых случаев, выплаты по которым составляют 1–2 млн долларов в год. Основные страхователи по D&O в России – это крупные и средние компании из разных отраслей – финансового сектора, ТЭК, телекоммуникаций, фармацевтики и других, большая часть относится к категории публичных компаний. Хотя на этот вид страхования все чаще обращают внимание и компании малого и среднего бизнеса, для которых D&O также весьма актуально, – если компанией управляет сам владелец, серьезные финансовые потери могут привести даже к ее ликвидации. Хотя у этой категории бизнеса страхо­вание ответственности менеджмента по отношению к ведущим странам развито еще меньше. Например, в Великобритании 25% малых и средних предприятий приобретают полисы D&O. В Финляндии страхуют свои риски 90% глав всех предприятий. В России так поступают пока не более 1% компаний.

С риском по жизни

Как бы то ни было, риски по категории страхова­ния D&O актуальны для российских топ-менеджеров не меньше, чем для их иностранных коллег. Независимо от того, имеет ли руководитель компании страховой полис, он потенциально несет ответственность за любые действия или бездействие, даже если он сам никак не участвовал в принятии решения. Причем, согласно действу­ющему законодательству, предъявить к нему претензии можно будет даже через несколько лет после того, как он оставит свою должность. Подать иск против дирек­тора могут сотрудники, клиенты, акционеры, а также регулятор рынка. Да и вообще любые лица, которые решат, что их интересы пострадали по вине руководителя конкретной компании.

В связи с чем может быть заявлена претензия? Диапазон предметов иска чрезвычайно широк – от ошибочных заявлений директора до непреднамеренных нарушений антимонопольного или трудового законодательства; от сокрытия информации и нанесения ущерба дочерним компаниям до обвинений в действиях, повлекших экологические катастрофы. С выходом бизнеса в интернет-пространство топ-менеджеры рискуют попасть под обвинения нового типа. В случае похищения кибермошенниками персональных данных клиентов, важной коммерческой информации или остановки производственного процесса по причине киберинцидента в недостаточной защите могут упрекать именно руководителя.

Какими могут быть издержки в подобных случаях, показывает нашумевший пример 2014 года из европейской практики, когда руководитель итальянского филиала одной из швейцарских IT-компаний, не приняв исчерпывающих мер для предотвращения кражи компьютерных паролей киберпреступниками, оказался в центре скандала, а его компания лишилась почти 900 тыс. евро в результате хакерской атаки. Более того, как выяснилось в результате разбирательства, преступники использовали для кражи данных его собственный пароль. В результате итальянский суд постановил, что руководитель виновен в недостаточном надзоре. На стадии апелляции решения суда страховая компания предложила урегулировать дело за примерно половину первоначального размера иска: по полису D&O пострадавшей стороне было выплачено 400 тыс. евро возмещения ущерба и 90 тыс. евро было потрачено на юридическую защиту.

В российской практике также известен случай, когда владельцы компании подали в суд иск на совет директоров из-за одобрения сделки по поставке нефти по заниженной цене. Суд встал на сторону владельцев. Избежать существенных потерь компании помог полис D&O – страховая компания оплатила не только юридические издержки, но и, что самое главное, упущенную выгоду в размере более 400 млн рублей.

Существуют веские основания считать, что в дальнейшем этот сегмент российского страхо­вого рынка продолжит динамично развиваться, постепенно сокращая разрыв с другими ведущими странами. Сильный толчок этому процессу дал экономический кризис, который, как всегда в таких случаях, привел к росту потенциальных рисков и страховых случаев. Объем сборов страхо­вых премий по таким видам страхования, как причинение вреда вследствие недостатка товаров, работ, услуг; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору; причинение вреда третьим лицам; финансовые риски, в 2016 году в России вырос пример­но вдвое и превысил 60 млрд рублей. Вместе эти сегменты страхования покрывают большую часть рисков, с которыми может столкнуться компания. В том числе по искам к руководителям компаний, экологическим искам и ряду других.

В последнее время ужесточаются стратегия регуляторов рынка и законодательные нормы в отношении ответственности руководителей. В частности, вопрос регулирования договорных отношений компаний с их директорами и членами правления перенесен из Трудового кодекса в сферу действия Гражданского кодекса и компетенцию арбитражных судов. Растут и расходы на юридическую защиту. Более того, российские суды все чаще отходят от строго формального подхода к оценке действий руководства юридического лица. Эти факторы свидетельствуют о том, что иски к менеджменту о возмещении нанесенных компании убытков будут подаваться все чаще, а значит, компании и их руководители все чаще будут нуждаться в страховой защите.

Дело выбора

Итак, кому же нужен полис D&O и какой именно? Если компания работает с иностранными корпорациями или размещает свои ценные бумаги на бирже, то наличие полиса у ее руководства становится обязательным условием. В отдельных случаях полис D&O нужен в качестве обеспечения покрытия расходов на юридическую помощь. С другой стороны, он также носит статусный характер и дает возможность привлечь авторитетных в своей области топ-менеджеров для управления вашей компанией. При этом лимиты страхового покрытия для юридических лиц могут исчисляться миллионами и даже десятками миллионов долларов.

Следует знать, что стандартного полиса D&O фактически не существует – под каждую ситуацию создается индивидуальный договор, который учитывает специфику деятельности компании, вероятность определенных рисков, стоимость страховки, объемы покрытия, географию его действия и т.д. Подобная гибкость является одной из специфических черт рынка. На банковском рынке это могут быть одни риски, а в агросекторе – иные. Существует множество подобных аспектов, вплоть до предпочтений и личных особенностей должностного лица. Однако с недавнего времени можно выделить два основных вида страхования D&O. Во-первых, это полисы, приобретаемые компанией для группы собственных топ-менеджеров. Во-вторых, полисы для независимых директоров, которые приобретают эту страховку самостоятельно в целях покрытия рисков одновременно в нескольких компаниях, которыми они руководят. При этом мы наблюдаем рост спроса в страховании личных финансовых рисков со стороны руководителей малых и средних предприятий. Российские страховые компании готовы удовлетворить этот спрос – на рынке уже существуют доступные продукты в категории D&O. В ближайшие годы рынок продолжит свое развитие. 


Источник: SPEAR'S Russia #9(71)