Дивидендный доход и «сквозной подход»


26.10.2017




Nepomnyashchikh%20evgeny%20color
Евгений Непомнящих

директор EY

Почему «сквозной»

В последнее время клиенты часто задают мне вопрос: как лучше с налоговой точки зрения распределять дивиденды, когда россияне владеют российскими компани­ями опосредованно через иностранные фирмы. В упрощенном виде такое владение осуществляется, например, по цепочке: физическое лицо – бенефициар траста – кипрская компания – российское ООО. Представим, что в такой структуре бенефициар – это вы. В обычном порядке налоговая нагрузка распределяется следующим образом: сначала российская компания удерживает налог у источника (по общему правилу – по стандартной ставке 15%, а по применимым налоговым соглашениям его ставка может быть снижена до 5%), а затем, получив денежные средства, вы будете вынуждены заплатить еще 13% НДФЛ.

Именно поэтому на­ибольший интерес вызывает вариант выплаты дивидендов без уплаты российского налога у источника. Оптимизации можно достичь за счет применения в добровольном порядке так называемого сквозного подхода. Его суть заключается в возможности заявить в качестве фактического получателя дивидендов вас как лицо, косвенно участвующее в цепочке владения российской компании и отличное от ее непосредственного акционера/участника. Например, если вы и есть такое лицо, а вдобавок признаетесь российским налоговым резидентом (далее для удобства – бенефициар), то распределяемые дивиденды по всей цепочке будут облагаться в России лишь 13% НДФЛ.

Для реализации этого варианта нужно выполнить формальные требования. Иностранная компания, получающая доход в виде дивидендов от российской, и вы должны до даты выплаты дохода предоставить российской компании как налоговому агенту ряд документов (перечень прямо установлен законом).

Налоговые достоинства

Этот вариант позволяет устранить риск конфликта с российскими налоговыми органами по оспариванию пониженных ставок налога у источника в силу правил по бенефициарному собственнику дохода (складывающаяся правоприменительная практика по этому вопросу неоднозначна, решения часто принимаются в пользу налоговых органов).

Эффективная ставка налогообложения дивидендов по всей цепочке владения – от российской компании до вас – может составить 13% (если нет потерь на иностранных налогах на дивиденды; зависит от каждой конкретной холдинговой структуры). По сути, снижение налоговой нагрузки достигается за счет экономии на налоге у источника (экономия как минимум 5%).

Получив денежные средства, вы не должны второй раз платить НДФЛ, так как он уже был удержан ранее. При этом не обязательно трасту иностранной компании сразу распределять полученные дивиденды до уровня бенефициара. В этом случае такие дивиденды не должны включаться в налогооблагаемую базу по прибыли контролиру­емой иностранной компании для целей обложения НДФЛ на уровне физического лица.

При распределении дивидендов российской компанией в пользу ее иностранного акционера и последующем распределении дивидендов в вашу пользу потенциально возможно осуществить перечисление денежных средств напрямую в пользу физических лиц (без фактического перечисления этих денежных средств на счет иностранной компании). Для этого нужно заранее продумать документарное оформление для такого перечисления, чтобы учесть потенциальные юридические аспекты и отражение в отчетности. Иными словами, таким образом можно сэкономить и на транзакционных издержках и ускорить процесс получения денежных средств.

Налоговые недостатки

Учитывая, что иностранная компания – получатель дивидендов является самостоятельным иностранным юридическим лицом, применение «сквозного подхода» не исключает возможность применения к ней иных правил, предусмотренных российским налоговым законодательством. Правила о налоговом резидентстве и постоянном представительстве по-прежнему будут применяться к этой компании. Для минимизации соответствующих налоговых рисков рекомендуется прежде всего исключить риск-факторы, свидетельствующие об управлении и осуществлении предпринимательской деятельности из России, а также обеспечить наличие минимального уровня фактического присутствия иностранной компании в иностранной юрисдикции.

В случае применения «сквозного подхода» исторические налоговые риски за предыдущие периоды, связанные с применением фактического права на доход, налогового резидентства и постоянного представительства, потенциально могут возрасти. Эти риски желательно оценить заранее.

На практике применение «сквозного подхода» к дивидендам может затронуть налогообложение иных доходов, к которым такой подход не применяется. Например, если в будущем иностранная компания решит продать акции/доли российской компании.

Еще одним недостатком будет увеличение НДФЛ с 13 до 15% если вы утратите статус налогового резидента России. Конечно, в этом случае возможно применение пониженной ставки налога в соответствии с положениями соответствующего налогового соглашения. Это будет зависеть от юрисдикции вашего нового налогового резидентства и формулировок соответствующего налогового соглашения.

Сухой остаток

Несмотря на некоторые налоговые риск-факторы, связанные с применением сквозного подхода, при правильном подходе к структуре управления и грамотном устранении/минимизации потенциальных налоговых рисков использование данного варианта позволяет значительно повысить налоговую эффективность при распределении дивидендов в структуре за счет экономии на налоге у источника.



26.10.2017

Источник: SPEAR'S Russia #10(72)

Комментарии (1)

Специалист 27.10.2017 02:59

А можно стать налоговым недомицилированным резидентом Кипра, и не платить вообще в течение 17 лет налоги на дивиденды, уплатив только 5% налога у источника в России... В общем, физические лица - киприоты снимают всю головную боль от Российской налоговой.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз




Экономика ИИ


Iskusstvennyi_intellekt_i_ekonomika_(rynok)_cover
 

Вышедшая недавно в издательстве Альпина PRO книга «Искусственный интеллект и экономика», пожалуй, одно из самых взвешенных и аргументированных сочинений о том, как технологии уже изменили рынок труда, повлияли на инфляцию, распределение богатства и власти и что будет происходить дальше. Автор, известный британский экономист Роджер Бутл, сознательно дистанцируется и от лагеря технооптимистов, убежденных, что роботы и искусственный интеллект обеспечат нам райскую жизнь, и от сторонников апокалиптического сценария, в котором ИИ поработит человечество. В увлекательной и доступной манере Бутл, вооружившись цифрами и результатами исследований, рисует очень рациональный и убедительный сценарий того, как революция в области искусственного интеллекта затронет всех нас. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.