Богатые хранят за рубежом: миф или реальность


29.11.2018




F27bd9bbc2d841aca8814f93b6849c26
Евгения Тюрикова

руководитель Sberbank Private Banking

Недавнее исследование рынка private banking в России, проведенное Frank RG, вызвало ряд выводов в прессе о том, что российская элита выводит капитал из страны. Основной посыл, с которого началась волна новостей – около 315 млрд долларов или 70% от общего объема финансовых активов состоятельных клиентов (располагающих ликвидным капиталом более 1 млн долларов) находится за границей. На самом деле, эта тенденция наблюдается уже десятилетия.

Действительно ли состоятельные россияне отдают предпочтение зарубежным активам и банкам? ТОП-3 стереотипов, которые укоренились в сознании общественности, наверняка, будут такие: первый – уклоняются от налогов, второй – более высокая доходность инструментов, третий – так надежнее.

Каковы же реальные обстоятельства?

Реальная картина

Так сложилось исторически, что более 50% частных активов российских граждан сегмента HNWI находятся за пределами России. Жизненные обстоятельства диктуют географический выбор для размещения капиталов. Человек открывает счет в той стране, куда отправляет детей на обучение или переезжает вместе с семьей. Развитие своего дела и выход на международные бизнес-площадки еще один фактор, которым руководствуются долларовые миллионеры при переводе активов за границу.

За главной потребностью в сохранности средств для клиентов сектора private banking следуют семейные интересы и вопросы наследства. Гораздо удобнее структурировать капитал в иностранных юрисдикциях, которые имеют почти 300-летний опыт в вопросах наследования и передачи капитала членам семьи. В российском практике придется обходиться «безусловным» завещанием, на Западе к этому добавляются трасты. Очевидно, что состоятельный клиент выберет второй вариант, получив возможность установить конкретные параметры для управления наследством.

В среднем, клиенты сегмента private banking используют три-четыре банка (в том числе фонды и иные финансовые структуры) в разных частях мира для управления своим капиталом. Ничего личного. Это вопрос диверсификации как способ защиты и сохранения своих средств.

Комбинация причин

Выбор страны, инструментов, стратегии инвестирования для целевых клиентов private banking – это подход в формате 360. Часть средств работает на нашей территории и обеспечивает интересы клиентов в России, другая часть средств – за рубежом, в интересах других жизненных потребностей. Иными словами, российские хайнеты диверсифицируют активы под образ и философию жизни.

Если бы состоятельным россиянам было настолько удобнее, надежнее и эффективнее хранить свои состояния только за границей, мы бы не видели рост рынка в России. А сегмент private banking в России растет – по прогнозам аналитиков прирост по итогам 2018 года составит 1,5 трлн рублей (что в два раза больше, чем в 2017 году), достигнув отметки в 8,67 трнл рублей. По оценке Boston Consulting Group прогнозы еще более перспективные – к 2021 году рынок частного капитала российских граждан составит 1,9 трлн долларов или 15-20 трлн рублей.
Почему растет рынок

Интерес хайнетов к обслуживанию в российских частных банках с каждым годом все выше и выше. Повышает его не только внешнеполитическая обстановка. Улучшается налоговое и законодательное регулирование в России, которое позволяет выстраивать игрокам сегмента private banking новые финансовые стратегии для своих клиентов.

Так за последние два года были приняты ряд налоговых преференций, которые повысили привлекательность российских активов, в частности – инвестиционных инструментов. В их числе – отмена уплаты НДФЛ на купонный доход по рублевым облигациям, выпущенным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года, не превышающим ставку ЦБ РФ на 5%. Данная налоговая льгота повысила доходность по облигациям на 2-2,5%.

Еще одна налоговая преференция – освобождение с 1 января 2019 года физических лиц от уплаты НДФЛ, который может возникать от курсовой разницы при продаже / погашении еврооблигаций Минфина России.

Именно этиналоговые льготы в совокупности с остальными факторами благоприятной рыночной конъюнктуры, способствовали увеличению объема инвестиционных решений. Так с 2016 года доля инвестиций в портфелях private-банков выросла с 15% до 20% к середине 2018 года, а объем инвестиционного портфеля удвоился.

Человеческий фактор

К совокупности рыночных условий нельзя не учесть внутренние факторы. Речь идет о качестве и уровне обслуживания в private banking.

Все больше миллионеров концентрируют размещение своего капитала в private banking, которые могут предоставить индивидуальный подход и нестандартные решения, включая целый спектр финансовых и нефинансовых предложений (заботу о семье, вопросы наследования, налогообложения, социальные инвестиции).

Центр жизненных интересов и запросов, с которыми клиенты идут в private banking, смещается. Кроме уровня профессионализма, который на Западе накоплен столетиями, российские хайнеты все больше нуждаются в дополнительных преференциях. И главный козырь, который сейчас в руках у российских private banking – партнерство. Именно на близкие отношения, личный контакт и человеческий подход в работе банкиров с клиентами делают упор игроки рынка. За границей все больше как-то «про деньги». У нас тоже про деньги, но и не только. Российский формат private banking – это «про людей» и «для людей».

Очевидно, что фактор «географической диверсификации» среди предпочтений хайнетов в распределении активов будет уходить на второстепенный план. На центральное место выходит конкретный private banking и его банкир. И в этом у российского сегмента private banking есть большие перспективы сломать устоявшуюся традицию, способствуя возврату капитала из-за рубежа.



29.11.2018

Источник: PBWM.ru


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз