SPEAR’S Russia Crypto Index
У каждого зрелого рынка есть свои индексы. Ценные бумаги, недвижимость, сырьевые товары, на каждом из этих рынков есть свои индикаторы, отражающие его динамику. Они могут показывать изменения всего рынка или его отдельного сегмента, могут служить бенчмарком доходности и риска, а также быть основой для создания инвестиционных продуктов. Мы ожидаем, что 2018 год станет годом взросления рынка криптовалют. Рано или поздно у этого класса активов должны появиться все соответствующие атрибуты: профессиональные лицензированные посредники, аналитические агентства и рейтинги, а также индексы. Сегодня мы представляем SPEAR’S Russia Crypto Index.

Когда мы говорим про колебания цен на рынке криптовалют, то чаще всего подразумеваем динамику биткоина. Но если цена на биткоин снизилась, значит ли это, что также просел и весь остальной рынок криптовалют? А если биткоин вырос, значит ли это, что любая другая криптовалюта чувствует себя не менее хорошо?
Для чего создаются индексы?
На сегодняшний день на рынке криптовалют существует более 1500 монет и токенов.
В одно и то же время под влиянием определенных событий и новостей одни криптовалюты могут расти, а другие падать. Если посмотреть на весь рынок целиком, то часто можно увидеть ситуацию, когда одни активы за 24 часа выросли на 50%, а другие, наоборот, упали на 50%.
Как понять, куда двигается весь рынок в целом?
Индекс – это агрегированный показатель, учитывающий ценовые изменения всех входящих в него криптовалют. Такой рыночный индикатор дает представление о том, куда двигается весь рынок, а не отдельный актив.
Один из самых известных рыночных барометров – индекс S&P 500, отслеживающий изменение стоимости 500 крупнейших компаний, акции которых торгуются на фондовых биржах США. Эти 500 компаний суммарно представляют около 80% общей капитализации рынка акций США.
В основе SPEAR’S Russia Crypto Index лежат те же базовые принципы, что и в случае с S&P 500, – в состав индекса попадают активы с самой высокой капитализацией.
Для расчета SPEAR’S Russia Crypto Index мы берем только первые 10 криптовалют, этого достаточно, чтобы «закрыть» 80% капитализации всего рынка. Следующая десятка криптовалют (с 11-й по 20-ю) суммарно занимает всего лишь около 7% от всего рынка.
Конечно, на рынке постоянно происходят изменения, и какая-то криптовалюта может выпасть из топ-10, а какая-то появится там вновь. Для того чтобы индекс отражал актуальное состояние рынка, его структура регулярно обновляется. Раз в месяц пересматриваются входящие в него криптоактивы и соответствующие им веса (веса активов в индексе соответствуют их весу в общей капитализации рынка – так называемый capital-weighted подход к формированию индекса).
При этом существует важное ограничение – ни один из активов не может занимать в индексе более 15%. Если бы этого ограничения не было, то на сегодняшний день один только биткоин как самая капитализированная валюта занимал бы около 35%, в то время как десятая наиболее капитализированная валюта занимала бы чуть более 1%.
Год назад, в феврале 2017 года, структура индекса была еще более несбалансированной. Биткоин занимал около 85% общей капитализации рынка, а десятая из списка самых капитализированных валют – менее 0,3%.
Введение максимальной планки в 15% позволило избежать такой сильной зависимости от одной-единственной криптовалюты и сделать индекс более диверсифицированным.
Как можно использовать индекс?
Теперь, создав такой агрегированный рыночный показатель, можно отслеживать и анализировать его динамику. Точкой отсчета для индекса было выбрано 1 января 2016 года, значение индекса на эту дату приравнено к 1000.
По состоянию на 15 февраля 2018 года значение индекса равно 197 087, это значит, что за прошедший с 1 января 2016 года период индекс вырос в 197 раз. И если не учитывать возможные издержки, связанные с инвестированием, то эти цифры говорят о том, что каждые вложенные 1000 долларов превратилась бы сейчас в 197 тыс.
Если перевести это в привычные нам проценты, то мы получим среднегодовую доходность, равную 1104% годовых. Учитывая, что депозитные ставки по долларам во всем мире стремятся к нулю, становится арифметически понятно, почему тема криптовалют вызывает такой ажиотаж у инвесторов.
Интересно сравнить доходность индекса с доходностью биткоина. Это даст ответ на вопрос о том, есть ли какой-то экономический смысл вкладываться во что-то еще, кроме родоначальника всех криптовалют.
За этот же период, с 1 января 2016 года по 15 февраля 2018-го, биткоин вырос «всего лишь» в 22 раза. Это соответствует среднегодовой доходности, равной 328% годовых. Для наглядного сравнения динамики индекса и биткоина мы построили историю изменения стоимости биткоина из той же точки, что и для индекса.
Конечно, такая высокая доходность неразрывно связана с рисками. Со своих максимальных значений, достигнутых в декабре 2017 года, в феврале биткоин упал примерно на 70%. Много это или мало? Достаточно ли этого, чтобы признать криптовалюты пирамидой, и для того, чтобы их запретить раз и навсегда?
Для сравнения давайте посмотрим на индекс РТС как индикатор российского фондового рынка, рассчитываемый в долларах США с осени 1995 года.
В 2008 году индекс РТС упал с 2487 до 549 пунктов, или на 78%. А падение, которое началось в 1997 году с отметки в 571, закончилось в 1998 году на уровне 38 пунктов, то есть российский фондовый рынок потерял тогда 93% своей капитализации.
Более зрелому рынку акций США тоже есть чем «похвастаться». На фоне краха доткомов в начале 2000-х индекс S&P 500 потерял около 49%, а во время кризиса ипотечных закладных, начавшегося в 2007 году, упал на 56%.
Как видно из цифр, принципиальной разницы в глубине падения нет, ее скорее нужно искать в сроках – для того чтобы пройти свое 70%-ное падение, биткоину потребовалось всего 1,5 месяца. Это еще раз доказывает, что криптовалюты сегодня – это молодой, формирующийся рынок со всеми его плюсами в виде высокой потенциальной доходности, но и со всеми соответствующими минусами.
Беспристрастная динамика индекса показывает, что даже сформировав портфель из топ-10 криптоактивов, вы за один день можете потерять четверть своих инвестиций.
Автор идеи – Кирилл Шмидт
Источник: SPEAR'S Russia #3(76)
Структура счастья

Если количество свободного времени – это важный критерий счастья, то Евгения Тюрикова строит свой private banking на классических принципах гуманизма. Глава Sberbank Private Banking рассчитывает создать структуру, которая максимально освободит время банкиров на общение с клиентами, а время клиентов – на зарабатывание денег, которые обеспечат им свободу самореализации, равную человеческому счастью.
Экономика глазами банкира

«Я вижу достаточно много клиентов, которые верят в Россию и хотят развивать бизнес. Это главный позитивный фактор для экономики», – убежден член правления Альфа-Банка Максим Першин. В интервью SPEAR’S Russia он рассказал о развитии риск-культуры в России, маржинальности корпоративно-инвестиционного бизнеса, идеальных клиентах и конкуренции с госбанками.
Доллар рядом с пропастью

Американский доллар остается мировой резервной валютой уже семьдесят с лишним лет, но положение его шаткое. Трамп снижает налоги, влияние Китая растет, а Алек Марш задумывается о приближении развязки.
Письма о криптофинансах: письмо второе
Сегодня «криптовалютами» называют все криптоактивы, существующие на рынке. Однако их технологические решения и – что еще более важно – задачи и экономические стимулы различаются.
Письма о криптофинансах: письмо второе
Сегодня «криптовалютами» называют все криптоактивы, существующие на рынке. Однако их технологические решения и – что еще более важно – задачи и экономические стимулы различаются.
Деньги в дом

Пока этот номер SPEAR’S Russia готовился к печати, главные индексы недвижимости росли: большие деньги устремились подальше от проблем фондового рынка. Объяснение происходящему дала Людмила Потапова, глава департамента жилой недвижимости компании Knight Frank. Злобу дня и перспективы на завтра она обсудила с гостями SPEAR’S Club.
Криптоапокалипсис

Коэффициент Джини биткоина равен 0.88, и даже в Северной Корее дела обстоят немного лучше. Такого ли неравенства мечтали достичь все анархисты и либертарианцы мира, увлеченные криптоэкономикой? Нуриэль Рубини, как глиняную, разбивает вдребезги «перехваленную электронную таблицу» блокчейна и надеется открыть миру глаза на очередную великую иллюзию.
Замкнутый круг российского арт-рынка

Переход к свободному рынку никому не дался легко, но сфере искусства пришлось особенно туго. Денис Лукашин вспоминает болезни роста российского арт-рынка и ставит диагноз (не слишком утешительный) его нынешнему состоянию.
Оставить комментарий