Lobanov
Михаил Лобанов

Управляющий партнер фонда Target Global.

От пузырей не существует “лекарства”. Единственный выход, к сожалению, – дать им вырасти и лопнуть

Виталик Бутерин, основатель Ethereum

Последние четыре месяца инвесторы, аналитики и просто интересующиеся современными финансовыми технологиями люди внимательно наблюдают за колебаниями на рынке криптовалют – их общая рыночная капитализация на 28 августа 2017 года составила более 155 млрд долларов, что почти на 80% превышает значение на конец июля и в пять раз больше средней капитализации в апреле. Bitcoin остается лидирующей криптовалю­той: его стоимость на 28 августа 2017 года – более 4300 долларов (что значительно больше цены в середине июня, которая почти достигала 3000, и несравнимо с апрельскими значениями, колебавшимися на уровне 1200 долларов).

Несмотря на то что Bitcoin удерживает лидирующие позиции, его доля в общей рыночной капитализации значительно упала с начала весны 2017 года – если раньше она не опускалась ниже 80%, то сегодня составляет немногим больше 45%. В середине июня Ethereum почти сравнялся с Bitcoin, однако вскоре после этого разрыв снова увеличился – сегодня Ethereum занимает 21% рынка. Третью позицию удерживает Ripple, у которого, правда, всего 5% рыночной капитализации.

Абсолютными лидерами являются три упомянутые выше криптовалюты, однако постепенно влияние усиливают и другие игроки. Мы постараемся более подробно проанализировать основные криптовалюты, чтобы разобраться, чего стоит ожидать от рынка в ближайшем будущем.

Ethereum был впервые предложен в 2013 году Виталиком Бутериным, канадским программистом с российскими корнями, сооснователем и бывшим редактором журнала Bitcoin Magazine. В июле 2015-го сеть наконец была запущена.

Между Bitcoin и Ethereum есть существенная разница. Bitcoin создавался как альтернатива фиатным валютам – доллару, евро и другим, и суть его состояла в полной децентрализации денежной системы и освобождении ее от государственных и банковских ограничений – криптовалюта, в отличие от привычных нам денег, не имеет центра эмиссии и не поддается манипуляциям со стороны третьих лиц, однако легко может использоваться для проведения денежных переводов или расчета в рамках транзакций. Проводимые с Bitcoin сделки нельзя отменить, платежи между двумя сторонами не требуют участия посредников, а средства могут быть заморожены только самим владельцем.

Ethereum, в свою очередь, представляет собой новое поколение технологий на цифровом рынке. Это платформа для создания децентрализованных онлайн-сервисов на базе блокчейна, в основе которых лежит технология смарт-контрактов. У Ethereum есть своя криптовалюта, получившая соответствующее название – эфир.

Простота использования привела к активному распространению Ethereum в разных областях. На сайте State of the Dapps, который ведет учет основных децентрализованных приложений на базе Ethereum, представлено уже более 600 таких приложений. Кроме того, Ethereum используется в корпоративном сегменте: в феврале 2017 года была создана Enterprise Ethereum Alliance (EEA) – организация, поставившая себе целью использовать технологию Ethereum для корпоративных нужд. Среди участников – Accenture, Banco Santander, CME Group, Intel, J.P. Morgan, Microsoft, Credit Suisse и другие.

Третья среди лидеров рынка – криптовалюта Ripple, запущенная в 2012-м. Ripple – это распределенная платежная система с открытым исходным кодом, в рамках которой существует одноименная криптовалюта (XRP) в качестве внутренней платежной единицы. Технология Ripple базируется на «принципе доверия»: представьте, что вы с другом можете отправлять друг другу деньги по каналу, который открывается с помощью пароля, известного только вам двоим, – так работает Ripple. Для взаимодействия с внешним миром существуют «шлюзы» – связующие звенья между сетью Ripple и любыми сервисами, позволяющие совершать мгновенные покупки в один клик.

Ripple пользуется поддержкой именно в финансовой, в особенности банковской среде, поскольку позволяет осуществлять трансграничные платежи без необходимости платить высокие комиссии. Первым пользователем Ripple среди банков стал Fidor Bank, знаменитый мобильный банк, базирующийся в Германии, – он начал работать с системой еще в 2014 году. С тех пор сеть банков, использующих Ripple, разрослась до нескольких десятков. В октябре 2016-го SBI Ripple Asia запустили японский консорциум банков в новой сети, использующей технологию Ripple для платежей и расчетов, – в него вошли 42 банка-участника. В сентябре 2016-го Ripple объявил о создании первой межбанковской группы международных платежей на основе распределенных финансовых технологий (членами стали Bank of America Merrill Lynch, Santander, UniCredit и другие).

Bitcoin, Ethereum и Ripple занимают большую часть рынка криптовалют. Остальные игроки существенно отстают по объемам рыночной капитализации – к ним относятся Litecoin, NEM, Dash, IOTA и Monero, а также еще несколько сотен криптовалют более мелкого масштаба. Основная проблема рынка заключается в том, что конкретного применения проектов, использующих эти валюты, пока практически нет. Валюты в большинстве своем нужны для оплаты транзакций на соответствующих блокчейнах, однако стоимость их уже приближается к стоимости денежной массы в некоторых странах, а оплатить что-то реальное ими по-прежнему нельзя.

Представьте, что к вам как к инвестору приходит предприниматель со словами: «У меня есть гениальная идея, способная перевернуть мир. Она имеет огромный потенциал, но оценка моей уникальной компании – 1 млрд долларов». Каковы шансы у такого отчаянного оптимиста получить инвестиции? Как правило, невысокие. В существующих реалиях рынка, если он выпускает при этом какую-нибудь криптомонету, его финансируют даже по такой непомерной оценке. Инвесторы покупают криптовалюту в надежде на будущий успех (часто без объективных, а иногда вообще без каких-либо на то причин), что провоцирует резкий рост цен. Именно поэтому мы как венчурный фонд Target Global и управляющая компания Target Asset Management считаем, что в настоящий момент следует быть крайне осторожными с инвестициями в криптовалюты – нынешнее положение вещей не отличается от пузыря доткомов в конце 1990-х годов, лихорадки Компании Южных морей или тюльпаномании. Работая долгое время на фондовом рынке, мы не раз видели, что история повторяет себя, – однако рынок, к сожалению, имеет короткую память. Когда в каждой офисной столовой говорят о биткоине, притом те, кто полгода назад о нем и не слышал, – это время продавать. Так же как и почти 20 лет назад, нужно дать очередному пузырю лопнуть и лишь потом инвестировать в криптовалюты (а в то время – интернет-компании) и удерживать позиции в течение 5–10 лет.



02.10.2017

Источник: SPEAR'S Russia #9(71)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз