Переживший своего основателя

Уроки фонда им. Роберта Боша


Как сделать так, чтобы благотворительная деятельность продолжалась и после смерти ее инициатора? Чтобы с кончиной филантропа не оборвались в один миг все начатые им добрые дела. Фонд им. Роберта Боша – пожалуй, один из наилучших образцов эффективно выстроенного процесса благотворительности, переживший своего основателя и успешно действующий на протяжении поколений.

08.04.2014





Возможно, вы каждый день соприкасаетесь с технологиями Bosch, сами того не подозревая. Они возят вас, строят и обогревают ваши дома, готовят вам еду, наводят у вас порядок и даже гладят ваши рубашки. Компания прошла долгий путь – от рождения в 1886-м в скромной мастерской основателя Роберта Боша до сегодняшнего статуса мультинациональной и мультимиллиардной. Ее уникальность не только в долголетии, потенциале роста и крепкой корпоративной культуре, но и в необычной структуре, на которой зиждется все перечисленное. Юридически разделив производство, доли и права голоса, Bosch смогла сохранить присущую еще основателю страсть к инновациям и одновременно продолжить благотворительную деятельность, которая была ему особенно дорога. Понимание успеха семьи Бош может помочь ответить на вопросы, интересующие каждого, кто задумывается о передаче состояния по наследству. Кому доверить работу всей жизни? Что сделать, чтобы к ней относились так же? И может ли наша благотворительность пережить нас?

Истоки

Наследие Роберта Боша живет и процветает, несмотря на чередование поколений и перемены в политике и экономике. И чтобы понять, как это получается, разумно вернуться к истокам и взглянуть, как изобретатель начинал и развивал свою деятельность, благотворительную и предпринимательскую. Проработав семь лет на различные немецкие, американские и британские компании, Бош воспользовался приобретенными знаниями и культурным опытом, чтобы открыть в 1886 году в Штутгарте собственную мастерскую. Год спустя 26-летний Бош сконструировал первое в мире низковольтное магнето для двигателей внутреннего сгорания – устройство, благодаря которому популярность его компании резко взлетела. К началу Первой мировой войны «Мастерская точной механики и электротехники» была представлена в 25 странах.

С самого начала Бош считал важным следить за здоровьем и благополучием своих работников и, расширяя компанию, этому принципу не изменял. Он видел в них скорее коллег, чем служащих, и верил, что они – главный фактор успеха его бизнеса. Это отношение напрямую диктовалось тем, как высоко он ценил право человека на свободу, образование, медицинскую помощь и мирную жизнь. Уважение к этим ценностям, безбедное детство и непосредственный контакт с проблемами общества во время мировых войн подвигли Боша к благо­творительности. Заработок рос, и нет ничего удивительного в том, что изобретатель стал направлять его на социально ответственную деятельность вне фирмы.
Путь филантропа он начал в 1910 году, пожертвовав 1 млн марок Техническому университету Штутгарта. Шесть лет спустя изобретатель решил использовать в благотворительных целях прибыль от военных поставок – она вкладывалась в инфраструктуру, образование и другие социальные проекты. Развитие образования казалось Бошу особенно важным. Он считал, что государство занималось им недостаточно хорошо, и по окончании Первой мировой пожертвовал на него дополнительные средства. Бош не искал ни почестей, ни общественного признания – им двигало чувство гражданского долга. Долга облегчить чужие невзгоды и стимулировать моральное, физическое и интеллектуальное развитие окружающих.

Жизнь после смерти

Когда пришло время составлять завещание, уважение к этим ценностям вылилось в создание некоммерческой организации Vermögensverwaltung Bosch («Управление имуществом Боша»), которую впоследствии переименовали в фонд им. Боша. Фонду перешла доля основателя, с тем чтобы прибыль от нее использовалась в благотворительных целях. Ключевыми сферами его деятельности стали здравоохранение, образование, развитие человеческих способностей, поддержка одаренных детей и международное примирение. Гарантированно сохранить культуру филантропии и вместе с этим бизнес можно было, лишь аккуратно выбрав преемников. В силах ли сын Боша взять на себя подобную роль, судить тогда было рано. У изобретателя, возможно, были свои предпочтения, однако это не нарушило его рассудительности и не помешало принять решение, поставив во главу угла благополучие фирмы.

Самым главным для Боша было убедиться, что после его смерти компания не откажется от благих деяний. Поэтому он настаивал, что ее обязательно «нужно оберегать от изменения сути… на протяжении стольких поколений, сколько возможно, и что она всегда должна быть финансово независимой, автономной и способной принимать должные меры». Наравне с необходимостью постоянного развития бизнеса и занятия благотворительностью в завещании отмечалась важность поддержания тесной связи с потомками основателя. Эти задачи возлагались на ближайших соратников, которые, как верил Бош, поведут компанию в правильном направлении.

Душеприказчиками стали семь человек. Один из них – Ганс Вальц, работавший с Бошем с 1912 года, – был избран председателем совета правления. Учитывая неспокойные времена (шла Вторая мировая), компаньонам предписывалось управлять фирмой до тех пор, пока не прояснится, как детально воплотить в жизнь завещанное. Такое распределение обязанностей было истинно в духе изобретателя. Он всегда разделял ответственность между коллегами и давал им работать независимо друг от друга, чтобы каждый из них чувствовал себя частью компании. Что касается завещания, то Бош не настаивал, чтобы ему следовали беспрекословно. Ему был важен дух, с которым оно исполняется. Поэтому душеприказчиков ждало трудное испытание. Им нужно было не только сохранить бизнес и восстановить его после войны. Им нужно было вычислить, какой принцип действия будет лучше всего соответствовать корпоративным, семейным и благотворительным интересам, охранять которые их назначил Бош. Задачу удалось выполнить в 1964 году за счет умного и оригинального институционального разделения операционного и филантропического направлений.

В результате этого разделения 93% прав голоса перешли к специально созданному трасту – Robert Bosch Industrietreuhand KG (коммандитное товарищество «Промышленный траст Роберта Боша»). В данный момент доля траста в капитале компании составляет 0,01%, тогда как доля фонда им. Роберта Боша – 92% при 0% прав голоса. Семья Бош значительно сократила свою долю и теперь имеет лишь 7% в капитале и столько же прав голоса. При такой схеме бизнес не смешивается с филантропией, и фонд может работать так, как понравилось бы основателю: вдали от корпоративных дел и под надзором экспертов. Решения о благотворительной деятельности и распределении ресурсов принимает совет попечителей. Уникальность совета – в его структуре, которая позволяет принимать решения трезво: вместе с членами семьи в него входят предприниматели и публичные люди.
Сегодня фонд им. Роберта Боша не только реализует свои благотворительные программы, но и поддерживает сторонние проекты и инициативы. Ежегодно он управляет примерно 800 такими проектами и с момента основания выдал грантов более чем на 1 млрд евро. Что и говорить: преемники Боша проделали великую работу, сохранив его наследие. Но этого могло и не получиться, если бы не крепкий фундамент из ценностей, который он заложил. Роберту Бошу принадлежат знаменитые слова: «Правда не в том, что я плачу большие жалованья, так как у меня много денег. Правда в том, что у меня много денег, так как я плачу большие жалованья».


Марианна Слуцкая – аналитик Центра управления благосостоянием и филантропией СКОЛКОВО



08.04.2014

Источник: SPEAR'S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз