Шесть трендов арт-рынка


Олигархов на арт-рынке потеснит средний класс, а само искусство через несколько лет будет слито с миром моды. Об этих и других мегатрендах мирового арт-рынка рассуждает Сергей Скатерщиков.

12.12.2012




1. Общая ситуация на арт-рынке
Показатели арт-индустрии I полугодия 2012 года демонстрируют признаки расцвета арт-рынка – вопреки стагнации Китая, кризису ЕС и затянувшимся поискам нового экономического пути США. Состоятельные люди все больше вкладываются в переоцененные работы и упиваются статусом владельца шедевра с завышенной ценой. Этот фактор значительно увеличивает доходы как дуэта аукционных домов – Sotheby’s и Christie’s, – так и арт-ярмарок и галерей с мировым именем, которые вне зависимости от региональной и художественной специализации работают на премиум-сегмент. Арт-рынок работ топ-класса держится именно на подстегивании чувства собственной значимости у покупателей арта.

2. Состояние рынка работ топ-класса
в I полугодии 2012 года
Арт-рынок работ топ-класса достиг своего пика – и это стало одной из главных особенностей I полугодия. Интересом арт-мира завладела небольшая группа художников с известными работами. По сравнению с тем же периодом 2011 года в I полугодии 2012-го упали показатели количества новых работ, попавших в список Skate’s Top 5000, числа новых имен и количества художников из стран БРИК. Игроки рынка топ-класса не готовы рисковать, покупая незнакомые работы, – они сконцентрировали все внимание на широко известных произведениях. Таким образом, на первый план выходит рынок вторичных продаж – каждая седьмая продажа проходит с работами, которые ранее уже были проданы на аукционе.
Несмотря на избирательность рынка топ-класса, он продолжал расти на протяжении последних 12 месяцев. Пороговая цена выросла с 1,745 млн долларов (с 31 мая 2010 года, когда Skate’s Top 5000 был создан) до 2,258 млн (30 июня 2012 года), продемонстрировав, таким образом, 29-процентный рост. Средневзвешенная эффективная ставка доходности (ERR) повторных продаж достигла 5% – это значительный рост цен на элитное искусство за последнее десятилетие.

3. Формирование рынка потребительского искусства
Обычай интеллектуального потребления уходит корнями в историю Европы, но теперь эта традиция становится глобальным явлением. Покупателю не нужно быть олигархом или топ-менеджером – ему достаточно быть успешным и довольно образованным для того, чтобы понимать важность интеллектуального потреб­ления.
Потребители среднего класса постепенно переходят от просмотра картин, чтения книг о художниках и изучения искусства к его покупке и взаимодействию с авторами. Меняя статус посетителя на статус покупателя, средний класс увеличивает свой вклад с нескольких сотен долларов в год (членские взносы в музеи) до нескольких тысяч (покупки limited editions и работ современных авторов). Такие клиенты – образованные, обеспеченные, следующие моде – мечта в мире розничных продаж. Они больше тратят на искусство и требуют лучшего обслуживания от всех участников – посредников, государственных учреждений и средств массовой информации. Этот сдвиг – серьезный вызов современному искусству, в котором распределение и послепродажные услуги предоставляются крайне узким кругом игроков. Именно в этих областях Skate’s видит наилучшие возможности для создания рыночной стоимости.

4. Оценка нового рынка. Skate’s оценивает новый рынок потребления искусства в 10 млрд долларов в 2012 году
Он охватывает около 1 млн потребителей, тратящих в среднем 10 тыс. долларов в год на limited editions, развлечения, связанные с искусством (посещение музеев и благотворительных мероприятий), а также на различные программы и книги. Северная Америка остается крупнейшим рынком потребления искусства, захватив около 40% мировой торговли, затем идет Западная Европа с 30%. Остаток уходит на Японию (менее 10%) и новые рынки – такие как Латинская Америка, Китай и Юго-Восточная Азия, Россия и Индия.
Эти 10 млрд долларов составляют лишь 15% мирового арт-рынка 2012 года, но темпы роста сегмента намного превышают рост арт-рынка в целом. По оценкам Skate’s, с 2012 года весь арт-рынок на неопределенный срок обречен на застой в росте на уровне 3–5% годовых, в то время как сфера потребления искусства продолжит расти ежегодно на 15–20%, и, возможно, даже быстрее, если отрасль будет организационно улучшена с появлением более эффективных и международной франшиз. До сих пор же единственными мировыми брендами потребительского искусства были несколько международных музеев и пара современных художников, которые сделали осознанный выбор в пользу рынка небогатых потребителей (Мураками и Херст). Этот сдвиг, безусловно, предполагает, что в мире искусства грядут серьезные изменения. Как развивающаяся отрасль искусства, потребление будет становиться все более привлекательным для предпринимателей, что уже доказано быстрорастущим миром электронной коммерции.

5. Слияние мира искусства
и индустрии моды
Потребление искусства не может рассматриваться как большой сегмент рынка и сравниваться с рынками автомобилей и высокой моды, однако именно использование этих рынков в качестве ориентира позволяет прогнозировать массовый рост новой отрасли (если рост рынка потребительского искусства продолжится сегодняшними темпами). По оценкам Skate’s, к 2016 году отрасль потребления искусства по меньшей мере удвоится, составив не менее 25% мирового арт-рынка (не все сделки потребления искусства включают закупку работ), и будет самым быстрорастущим сегментом мировой арт-индустрии.
Арт-рынок в ближайшие десятилетия подвергнется практически тем же изменениям, что и фермерские рынки и продуктовые магазины после появления Auchan, Tesco и Safeway. Это случится, как только покупатели среднего класса смогут взять на себя большую долю объема торгов на рынке искусства (в настоящее время преобладают покупки состо­ятельных частных лиц).
Skate’s считает, что основным двигателем этих изменений станут дома моды, которые способны выйти на арт-рынок и уже сейчас съедают значительную часть бизнеса арт-дилеров. Время для этого выхода самое подходящее: в первый год стагнации после невероятно успешного расширения домам моды потребуются другие источники роста, так как они в значительной степени исчерпали свои географические возможности.
В слиянии искусства и моды нет ничего нового: и раньше появлялись проекты сотрудничества между известными художниками и модными лейблами, многие из которых были успешными (Мураками). Тем не менее возможности слияния моды и искусства заключаются в предоставлении магазинами моды в пользование арт-дилерам площадок для продаж, организации массовых закупок, распределения, брендирования, розничной торговли и доставки ограниченных товаров на международном уровне.

6. Проблема аутентификации
Сектор потребления искусства, безусловно, будет драйвером роста для мирового арт-рынка в ближайшие годы, что уже само по себе хорошая новость. Плохая новость периодически появлялась в различных контекстах в течение первой половины года: массовый отход большинства арт-учреждений от практики проверки подлинности искусства. Это стало результатом многочисленных судебных процессов, запущенных владельцами предметов искусства, стремящихся выбить из таких фондов положительные решения.
Аутентификация на рынке искусства построена на устаревших знаниях и старомодных справочниках и начинает трескаться как не отвечающая объемам рынка искусства. До сих пор основным аукционным домам, дилерам и экспертным сообществам удавалось сохранять арт-рынок в спокойном состоянии, но процессы неправильной идентификации и аутентификации судебных процессов так или иначе случаются.
Эта проблема не исчезнет сама по себе. Мировая торговля искусством будет прозрачной и капиталоемкой, будет создавать четко определенные требования для арт-рынка, что приведет к дифференци­ации цен между рынком художниками с надежными услугами аутентификации и более рискованными именами художников с менее понятными или ошибочными процедурами аутентификации.
Тревожная тенденция состоит в том, что отсутствие аутентичности становится болезнью современного искусства. Как ни странно, эта угроза рынку топ-класса работает на пользу рынку потребительского искусства, поскольку объекты современных художников не имеют подобных рисков из-за более прозрачной информационной инфраструктуры. Растущие опасения по поводу подлинности только подтверждают веру Skate’s в то, что арт-рынок уже начинает переживать значительные изменения в структуре, наполняясь товарами для небогатых покупателей – потребителей искусства.


Сергей Скатерщиков – создатель и руководитель Skate’s Art Market Research, совладелец Венской ярмарки современного искусства VIENNAFAIR.



12.12.2012

Комментарии (1)

Sry 15.01.2014 11:19

I read your post and wished I'd writetn it


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз