Риск-менеджмент для туриста


Банкротства туроператоров – нормальное явление в условиях рынка и не повод говорить о кризисе российской туристической отрасли. Задача государства – не спасать всех подряд, а научить туристов оценивать риски компаний, в которые они обращаются за путевкой, считает Александр Синигибский.

12.12.2012




В последнее время мы стали свидетелями целой цепи банкротств российских туроператоров. В чем причины?
Российский рынок туризма очень низкомаржинален: операторы работают с крайне небольшой нормой прибыли. Поэтому самые небольшие колебания спроса, какие-то природные катаклизмы, отголоски глобального кризиса и тому подобное могут довольно быстро увести многих туроператоров в минус. Иногда их ресурсов становится недостаточно, и тогда случается банкротство. Хотя у крупных туроператоров достаточно большой запас прочности.

Но мы видели, как с рынка уходят и довольно крупные игроки. Например, «Капитал Тур».
Что делать, три года кризиса, проблемы накапливаются. Тем не менее я бы разделил российских туроператоров на две категории. Первая – это крупные компании полного цикла, такие как «Тез Тур», «Пегас», «Одеон», в структуре которых есть одновременно и принимающие, и отправляющие офисы. Они занимаются комплексным обслуживанием туристов и имеют прямые договоры с объектами размещения, то есть с гостиницами. Вторая категория – это туроператоры, которые по сути являются агентами, занимающиеся простым комплектованием туров авиабилетами и продажей этого продукта на рынке. То есть они работают с какими-то принимающими иностранными партнерами. И вот, насколько я вижу, банкротятся в основном компании, относящиеся ко второй категории. Упомянутая «Капитал Тур» как раз относилась к таким туроператорам. С моей точки зрения, эта компания была очень хорошо распиарена, но по размеру ее бизнеса я бы отнес ее к средним – по числу обслуживаемых туристов она примерно на порядок уступала лидерам рынка. При этом, в отличие от крупных операторов, она занималась только отправкой туристов. То есть так же, по сути, продавала чужой продукт, добавляя к нему авиабилет, – вот и был весь ее бизнес.

С 1 ноября вступили в силу поправки в ФЗ «О туристической деятельности», в соответствии с которыми начали действовать объединение туроператоров «Ростурпомощь» и фонд помощи пострадавшим туристам за рубежом, формируемый за счет отчислений туркомпаний. Насколько такой механизм кажется вам эффективным?
Я считаю, что подобные инициативы очень вредят рынку. Здесь палка о двух концах. С одной стороны, государство действительно хочет обезопасить туристов от банкротств операторов. Обеспечить гарантии того, что если с оператором что-то происходит, то клиент не окажется один на один с проблемой. Очень хорошая и благородная цель. Но вот с другой стороны, это уравнивает плохих и хороших туроператоров, надежные компании и фирмы-однодневки. Зачем стараться? Если что-то случится, то государство поможет и всех спасет. Тогда можно играть ва-банк, рисковать.

Что могло бы быть альтернативой подобному фонду? Как повысить надежность нашей туриндустрии?
Во многих странах, в той же Турции, существуют определенные механизмы контроля над туристической деятельностью. Прежде всего, лицензируются все участники туристического рынка, а не так как у нас сейчас – освободили турагентства от любых лицензий, так что даже любой ларек, торгующий пивом и сигаретами, может продавать туристические путевки. Причем от имени туроператора. Так вот, в той же Турции имеются лицензии: A, B, C, D и так далее. И чем выше у тебя класс лицензии, тем больше у тебя полномочий как у туроператора. И поэтому клиент, покупая путевку, четко понимает, с какой компанией он имеет дело и как он рискует. Так устроен рынок. Другое дело, что клиенту надо все это объяснить.

Кто должен это делать?
Я считаю, что это задача государства – через выдачу разных типов лицензий, оценку туроператоров по степени надежности, присвоение им каких-то специальных рейтингов. Вот этим надо заниматься. Тогда появляется здоровая конкуренция и новые молодые компании стараются повысить свой уровень, подняться до лидеров рынка.

Каким, на ваш взгляд, будет туристический рынок в 2013 году?
Если не будет военных действий в нашей любимой Азии, на Ближнем Востоке, то сильно ничего не должно поменяться: ни в раскладах, ни в объемах, ни в направлениях потоков. Гораздо более важно, что будет с соотношением доллар/евро. И в зависимости от колебаний в этой валютной паре будет меняться интенсивность туристических потоков. Это показал, кстати говоря, 2012 год: на фоне ослабления евро очень большие потоки ушли из Турции, Египта и ОАЭ в Грецию, Испанию, Италию.


Александр Синигибский – генеральный представитель туроператора «Тез Тур».



12.12.2012

Комментарии (2)

Kerriann 28.02.2014 20:45

An auto insurance Quotes Chimp addresses the price of defending a court case; physiological harm, property damage, and three independent facets of this obligation.

Sebastian 15.01.2014 10:21

Yo, good looikn out! Gonna make it work now.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз