Звездный путь


Райский уголок Карибского бассейна Пуэрто-Рико хочет стать пятьдесят первой звездой на американском флаге. Макс Джонсон изучал, чьи могущественные интересы за этим стоят.

05.06.2014





Мне нравится берег Америки!
Любому комфортно в Америке!
На всех дверях ручки в Америке!
В полах нет дыр в Америке!

51-й штат

В 1956 году Стивен Сондхайм написал слова к «Америке», которую в «Вестсайдской истории» исполняют Анита и Розалия, манхэттенские иммигрантки из Пуэрто-Рико. Строчки выше – перевод припева хвалебной песни Америке, полной возможностей земле обетованной, куда пуэрториканцы хотели отправиться в поисках славы, богатства или даже смутного понятия лучшей жизни (например, за дверными ручками). 58 лет спустя Пуэрто-Рико вот-вот станет американским штатом.

На самом деле США связались с Пуэрто-Рико более века тому назад, в 1898 году, когда Испания проиграла в испано-американской войне и была вынуждена отказаться от Пуэрто-Рико, расположенного между Доминиканской Респуб­ликой и Британскими Виргинскими островами. С 1917 года пуэрториканцы стали приниматься в граждане США. У них американские паспорта, но они не избирают сенаторов в конгресс и не участвуют в президентских выборах. Помимо прочего, они освобождены от федеральных налогов, что скорее плюс.

Как бы то ни было, 6 ноября 2012 года в Пуэрто-Рико прошел референдум, в результате которого почти две трети пуэрториканцев проголосовали за получение статуса штата США. Барак Обама заявил, что с уважением относится к «демократическим процессам». Несмотря на некоторые препятствия, Пуэрто-Рико, на мой взгляд, станет 51-м штатом до конца второго президентского срока Обамы.

– Вы американки? – спросил я девушку по имени Суки за барной стойкой.

– Ну, мы одновременно и американки, и пуэрториканки, – ответила она. Ее коллега присоединилась к нашей беседе и сказала, что если жизнь улучшится, то они не против быть частью США. Пуэрториканское правительство разделяет их точку зрения: новый государственный статус принесет с собой федеральные выплаты.

На стороне Пуэрто-Рико не только энтузиазм: за его присоединение радеют американские военные, деловые и политические силы.

Журналы о путешествиях преподносят страну как Карибы с привкусом латино (там есть притягательный ритм сальсы). Потихоньку направление начинает конкурировать с Антигуа, Сен-Бартелеми и другими давними фаворитами, и это не случайность. За этим стоит крупный бизнес – американский бизнес. И ему выгодно, чтобы Пуэрто-Рико стало штатом.

Чувство общности

Мое путешествие закономерно началось с острова Вьекес неподалеку от восточного берега основного острова, в прекрасном отеле W – ростке того самого американского бизнеса. Национальный природный заповедник Вьекес – по-прежнему запретная зона, охраня­емая ВМФ США. Американцы проводили здесь военные операции с 1941 по 2003 год, пока Джордж Буш-младший не согласился передать управление. Смена государственного статуса может вернуть территорию США (только не под военные нужды). На острове, служившем полигоном армии США, Starwood видит возможность постройки единственного на острове роскошного отеля с двумя частными пляжами, двумя бассейнами и Spa высочайшего уровня.

В качестве лирического отступления стоит отметить, что помимо самого Пуэрто-Рико США контролируют богатый тропический лес Эль-Юнкве, что делает его единственным участком джунглей в США. Не менее впечатляющие пещеры Камуй не получают подобной поддержки Америки, только несколько сотен долларов от правительства Сан-Хуана. Похоже, что США разборчивы в том, кому помогать.

Что оказалось уникальным на Вьекесе по сравнению, скажем, со многими изведанными мной пляжными резортами в Азии, так это уединенность. Здесь две главные дороги, 9000 человек населения и сильное чувство общности.

У всех местных людей и диких лошадей общие дороги и сады.

Национальный природный заповедник Вьекеса включает в себя пляжи, прибрежные лагуны, мангровые болота и лесистые холмы, но его главная достопримечательность – биолюминесцентный залив. Сразу после заката я присоединился к группе туристов и вместе с компаньоном выплыл на середину залива в каяке с прозрачным дном. Динофлагелляты, морские простейшие, освещали воду, как затонувшие светлячки. Ночное небо оказалось чистым, я увидел пояс Ориона, Сириус, а потом, как на заказ, – падающую звезду.

Вложить средства пытается не один Starwood. После трех безмятежных дней на Вьекесе я перебрался на главный остров и остановился в St Regis Bahia с его чередой перетека­ющих друг в друга бассейнов и двумя полями для гольфа на 18 лунок. Дальше по побережью стоит недавно открытый Dorado Beach от Ritz-Carlton на впечатляющей территории в 567 га. Все номера расположены на одном из трех частных пляжей. Помимо четырех полей для гольфа отель может похвастать Хосе Андресом, получившим звание «Неподражаемого повара» от James Beard Foundation. В завершении списка американских отелей – Sheraton Old San Juan, встречающий гостей в порту и являющийся единственным роскошным отелем в старом Сан-Хуане.

Другие предприниматели, связанные с розничными продажами и высокой кухней, тоже позиционируют себя на рынке высококлассного туризма. Модная атмосфера в стиле Майами царит в Кондадо, где дизайнерские бренды и роскошные рестораны выстроились вдоль набережной. Гудки сан-хуанских таксистов стихают и сменяются довольным урчанием мощных моторов.

Судя по уровню туризма, и правительство США, и сети американских отелей хотят, чтобы Пуэрто-Рико стало штатом. США смогут облагать налогами бесспорно расширяющуюся индустрию туризма. Отельные сети должны истекать слюной в предвкушении растущих доходов.

Здесь рады всем

Еще одна весомая причина смены государственного статуса – электорат для демократов. 3,6 млн населения Пуэрто-Рико – испаноговорящие, а на каждых президентских выборах в США испаноговорящие голосуют за демократов (в 2012-м 71% по всей стране проголосовали за Обаму). Эта информация не ускользнула от действующего президента Америки, поэтому он с радостью потакает «демократическим процессам».

Впрочем, на пути смены государственного статуса есть и препятствия. Маленькое здание администрации слишком слабо оборудовано, чтобы справиться с бюрократией федерального масштаба, а население думает о США как о богатом старом дядюшке, выдающем пособие. В мире по-прежнему рецессия, так что пособия будут не сразу и небольшие, а федеральные налоги и налоги на имущество взиматься начнут. Возможно, позже возникнет чувство сожаления, что до присоединения не был проведен более тщательный анализ.

Будем надеяться, что Пуэрто-Рико не потеряет свою уникальную латино-карибскую культуру. Исторический центр испещрен мощеными улочками и аллеями, часть которых приводит к церквям, остальные – к маленьким домикам. На городских площадях толпятся люди, болтают, кормят голубей. В двух-трех улицах от главной гавани погружаешься в мелодии латиноамериканской музыки и останавливаешься в El Jibarito на лучший в городе ланч.

В последних строчках «Америки» Розалия поет: «Здесь рады всем, кто оттуда!» – а Анита вторит: «Все переедут сюда оттуда!» Скоро и там и там будет все одинаково. 

Макс Джонсон (Max Johnson) – travel-журналист из Гонконга.



05.06.2014

Источник: SPEAR'S Russia №5(38)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз




Окнами на Глобальный Юг


28_1_
 

Среди архитектурных и урбанистических проектов, которые привлекают внимание профессионального сообщества, с каждым годом все больше примеров из развивающихся стран. Удивляться этому не надо, потому что именно в них присутствует огромный спрос на качественную среду, а растущая экономика создает условия для его адекватного удовлетворения. Лидерство уже давно и уверенно держит Китай – как по количеству ярких и сильных решений, в первую очередь в области общественной и коммерческой архитектуры, так и по уровню их реализации. Но и другие регионы не стоят на месте. WEALTH Navigator отобрал несколько интересных проектов из стран БРИКС, которые отметились за последние два-три года в списках финалистов и победителей различных международных архитектурных премий.