Зоны морального комфорта
Наблюдения атеиста
В посткризисном, постливийском, посткипрском мире частный капитал больше не следует слепо лишь показателям доходности в таблицах Excel. Словно опомнившись или протрезвев, он стал присматриваться к миру через человеческую призму, замечает Антон Ганс и выделяет зоны морального комфорта для бизнеса.
Антон Ганс
соучредитель, партнер Zenith Capital Management
Как ни крути, мораль общества формируется превалирующей в нем религией. Даже если общество со временем стало атеистичным, система его основных ценностей в любом случае была сформирована задолго до этого основной религией в регионе. Возьмем Европу. Если согласиться со столь безжалостным и грубым обобщением, ее можно условно разделить по образу мышления, восприятия мира и, соответственно, поведения местного населения на три ключевых религиозных направления: католицизм, православие и протестантизм. Любопытно взглянуть, как общества, формировавшиеся под воздействием этих трех направлений, воспринимают концепцию «личной ответственности». Опять же упрощая и избегая тонкостей теологических споров, можно заметить невооруженным глазом, что:
- Католицизм допускает некую гибкость в соблюдении личной ответственности; чего стоят индульгенции, столь популярные в Средние века, позволявшие отпущение грехов «за умеренную плату». Пожалуй, только в католической Италии возможно прощение премьер-министру страны его «пикантных приключений» во время пребывания у власти.
- Православие со своим предельным всепрощением также не очень строго в отношении личной ответственности, ведь все грехи можно всегда замолить. Наверное, именно поэтому избитая поговорка «До бога высоко, до царя далеко» ощущается на каждом шагу в компаниях со строгой вертикальной иерархией, где в отсутствие личной ответственности сотрудник перекладывает ее на своего руководителя, предпочитая повиноваться его приказам, а не следовать собственной инициативе. Ведь инициатива бывает наказуема.
- Протестантизм во всех его основных проявлениях, напротив, наставляет на абсолютную и бескомпромиссную личную ответственность во всем повсеместно и на каждом шагу. Поистине только в протестантских странах можно представить себе и даже понять скандалы и отставки министров из-за вменяемого им плагиата в их дипломных работах студенческой поры.
Возможно, именно поэтому уровень государственного долга в протестантских странах Европы не превышает 100% от ВВП. Хотя это может быть и простым совпадением. Как может быть совпадением и то, что два основных финансово-деловых центра Европы – Великобритания и Швейцария – также относятся к числу превалирующе протестантских со своими англиканскими и кальвинистскими ценностями.
Однако, выбирая в Европе страну для частого пребывания или ведения бизнеса, возможно, стоит присмотреться к этой статистике. Конечно, то, насколько там будет комфортно и основателю бизнеса, и его семье, и состоянию, зависит не только и не столько от вероисповедания и размера госдолга принимающей стороны, но и от сочетания языковой среды, жизненного уклада и красок жизни принимающего общества. Но это уже совсем другая история.
Источник: SPEAR'S Russia
Удачно слиться
Алексей Куприянов – о том, почему растет роль консультантов в структурировании сделок и какую добавленную ценность приносят своим клиентам инвестбанкиры.
Как потерять клиента
Виталий Дашин задумывается о том, к какому беспорядку может привести идеальный порядок, и вспоминает несколько историй из своей банковской карьеры в Швейцарии и Лихтенштейне.
Манипуляции на максималках в замыленной субъективной реальности
Руслан Юсуфов – об устройстве информационных пузырей, механике неравенства, могуществе технологических компаний, бесправии пользователей, культах будущего, конспирологических искажениях сознания, а также о важности самонаблюдения и надежде, которую искусственный интеллект и люди то дают, то отнимают друг у друга.
Состояние ума
Павел Бережной – о том, что такое mindset инвестора и какое значение он имеет на практике.
Оставить комментарий