Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/vse-menyaetsya
Дата публикации 06.09.2010
Рубрики: Колонки
Напечатать страницу


Все меняется


Российская и швейцарская банковские системы могут конкурировать. По крайней мере, за клиента с постсоветского пространства. В альпийском государстве private banking зачастую обходится дешевле и не надо платить налог с начисляемых процентов. Но у России есть преимущества совсем другого рода.

Img_0777
Евгения Кузнецова

вице-президент «Арбат Капитал»

Когда речь заходит о private banking, большинство банков, как российских, так и западных, в своих рекламных проспектах рассказывают об индивидуальном подходе, полной конфиденциальности, преумножении капитала и массе новых возможностей, которые открываются в случае, если клиент доверяет им свои деньги. В действительности, за громкими словами российских банкиров кроется возможность оптимизации доходов, которая и привлекает состоятельных людей. Клиенты поскромнее скорее опасаются отдавать деньги банку, а если уж отдали, то бегут забирать при малейшей опасности. Еще свеж в памяти панический отток вкладов населения и беспрецедентные меры, которые принимали банки ради сохранения собственного капитала.

В швейцарской же банковской системе все давно знают, что деньги нужно нести в банк, что бы ни случилось. Поэтому клиентов private banking привлекают там не «особенная конфиденциальность» или совершенно индивидуальный подход, а стабильность и возможность не платить налог с дохода, получаемого в виде годовых процентов. Для сравнения: в других странах, включая Россию, налоговые ставки варьируются от 13% до 50%. Кроме того, годовое обслуживание в Швейцарии клиентам private banking обходится в среднем в 0,75%; в России же клиенты выкладывают минимум 1% (хотя практика показывает, что для особенно важных клиентов банкиры могут идти на уступки и снижать ставку).

Если не брать во внимание сложности, связанные с обращением в иностранный банк (необходимость прохождения контроля Know Your Client, который по международному законодательству приравнивается к процедуре Due diligence, и требует предоставить полную биографию потенциального клиента, включая кредитную историю, рекомендательные письма из банков, где он или она обслуживались ранее, и ряд других документов), при первоначальном подсчете кажется, что в России клиент попросту теряет деньги. Однако взамен он получает набор самых разных услуг, включая «оптимизацию доходов», и здесь подсчитать реальное соотношение затрат и выгоды практически невозможно. Кроме того, доходность швейцарских банков, как правило, обходящих стороной рисковые активы, колеблется в пределах 2-5% – это не в пример меньше доходности российских в 7-15%. Не нужно также забывать, что для местных клиентов главное – рекомендации и связи, поэтому, выбирая между знакомым управляющим в России и незнакомым лично банком в Швейцарии, выбор будет скорее в пользу первого. Наконец, все запомнили, как швейцарский банк UBS не уберег тайну вклада, обменявшись данными о клиентах с налоговыми службами США. А значит – все меняется.