Тот самый Джефф


Основатель и главный исполнительный директор компании Amazon Джефф Безос рассказывает о самом главном. О троице из Top Gear, беспилотниках в городских окрестностях и о том, почему у него подгибаются колени, когда он встречает других предпринимателей.

15.10.2015




© amazon.com


Как, по-вашему, Джефф Безос, человек, у которого примерно 48 млрд долларов, проводит свои выходные? В кругу других миллиардеров в своем особняке в Западном Голливуде или в своем многоквартирном доме с видом на Центральный парк в Нью-Йорке?

Его недавние выходные прошли совсем не там. Он провел их в Сиэтле, городе, в котором уже два десятилетия живет со своей семьей. И сходил в кино.
«Я посмотрел “Миссия невыполнима 5” со своими детьми. Это отличный, просто замечательный фильм», – смеется 50-летний Безос.

Помимо похода на последний фильм Тома Круза он вместе с женой Маккензи и их четырьмя детьми побывал в KeyArena, где, как правило, проходят баскетбольные матчи команды Seattle Redhawks.

Семья Безос была там с 17 тыс. других людей, чтобы посмотреть международный чемпионат Dota2, на котором геймеры боролись за приз в 18 млн долларов. Еще сотни тысяч поклонников Dota2 смотрели соревнование в интернете с помощью Twitch.TV.

«Киберспорт стал очень популярным. Были многие, а многие тысячи людей смотрели состязания в прямом эфире… и это было просто потрясающе», – говорит Безос.

«Я потребитель всех медийных видов информации. Но такого рода медиа – это совершенно новый сегмент, что делает его весьма интересным».

Можно быть уверенным, что Безос знает, о чем говорит: ведь он основатель и исполнительный директор компании Amazon, собственноручно изменивший то, как во всем мире ищут и потребляют различные виды информации.

Начав со скромной продажи книг через интернет и закончив тем изобилием товаров, которое предлагается на продажу в наши дни – от еще не везде поступившего в продажу устройства голосового управления домом Echo до телевидения Amazon Fire TV с более чем 2000 каналов, – компания Amazon уже два десятилетия находится на переднем крае технологических инноваций.

«Начинай с клиентов и работай в обратном направлении – это принцип, который стал в Amazon привычкой», – отвечает Безос на вопрос о том, как его бизнес сохраняет инновационность, несмотря на свой размер. Компания стартовала с трех сотрудников, а сейчас на нее работают более 150 тыс. человек по всему миру.

«У нас есть стремление изобретать, это стало глубинной частью нашей корпоративной культуры, а также готовность думать о долгосрочной перспективе. Мы можем работать над проектами, которые не воплотятся на практике в последующие пять, шесть, семь лет. На свете не так много компаний, готовых думать о таких временных горизонтах.

И, наконец, культура оптимизации производства, и я подразумеваю под этим то же, что может подразумевать компания Toyota. Поиск дефектов, проведение анализа первопричин возникновения неисправностей, работа по исправлению положения – такой вид оптимизации производства также стал значительной частью того, кто мы есть.

Поэтому когда вы применяете эти четыре принципа [доверие, изобретения, инвестиции и оптимизация производства], они работают в самых различных областях нашего бизнеса».

Обратно к началу

На стене в вестибюле стеклянного малоэтажного офисного здания под названием Day One North («Первый день Севера») в центре растущего технологического района Сиэтла Саут-Лейк-Юнион висит картина американского художника Кита Хэринга, которая называется Double Retrospect. Это пазл, состоящий из 32 тыс. фрагментов, на котором изображены разноцветные персонажи, занимающиеся причудливыми вещами.

Небольшая табличка слева от картины гласит: «Совершенно естественно, что в самом большом магазине в мире будет самый большой в мире пазл».
Почему «Первый день»? Здание получило свое название из-за мнения Безоса о том, что мы до сих пор находимся в самом начале – «первом дне» работы интернета. А почему Севера? Потому что есть также и Юг, прямо напротив, это же очевидно.

Это одно из 20 зданий в штаб-квартире Amazon, и у всех одинаково интригующие названия – от «Уэйнрайта» – по фамилии первого клиента – до «Фионы» – начальное кодовое название для Kindle. В этой штаб-квартире в Сиэтле работают около 20 тыс. сотрудников.

Она совсем не похожа на маленький гараж недалеко от озера Вашингтон в пригородном Бельвю, в котором 31-летний Безос, его жена и первый сотрудник Шел Кафан открыли свой бизнес.

Прошло 20 лет с тех пор, как Amazon продала свою первую книгу – компания появилась в 1994 году и тогда называлась Cadabra. Она стала Amazon только через год, после того как один юрист ослышался и решил, что название компании Cadaver («мертвец»). Безос сидит в ничем не примечательном конференц-зале на четвертом этаже «Первого дня Севера» в своей любимой расстегнутой синей клетчатой рубашке, джинсах и с чашкой кофе в руке.
«Двадцать лет! Разве это не удивительно? – радуется он. – С одной стороны, кажется, как будто все это произошло только вчера, а с другой, такое впечатление, что прошло 100 лет».

У истоков компании лежал бизнес-план, написанный Безосом, когда он еще работал в D. E. Shaw, одном из хедж-фондов на Уолл-стрит. Благодаря этому плану Джефф нашел инвесторов на общую сумму 300 тыс. долларов и уехал на Западное побережье с Маккензи, чтобы начать свое новое приключение.

«Первоначальный план развития компании Amazon был сосредоточен исключительно на книгах, и я ожидал, что компания будет медленно расти на протяжении долгих лет. Но в действительности она сразу же начала расти как на дрожжах».

«Я вас уверяю, это было очень скромное начало, – улыбается Безос. – Я сам отвозил посылки на почту на стареньком Chevrolet Blazer».

Но компания разрослась, от книг до музыки и далее до всего, что может быть доставлено; Amazon начала как интернет-магазин, а превратилась в многогранный бизнес, предлагающий разнообразные вещи – от «облачных» услуг ее подразделения AWS до телевидения собственного производства.
В настоящее время рыночная капитализация компании – более 245 млрд долларов, и во втором триместре этого года она принесла неожиданную прибыль в размере 92 млн долларов с продаж на общую сумму 23,2 млрд. Прибыль – редкость в отчетах Amazon; Безос предпочитает реинвестировать деньги, вместо того чтобы отдавать их акционерам.

Главным принципом работы бизнеса, чего бы это ни касалось, будь то борьба против книжных магазинов и издателей или против других технологических гигантов, таких как eBay, похоже, было разрушение устоев.

Но Безос согласен с этим лишь отчасти. «Разрушение устоявшегося порядка есть следствие того, что клиентам нравится какая-то инновация. Может быть, это просто образ мышления… но более совершенный образ мышления, и поэтому мы его используем».

«Мы не стремимся рушить, мы стремимся радовать. Если вы изобрели что-то совершенно новое и радикальное, а покупателей оно не интересует, то это не нарушит никаких устоявшихся порядков. Радикальные изобретения нарушают привычный образ жизни только в том случае, если клиенты обожают их».

Большие риски

За время своего сравнительно недолгого существования у компании Amazon были и неудачи: от 175 млн долларов, инвестированных в сайт LivingSocial, до мобильного телефона Amazon Fire Phone. Но они несоизмеримы с ее успехами. «Наши три самых надежных изобретения на данный момент – и мы, конечно, всегда стремимся к большему – это Prime, Marketplace и AWS», – говорит он.
Prime – их членский клуб: в обмен на ежегодный взнос клиенты получают доступ к самым последним услугам, предлагаемым Amazon, – от доставки товаров в некоторых городах в течение часа до оригинальных программ, таких как Ripper Street,  подхваченных после того, как от них отказалось Би-би-си, а также потоковая передача музыки и услуги книжной аренды Kindle.

Marketplace позволяет кому угодно – от человека до крупной компании – продавать товары на платформе Amazon и, благодаря последним нововведениям, даже доставлять товары с помощью Amazon, открывая экспортные рынки и международные продажи.

AWS – полное название Amazon Web Services («интернет-услуги Amazon») – это бизнес-ориентированная «облачная» платформа компании, клиенты которой включают Pinterest, AirBnB и Just-Eat.

В среде инвесторов бродит слух, что в какой-то момент AWS могут быть выделены в отдельную компанию, но Безос возражает: «Мне кажется, это бы сильно отвлекло нас от работы, а по сути пользы от этого было бы крайне мало».

Хотя Amazon не отчитывается по финансовым результатам первых двух направлений в отдельности, компания только что начала публиковать отдельный отчет по AWS в начале этого года – и так ясно, что каждое из них играет важную роль в общих финансовых результатах компании.

«Я надеюсь, что через некоторое время мы сможем найти четвертое направление, у нас уже есть несколько наметок. Но я бы сказал, что эти три – это три кита, которых мы создали за 20 последних лет и у которых есть шансы (пока мы продолжаем над ними работать) на существование и через 10, и через 20 лет».

Безос настаивает, что каждый из китов одинаково инновационен, но признает, что Prime находится в центре внимания большинства потребителей. «Prime – это то, что знают сотни миллионов клиентов. Я думаю, что это самое главное направление».

Цена заставляет некоторых описывать Prime как лидера по убыткам. «Я так о нем не думаю, а считаю, что Prime – единое целое».

Но признает ли он, что есть много новых продуктов, которые финансируются через Prime? «То же самое было, когда мы запустили его десять лет назад. Есть такое ощущение, что Prime – как шведский стол, ну и, разумеется, когда у вас накрыт шведский стол, то серьезные едоки появляются в первую очередь. Так, довольно часто бывает, что нечто подобное держится в инвестиционной фазе довольно долго». Другими словами, это лидер по убыткам.

В Великобритании Prime стало гораздо более известным совсем недавно, когда Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй заявили, что будут участвовать в новом автомобильном шоу на Amazon Prime со следующего года.

Безос не выдает, встречался ли он с этой тройкой, но признается, что идея шоу «очень радует» его. Он также отказывается обсуждать, сколько эти трое будут получать, но признается, что шоу будет «очень, очень, очень дорогим» для компании Amazon: «Они стоят много, и они это знают».

Отвечая на вопрос, станет ли новая программа главной составляющей Prime, Безос говорит: «Только одно шоу не сможет это сделать, их должно быть несколько. Мы работаем над многими проектами, которые, как мне кажется, понравятся зрителям по всему миру. И я думаю, что новое шоу Кларксона будет одним из них».

«По-моему, мы живем в золотой век телевидения. Если бы вы могли вернуться во времени всего на пять лет назад, то тогда невозможно было убедить знаменитых актеров сниматься в сериалах, а если и возможно, то это было редкостью. Но сейчас все совершенно наоборот».

Безос указывает на инвестиции Amazon в сериалы, такие как комедийный Transparent, за который ведущий актер Джеффри Тэмбор получил «Золотой глобус», в качестве основной причины для подобной трансформации.

«Сейчас инвестиции в телевизионные сериалы очень масштабны, а времени, за которое вы должны рассказать историю, гораздо больше. Изменение формата открывает много возможностей для повествования, а они, в свою очередь, при комбинировании с производственными стандартами из кинематографа – а также знаменитыми актерами – и есть причина, по которой мы видим удивительные по качеству телевизионные программы».

Две пиццы, много идей

Но Кларксон и компания – далеко не единственное нововведение, получившее поддержку Безоса. Поскольку компания стремится найти четвертый важный бизнес, то небольшие команды – а в Amazon есть железное правило двух пицц, которое гласит, что ни на одном бизнес-совещании не должно присутствовать больше людей, чем можно накормить двумя пиццами, – работают над следующими громкими проектами.

Одним из них является доставка товаров на беспилотниках, о чем Безос впервые объявил в прошлом году в интервью на американском телешоу Чарли Роуза.

«Когда-нибудь поставки Prime Air (официальное название проекта. – Прим. ред.) будут такой же нормой, как почтовый грузовик, – говорит
Безос. – Технические проблемы совершенно ясны. Самое сложное, или скорее самое главное, над чем нужно работать, – это нормативно-правовая сторона вопроса».

Хотя он и не признается, где будет сначала запущена эта услуга, Безос недвусмысленно намекает, что Великобритания – в числе лидирующих претендентов. «Что я могу сказать, так это то, что в общем и целом регулирующие органы Великобритании весьма продвинуты. ФАУ [регулятор авиаперевозок в США] здесь, в США, пытается догнать ее в этом плане, но Великобритания, я бы сказал, подает очень обнадеживающий пример хорошего регулирования. Пожалуй, нам нравится то, что мы видим в этой стране».
Что касается сроков, то Безос признает, что назвать их трудно: «“Через несколько месяцев” звучит для меня чересчур оптимистично, так что шкала времени измеряется в годах».

«Но это точно произойдет», – демонстративно добавляет он.

Работа в будущем

Учитывая его причуды в стиле управления (он не позволяет использовать презентации PowerPoint, так как считает, что выделенные в отдельные пункты тезисы не передают качественную информацию, и назначает старших менеджеров своей «тенью» каждые 12–18 месяцев, чтобы растить «послов» компании, которые смогут «моделировать» его мыслительные процессы), Безос немного менее взвешен, когда речь идет об управлении его личными деньгами.

«У меня просто ноги подкашиваются, когда я в кругу предпринимателей. Я обожаю это. Всякий раз, когда встречаюсь с предпринимателем, он всегда покоряет меня», – улыбается Безос.

Важно ли для него делиться своим богатством с другими изобретателями?
«Несомненно. В основном я инвестирую в вещи, которые мне любопытны и которые увлекают меня. Во многих случаях совсем не жду хороших доходов».

Список его личных инвестиций весьма разнообразен – от технологических компаний, включая Uber и AirBnB, до более необычных проектов, таких как «Часы на 10 тысяч лет» в калифорнийских горах Сан-Диабло и научный центр в Принстоне, его альма-матер, изучающий динамику нервной цепи (то есть то, как работает мозг).

Но, возможно, его наиболее громкой инвестицией стало приобретение газеты The Washington Post за 250 млн долларов в 2013 году.

«У меня не было намерения приобрести газету», – продолжает Безос, утверждая, что телефонный звонок от инвестиционного банкира, ее хозяина Дона Грэма положил начало процессу.

Несмотря на то что он знал Грэма 15 лет, Безос все равно был удивлен таким предложением. «В итоге у нас с Доном состоялось несколько весьма пространных бесед, а фактические детали приобретения были чрезвычайно простыми».

«Я так хорошо его знаю, и он – человек таких прекрасных моральных качеств, что я с ним не торговался, а просто заплатил ту цену, которую он попросил. Я не проводил никакой комплексной юридической экспертизы, он все мне рассказал о компании, включая все замечательные и все ужасные стороны этой покупки, и обсудил со мной все до мельчайших деталей, и должен сказать, что все оказалось в точности таким, как он его описал».

Безос намекает, что покупка была разовая и она совсем не говорит о его желании стать газетным магнатом. «Финансовые показатели газеты очень слабые. И это не только проблема The Washington Post, это положение, в котором сейчас находятся многие газеты».

Несмотря на то что некоторое время назад он продал часть своих акций на сумму 534 млн долларов, Безос остается сосредоточенным на своем деле даже после 20 лет работы.

«Я любил компанию на каждой стадии. Я любил ее в самом начале и сейчас люблю ее столь же сильно», – говорит он.

«Я взял с собой всех своих родственников в отпуск на юг Франции, и мы провели потрясающее время, ели прекрасную еду и пробыли там целую неделю. Но когда я вернулся в Сиэтл, я побежал в офис и даже станцевал в нем. Я люблю свою работу и считаю, что мне несказанно повезло, и это так уже 20 лет, ничего тут не изменилось».

Видит ли он себя во главе компании еще через 20 лет, когда ему будет 71 год? «Надеюсь, что да. Почти все люди, с которыми я работаю на ежедневной основе, – оплачиваемые добровольцы. На данный момент я работаю с ними более десяти лет, и они могут делать все, что им заблагорассудится, они могут потягивать “Маргариту” на пляже, но вместо этого они здесь. С платными волонтерами работать лучше всего, так как они здесь по правильным причинам. У меня есть команда людей, которых я люблю. И мы работаем в будущем, а это так весело, что я надеюсь, что это именно так».



15.10.2015

Источник: James Quinn / The Daily Telegraph / The Interview People


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз





«Изучение богатых россиян проливает свет на мысли глобальных элит»


_nig0790
 

После прочтения книги «Безумно богатые русские» у редакции WEALTH Navigator возникло немало дополнительных вопросов к автору. Элизабет Шимпфёссль любезно согласилась ответить на них во время пространного интервью.