Торг уместен

Аукционы мая и июня


Топ-лоты русских торгов на Russian Art Week в Лондоне, прерафаэлиты, модернисты и неожиданное наследство британской герцогини – в традиционном обзоре Софьи Корепановой.

15.05.2015




© Иван Айвазовский. Вечер в Каире. 1870


Русские торги

Год назад «русская неделя» принесла аукционным домам 64 млн фунтов, полгода назад, в ноябре, – в полтора раза меньше, около 40 млн. Четверка участников – Christie’s, Sotheby’s, Bonhams и MacDougall’s – надеется на лучшее: в первых числах июня в Лондоне они предложат побороться за полотна музейного качества.

Christie’s 1 июня выставит на торги два шедевра Николая Рериха с безупречным провенансом – «Белый и небесный» из серии «Его страна» и «Дружина Гэсэр-Хана» (эстимейт обоих полотен – 500–700 тыс. фунтов). Выручку от продажи картин планируется направить на пополнение собрания Музея Рериха в Нью-Йорке. Оба полотна попадают на торги впервые. Еще один топ-лот – «Арсенальская гора ночью» Нико Пиросмани, оцененная в 800 тыс. – 1,2 млн фунтов, – редкая работа выдающегося грузинского примитивиста, вдохновлявшего поколения грузинских и русских авангардистов. Несмотря на то что Пиросмани писал очень активно, бедность художника не позволяла ему тратиться на качественные материалы, известен он был лишь в узком кругу, и до нас дошло совсем немного его работ. «Арсенальская гора ночью» – самая заметная из тех, что осели в частных коллекциях.

Звездный список продолжают масштабная «Баба на качелях» Филиппа Малявина (эстимейт – 150–200 тыс. фунтов) и «Цветы с видом на море» Ильи Машкова (эстимейт – 400–600 тыс. фунтов). В своей работе авангардист Машков сумел соединить элементы пейзажа и натюрморта. В 1916–1917 годах картина экспонировалась в рамках выставки художественного объединения «Мир искусства», о чем свидетельствуют архивные фотографии того времени.

Стоит обратить внимание и на предметы декоративно-прикладного искусства. Настольные часы работы Фаберже (эстимейт – 80–120 тыс. фунтов) с циферблатом, отделанным жемчугом и позолоченным лиственным орнаментом, сочетают две техники, доведенные мастерами Фаберже до совершенства: использование эмали «гильоше» и сочетание золота разных цветов. Также на торги выставляются редкая фарфоровая статуэтка Ломоносовского фарфорового завода с изображением экспедиции Папанина (40–60 тыс. фунтов) и «Барух Спиноза» Марка Антокольского (50–70 тыс. фунтов).

2 июня инициативу перенимает Sotheby’s. Топ-лотом станет полотно Ивана Айвазовского «Вечер в Каире» – единственная работа мастера, где он воспевает закат не на море, а на суше. Эстимейт – 1,5–2 млн фунтов. 1,4–1,8 млн – стартовая цена «Волги под Юрьевцем» Алексея Саврасова. По воспоминаниям современников, фигуры бурлаков для картин этой серии помогал писать знаменитый автор бытовых сюжетов и друг Саврасова Василий Перов (а Саврасов взамен помогал с пейзажем в «Охотниках на привале»). Наконец, за 100–150 тыс. фунтов Sotheby’s предложит коллекционерам богато украшенную икону-триптих с изображением Николая Угодника. В 1886 году она была подарена царевичу Николаю – будущему Николаю II.

3 июня на русские торги пригласят дома Bonhams и MacDougall’s. Bonhams продаст с молотка миниа­тюрный «Пейзаж с двумя охотниками» передвижника Ивана Похитонова (эстимейт – 100–130 тыс. фунтов). Пейзажные миниатюры сделали Похитонова знаменитым сначала в Европе, потом и в России: он писал тонкой кистью, используя лупу, накладывал несколько слоев масла, создавая сложную живописную фактуру. Работы мастера высоко ценил Павел Третьяков, а Илья Репин говорил о Похитонове: «Это какой-то чародей-­художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет – никак не поймешь… Чародей!» К сожалению, большая часть наследия художника погибла во время Второй мировой войны, поэтому оставшиеся представляют коллекционную ценность. Еще один значимый лот этих торгов – «Парусник и раковина» русско-французской авангардистки Александры Экстер. Эстимейт полотна – 200–300 тыс. фунтов. Экстер – одна из основоположниц стиля ар-деко, она работала над созданием парадной формы Красной армии, а в 1920-х годах занималась оформлением советского павильона на Международной выставке в Венеции и подготовкой экспозиции советского отдела Всемирной выставки в Париже. Наконец, ценители изысканной посуды смогут побороться за роскошный эмалевый ковш, расписанный сказочными животными и цветами. Его оценили в 60–90 тыс. фунтов.

Дом MacDougall’s представляет работы плея­ды мастеров – Николая Фешина, Исаака Бродского, Константина Сомова и Мартироса Сарьяна. «Баба на сундуке» Фешина (эстимейт – 800 тыс. – 1,2 млн фунтов) – блистательный пример произведения русского периода творчества мастера, подобные работы почти не появляются на рынке. Выдающимся с полным правом называют и «Портрет матери с сестрой» Исаака Бродского: в работе видно влияние Репина, который был в то время наставником Бродского. Полотно оценивается в 500–700 тыс. фунтов. Столько же составляет стартовая цена «Маскарада» Константина Сомова – полотна, которое особенно оценят поклонники «Мира искусства». В вихре карнавала можно узнать звезд бомонда – современников художника. Особое место на торгах заняли символисты – Мартирос Сарьян («Оазис. У гранатового дерева», 300–500 тыс. фунтов), Борис Анисфельд («Подношение», 350–500 тыс. фунтов) и Павел Челищев. Его «Портрет моего отца» оценен в 400–500 тыс. фунтов, пейзажные линии причудливо сплетаются на полотне в гигантскую тигриную голову. Есть за что побороться и поклонникам классической русской живописи. На аукцион выставляются «Осень на Крестовом острове» Ивана Шишкина (600–900 тыс. фунтов), солнечная «Баржа на Оке» Василия Поленова (200–300 тыс. фунтов), а также два полотна Айвазовского – «Украинский пейзаж ночью» эстимейтом 300–500 тыс. фунтов и «Погрузка корабля тихим туманным утром» (450–700 тыс. фунтов).

Кроме того, с молотка уйдет исключительная подборка русских реалистов второй половины XX века: Виктора Попкова, Павла Никонова, Николая Андронова и других художников, работы которых с 1 по 14 мая можно также увидеть на выставке «Суровость как стиль».

Отдельная сессия будет посвящена иконам и предметам декоративно-прикладного искусства. Среди последних стоит отметить впечатляющий набор для пунша работы Фаберже из позолоченного серебра с перегородчатой эмалью и драгоценными камнями, эстимейт – 160–180 тыс. фунтов.

Такая разная красота

Топ-лотом вечернего аукциона Christie’s «Послевоенное и современное искусство», который пройдет 13 мая в Нью-Йорке, станет знаковая картина Люсьена Фрейда «Отдыхающая социальный инспектор», по праву считающаяся одной из вершин творчества художника и великим образцом обнаженной женской натуры в истории мировой живописи. Картина эстимейтом 30–50 млн долларов имеет все шансы побить существующий на данный момент ценовой рекорд на произведения Фрейда, принадлежащий работе «Спящая социальный инспектор», проданной в 2008 году за 33,6 млн долларов. С таким же эстимейтом – 30–50 млн долларов – на торги выставляется крайне эмоциональное полотно «№ 36 (Черная полоса)» Марка Ротко.

16 июня в Лондоне Christie’s приглашает на торги «Викторианская живопись, искусство прерафаэлитов и британский импрессионизм». Жемчужины аукциона – «Беатриче: портрет Джейн Моррис» Данте Габриэля Россетти (700 тыс. – 1 млн фунтов) и «Девушки из провинции» Джеймса Тиссо (1,2–1,8 млн фунтов). В 500–700 тыс. обойдется эскиз Россетти к работе «Предсмертная песнь Дездемоны», выполненный графитом.

Наследство герцогини

Завершают обзор два аукциона Sotheby’s, которые хронологически состоятся раньше всех перечисленных. В мае на продажу выставляются 700 лотов из усадьбы Марии, герцогини Роксбург. Владелица поместья в графстве Суррей скончалась в 2014 году, не дожив двух месяцев до столетнего юбилея. Наследником (по его словам – неожиданно для себя) стал ее племянник, телеведущий BBC Бэмбер Гаскойн. Он получил 400 акров земли и замок Вест-Хорсли. Когда-то величественное строение принадлежало каперу, авантюристу и фавориту Елизаветы I сэру Уолтеру Рэли (его статуя до сих пор украшает парк), сегодня же оно нуждается в существенной реставрации. 80-летний наследник надеется окупить ее, продав с молотка ювелирные изделия, картины и предметы обстановки, доставшиеся ему вместе с особняком. К слову, многие из них обнаружены после смерти герцогини: десятилетиями они лежали в сундуках в полном забвении.

Первой будет выставлена на торги бриллиантовая тиара от Cartier эстимейтом 300–500 тыс. долларов – она уйдет с молотка в Женеве 12 мая. Остальные лоты планируется продать в Лондоне 27–28 мая. В их числе – платье из дамасского бархата и шелка, инкрустированное драгоценными камнями (эстимейт – 4–6 тыс. фунтов), часы Cartier (эстимейт – 8–12 тыс. фунтов) и портрет дамы в синем кисти Глина Пилпота (оценивается в 10–15 тыс. фунтов).

Гаскойн планирует оставить дом в неизменном виде – лишь сделать его пригодным для жилья и обеспечить его сохранность на долгие годы.

Атлас



Софья Корепанова
15.05.2015

Источник: SPEAR'S Russia #5(48)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз