Страсть финансиста


Даши Намдаков – единственный российский скульптор, которого можно назвать «живым классиком», – его персональные выставки проходят в Третьяковской галерее и в Эрмитаже. Владелец крупнейшего собрания работ бурятского художника, президент инвестиционной компании Pilgrim Asset Management Роман Гольников в беседе с Ириной Удянской рассказал о том, в чем преимущество декоративного искусства над актуальным и что общего между коллекционированием Даши и wealth-менеджментом.

23.06.2010





Даши Намдаков – единственный герой вашей коллекции или вы собираете работы и других художников? Вас привлекает только его скульптура или также ювелирная пластика, графика, гобелены?

Даши – единственная настоящая любовь с первого взгляда. Только он и больше никто. В моей коллекции сейчас не один десяток его произведений. Мне нравится все, что он делает, – не только скульптура, но и графика. Ювелирная пластика как новое направление его деятельности тоже интересна, но порядок цен там все-таки иной. В основном собираю бронзовую скульптуру – и малых, и больших форм

Как и когда вы начали собирать коллекцию? В 1999 году о Намдакове еще мало кто знал, его первая персональная выставка в Иркутске прошла в 2000-м. Можете ли вы назвать себя одним из его первооткрывателей?

В 1999 году он привозил в Москву несколько своих работ. Я случайно увидел их на какой-то выставке и был просто поражен – такая энергетика! Но долго раздумывал, купить или нет. Знаменитые теперь скульптуры тогда стоили около 6–7 тыс. долларов, а после кризиса денег у всех было мало. Во всяком случае, приходилось их считать. Первая работа у меня появилась только в 2000 году. Не могу назвать себя первооткрывателем, но, наверное, я один из самых влюбленных и страстных почитателей его творчества. С того момента начал формировать коллекцию, приобретать понравившиеся произведения. Больше всего покупал в «тучные годы» – в 2006–2007-м. Рост на фондовом рынке дал возможность задуматься о серьезном собирательстве. Я как-то сразу купил все, что мне нравилось, и в одночасье стал серьезным коллекционером.

Выбор коллекционера говорит о нем больше, чем его бизнес. И тем не менее трудно понять, почему вы заинтересовались изящным ориенталистским анимализмом и мифологией. Откуда возник интерес к творчеству Намдакова?

Часть моего детства прошла в Монголии, так что, наверное, творчество Даши с его степной ментальностью мне близко архетипически. Если начну объяснять, почему его люблю, закончатся чувства, останется только расчет. А в моем увлечении нет никакого расчета – собираю коллекцию для души. Я не искусствовед и далек от связанных с этим тем. Занимаюсь в жизни совсем другим. Сам иногда удивляюсь, что скульптуры Даши произвели на меня такое впечатление. Но я рад, что не одинок. Его творчество нравится огромному количеству людей по всему миру. Уникальность Даши приводит к такому эффекту. Ему удалось изобрести что-то новое в искусстве пластики – соединить воедино восточную мифологию и тайны подсознания и облечь все это в современную форму. Его работы несут в себе энергию опыта всего человечества. Я был счастлив познакомиться с художником. Редко выпадает возможность пообщаться с живым гением, чьи произведения выставляются в Третьяковке и Эрмитаже. Конечно, это Азия, хотя сам Даши классической школе пластики учился в Красноярске. В том, что касается арт-рынка, Азия сейчас наступает, китайцы носят Даши на руках. Я был на его выставке «Вселенная кочевника» в Пекине и убедился в этом. Да и вообще на Востоке он популярен. Например, Астану сейчас украшает гигантский монумент Даши «Жер-ана» (Земля-мать) – сакская царица Томирис, сидящая на огромном быке с семиметровыми изогнутыми рогами.

У вас нет спекулятивного интереса в том, что касается формирования коллекции. В жизни вы занимаетесь управлением активами и wealth-менеджментом. Однако вы как-то отмечали, что между бизнесом и искусством есть какая-то связь…

Я горжусь тем, что мы, как и Даши, молоды, но уникальны – у Pilgrim Asset Management есть продукт, который не предлагают другие компании. До кризиса, когда фондовые рынки росли на 50–80% в год, доходности в размере 20–25% мало кого интересовали. А сейчас никто не хочет рисковать. Клиентов не устраивает уровень банковского депозита, они предпочитают иметь 20–25% годовых с минимальным риском. Причем наша стратегия рассчитана на то, что они зарабатывают постоянно, вне зависимости от обвалов или роста рынка. Стабильный доход лучше, чем участие в американских горках.

Бронзовые скульптуры Намдакова слишком декоративны, экзотичны и мифологичны, это не современное искусство в прямом смысле слова (не Кунс, Херст или Гупта), что в какой-то мере снижает его рыночную стоимость. Однако в европейских галереях такие вещи с этническо-метафизическим оттенком с успехом выставляются и продаются. Что вы думаете об их инвестиционной привлекательности, потенциале роста?

А мне кажется, декоративность как раз повышает рыночную стоимость работ Даши. Вы правы насчет того, что это не contemporary art, но тем он и ценен. Это настоящее, а не модное концептуальное искусство, формы и пластика которого могут вписаться только в западное сознание. Даши Намдаков – другая Вселенная, глубина чувств. С современными западными художниками его даже странно сравнивать. Если вы рассматриваете коллекционирование как одно из направлений бизнеса, то приобретаете работы, чтобы потом выгодно их продать, и стараетесь отбирать из всей массы те, что могут быть инвестиционно привлекательными. Даши – совсем другое дело. Это искусство не для денег, не инвестиция и не спекуляция. Мне нужны его произведения, чтобы получить эстетическое удовольствие. С предметами современного искусства вы не сможете отдыхать душой. А на многие скульптуры Даши я смотрю годами и не устаю от них. Сейчас стоимость работ составляет от 50 тыс. до 200 тыс. евро и выше. И цены продолжают расти, несмотря на рецессию. Конечно, это не Херст. Но зато цены на Даши не раздуты искусственно. С кризисом, кстати, спрос на него почему-то даже увеличился – наверное, все больше людей его открывают. Так что тем, кто хочет приобрести произведения Даши Намдакова, стоит поторопиться

В какую ценовую и культурную нишу он попал на Западе?

На Запад Даши пока не пришел, он еще молодой скульптор. Его связи с Западом касаются в основном технологии производства. У него мастерская в Италии, в «Городе мастеров», где есть возможность качественно делать пластику.

Мой выбор был правильный – цены на работы Даши Намдакова растут. То, что в 2000 году было куплено за 6–7 тыс. долларов, сейчас стоит более 170 тыс. евро

После всего сказанного, думаете ли вы когда-нибудь расстаться с коллекцией, выгодно ее продать? Насколько такой сценарий реален с точки зрения спроса и предложения на рынке?

Возможно, если я стану другим человеком и забуду про свою первую любовь… Надеюсь, мне не придется расставаться с коллекцией. Пока планирую только ее увеличивать. Я очень рад, что владею работами, которые уже являются редкостью. Конечно, тешит самолюбие, что они есть и у «сильных мира сего». Появляется уверенность, что со вкусом у меня все в порядке.

Работы Намдакова есть и у Владимира Путина, и у Романа Абрамовича, и у Умы Турман. Однако, на первый взгляд, эстетические пристрастия этих людей прямо противоположны. На художника действительно существует мода или он просто умеет делать подарки?

Это не умение делать подарки. Если люди покупают работы Даши, чтобы преподнести их известному человеку, значит, они способны выбрать настоящее искусство. Кого еще из российских скульпторов постсоветской эпохи можно подарить? Художников такого уровня просто больше нет. Наше время ничего нового в этом смысле не принесло. А тут такая звезда! Как это часто бывает, Даши Намдакова сначала узнали в Нью-Йорке и Пекине, а уже потом он стал появляться в Москве (а не так давно переехал сюда жить). Я знаю, что люди, получавшие его работы в подарок, как правило, потом увлекались и начинали приобретать их сами. Специального клуба страстных почитателей таланта Даши нет, хотя я был бы не против пообщаться с такими людьми. Он нравится многим, просто не каждый может позволить себе приобрести его работы.

Как вы относитесь к современной скульптуре в целом? Творчество каких художников согласуется с вашими представлениями о прекрасном?

Из анималистов нравится Мартс, у меня есть несколько работ этого скульптора. Коллекционер может уйти в какое-то одно направление, но пока я не вижу ничего, что затронуло бы меня так, как Даши. Современная скульптура соответствует нашему нынешнему обществу, в котором лучше казаться, чем быть. Какую скульптуру вы поставите среди небоскребов? Западное искусство – это в большей степени технологии, интеллект, некая идея. Но я живу в России и еще не потерял связи с природой, мифологией, всем тем, что зашифровано в работах Даши.

Насколько вы азартный коллекционер? На что способны ради понравившейся работы? Можете ли приобрести из чистой любви к искусству абсолютно неликвидную вещь?

Со мной на самом деле так все и было, когда я узнал, что есть возможность приобрести скульптуры Даши Намдакова. Безумие – сразу взять и купить все, что тебе понравилось. Но любовь всегда безумна. Хотя время показывает, что выбор был правильный – цены-то растут: то, что в 2000 году было куплено за 6–7 тыс. долларов, сейчас стоит более 170 тыс. евро.

Правда ли, что скульптуры Намдакова из вашей коллекции выставлялись в Эрмитаже? Считаете ли вы, что работы из закрытых частных собраний должны демонстрироваться широкой публике?

Скульптуры из моей коллекции действительно были представлены и в Третьяковке, и в Эрмитаже. И я этому очень рад. Искусство украшает и улучшает этот мир. Чем больше людей увидят работы Даши, тем лучше. Насколько мне известно, организаторы выставки в Эрмитаже были просто потрясены тем, что на нее пришли десятки тысяч людей. Они этого не ожидали, отведя для работ не самое центральное место. Непонятно, откуда появился этот бешеный спрос, но он есть. Экспозиции в Третьяковке и Эрмитаже, прошедшие еще при жизни художника, у нас вообще беспрецедентны. Причем в раскрутку Даши Намдакова никто миллионов не вкладывал. Его работы стоят у меня в офисе, и многие клиенты, которые к нам приходят (мы – финансовый бутик, так что это очень состоятельные граждане), сразу проявляют к ним интерес, спрашивают, кто автор. После этого гораздо легче вести деловые переговоры.



23.06.2010

Комментарии (16)

CurtisSkecy 14.10.2017 06:16

Мы ценим ваше время и делим с вами общие цели. Ваши продажи для нас главный приоритет.
оптимизация страниц сайта) логин скайпа SEO2000[/url]

оращайтесь договримся есть примеры работ логин скайпа SEO2000

Amel 07.06.2013 06:23

More posts of this quality. Not the usual c***, plseae

19.04.2013 11:34

как продать скулптуру даши из серебра ?

Андрей 12.08.2012 16:19

Замечательный скульптор!
Имею в коллекции его несколько работ.
Рекомендую посмотреть www.ostashov.com
Перспективный скульптор из Белоруссии и по цене пока еще очень доступный(в отличии от Намдакова)!!!

орхон23-10в 16.04.2012 19:34

даши намдаков самородок носитель древнейшей степной культуры монголов, продолжатель философии шаманизма, сказатель пластики оленных камней, разбросанных повсюду в исконных монгольских территориях

орхон23-10в 16.04.2012 19:33

klk

Артэксперт 27.03.2012 22:29

Великолепный мастер своего дела, видение его искусства вдохновляет и восторгает внутренней энергией, исходящей действительно настоящих произведений, скульптуры не правдоподобные и искренне сверхвосхитительны! Завораживают грацией, упругостью мышц и мощностью энергетики автора можно заряжаться от настоящего искусства!!!

Терек Болгар 24.03.2012 10:31

АДСКАЯ СИМВОЛИКА
ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКОГО ТАРТАРА

Адская символика посткоммунистического Тартара
раковыми метастазами расползается по стране.
Вслед за Хурриатом, вращающимся как флюгер
(Кыбласы юк) на стеле возле "крематория", именно
так в народе называют бывший музей Ленина (Казань),
появился еще один новодел - "Хранительница",
чудовищная скульптура модного бурятского художника.
Двенадцатиметровую статую, отдаленно напоминающую
химеру из летучей мыши с драконом и пародию на герб Татарстана,
предполагается установить в Булгаре на Волге,
традиционном месте паломничества тысяч российских мусульман.
Символично, что оба "памятника культуры" называются на букву "Х".
Какое отношение имеет эта символика к традиционной
исламской культуре, принятой волжскими булгарами
16 мая 922 года, догадаться не сложно. Никакого.

В эпоху глобального информационного общества
информационные войны страшнее средневековой чумы или проказы.
Идет перепрограммирование широких народных масс,
описанное в классических работах С.П.Расторгуева и Г.Г.Почепцова.
Сатанинская символика подается народу как духовная ценность.
Россия предстает как некий полигон
для испытаний глобальных вирусных программ.
«Ложь и предательство - символы их знамени»,
говорил великий русский мыслитель Лев Николаевич Гумилев.
Новодел посткоммунистического Тартара скорее символизирует
духовную импотенцию тюркско-булгарской национальной элиты,
сначала отказавшейся от своего имени "болгар", "булгары",
а потом и от традиционной символики:
Василиск - символ Казани и царской власти превратился в змея.
Услужливые опричники от культуры тиражируют змеиную символику с особым усердием.
Трансформация Казанской геральдики фиксирована документами,
но символическим пространством России ученым заниматься не досуг.
Самосознание России - это не книга Казанского философа А.Ф.Замалеева,
много лет назад сбежавшего как и Ю.Шевчук из коммунистического рая,
в демократический Питер. Когда пассионарность на излете, земля чахнет.

Самосознание России складывается из самосознания этносов,
составляющих Российский суперэтнос.

Здесь нет посторонних.

Духовная чума заденет всех и мало не покажется.

Терек Болгар

==== ====

terek-bolgar@mail.ru

БОЛГАР • БУЛГАРЫ
http://vk.com/club8326933
(обсуждение на форуме)

Jan 02.03.2012 17:16

Whvoeer wrote this, you know how to make a good article.

юлия 13.112011 13.11.2011 19:55

Я очень ценю талант мастера и желаю новых работ и творческих находок.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз