Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/strana-ultrahaynetov
Дата публикации 07.06.2011
Текст: Егор Лысенко
Рубрики: Тренды , Семейный капитал
Напечатать страницу


Страна ультрахайнетов


Лисин, Абрамович, Дерипаска, Фридман, Потанин, Прохоров, Мордашов – с этими именами на Западе ассоциируются основные успехи российского бизнеса. По мнению исследователей из BCG, здесь скрывается явный дисбаланс. Признаком здоровой экономики они считают не наличие сотни миллиардеров, а большого числа простых тружеников - миллионеров.


Благосостояние мира и российских UHNW продолжает расти – это подтверждает очередная статистика. В частности, Россия стала пятой страной по количеству ультрабогатых домохозяйств, чей доход превышает 100 млн долларов. Кроме того, глобальный капитал, находящийся под управлением финансовых институтов, за год увеличился на 9 трлн долларов до рекордных 121,8 трлн. Такие подсчеты опубликовала консалтинговая компания Boston Consulting Group в своем исследовании Global Wealth 2011.

Выяснилось, например, что в России находится 561 ультрахайнет-домохозяйство. Будучи внушительным, этот показатель, тем не менее, выглядит скромно в сравнении с лидерами рейтинга – США. Так, в Штатах проживает 2692 UHNW-семьи. За Америкой следует Германия с показателем 839 семей. Замыкает тройку лидеров Саудовская Аравия (826), а прямо перед Россией на четвертой строчке расположилась Англия (738).

Вместе с тем в России наблюдается явный недобор просто состоятельных домохозяйств (с доходами от миллиона долларов) – их меньше 1% от населения страны. Для сравнения, в Сингапуре таких ячеек общества – 15,5%, в Швейцарии – 9,9%, в Катаре – 8,9%, в Гонконге – 8,7%, а в США – 4,5%. Впрочем, именно последние являются лидерами по числу домохозяйств-миллионеров: их там 5,22 млн. А самый интенсивный рост демонстрирует Китай: число состоятельных семей в этой стране за год увеличилось на 31% и достигло 1,1 млн.

Председатель совета директоров «Арбат Капитал Менеджмент» Алексей Голубович призывает читателей PBWM.ru с осторожностью подходить к приведенным данным по России: «Скорее всего этот показатель занижен в 2-3 раза для категории граждан с активами от 1 млн долларов». Вот какие причины «недосчета» приводит эксперт:

  • низкий уровень декларирования личных доходов,
  • низкая оценка стоимости личной недвижимости,
  • предпочтение использования зарубежных банковских счетов даже среди граждан с относительно небольшими по меркам «миллионеров» сбережениями (от 100 тыс. долларов на банковском счете люди уже предпочитают держать в банках Латвии, Кипра, Австрии, Израиля и других часто посещаемых богатыми россиянами стран).

«В целом это соответствует тенденциям во всех бывших союзных республиках, хотя и отличается от других стран БРИК, где реальные объемы «богатства» декларируется гораздо большей долей состоятельных людей, – продолжает Голубович. – По количеству «очень богатых» (с активами свыше 100 млн долларов) статистика также сильно занижена». На этот раз причины следующие:

  • среди ультрахайнетов особенно много чиновников,
  • чем больше деньги, тем большая их доля находится вне РФ,
  • в обзоры, подобные Forbes, попадают обычно только владельцы контрольных пакетов крупных компаний.

Впрочем, Global Wealth позволяет, тем не менее, судить об актуальных тенденциях. По наблюдениям Алексея Голубовича, количество «просто богатых» граждан растет быстрее, чем число «сверхбогатых», так как:

  • «сверхбогатые» люди и их компании тратят больше кэша, чем зарабатывают (увеличивается в основном их капитализация, а не прибыль), а «просто богатые» получают денежные доходы,
  • растет коррупция, и число людей, богатеющих за счет государства, увеличивается на всех уровнях, особенно в рядах средних чиновников,
  • очень большие состояния уже начали дробиться между членами семей.
  • Голубович предрекает также усугубление упомянутых тенденций, причем как при либерализации экономики, так и при «закручивании гаек», когда самые большие капиталы быстрее бегут за границу.

В свою очередь, статистике от Boston Consulting Group не удивляется эксперт в области налогообложения Ernst & Young Геладжо Дикко: «Действительно, количество богатых и просто состоятельных семей в России на данный момент кажется непропорционально низким по отношению к очень богатым семьям, – комментирует он PBWM.ru. – На наш взгляд, с учетом современной структуры российской экономики, такие результаты выглядят достаточно объективными, и вполне соотносятся с нашими собственными наблюдениями: например, среди наших клиентов в России относительная доля семейных бизнесов пока существенно ниже, чем у западноевропейских практик».

Дикко заметил также, что, согласно его наблюдениям, число богатых семей по отношению к ультрабогатым увеличивается, хотя и не слишком быстро. Это достаточно легко объяснить: количество ультрабогатых людей в любом случае невелико, и даже незначительное увеличение их абсолютного числа вызывает существенный рост в процентном отношении, говорит эксперт. «При этом нельзя отрицать, с одной стороны, роста количества богатых семей, наблюдавшегося в последние годы, а с другой стороны, явно сложившихся предпосылок для такого роста – как с точки зрения общего уровня доходов населения, так и с точки зрения изменений в структуре потребительского спроса», – заключает он.

Конечно, «перекос» пропорций ультрахайнетов и всех остальных слоев населения всегда был и остается исторической проблемой России, которая во многом сказывается на экономическом здоровье страны и ее рыночном развитии. Поэтому наблюдения спикера из Ernst & Young звучат оптимистично и внушают надежду на постепенное выравнивание гипертрофированной национальной бизнес-модели. «Хочется верить, что число богатых семей будет расти, причем опережающими темпами. В принципе, это и должно происходить, если исключить какие-либо катастрофические сценарии развития событий. Пока что наши наблюдения более-менее согласуются с этой точкой зрения», – обнадеживает Дикко. По его мнению, приведенная в Global Wealth 2011 статистика свидетельствует лишь о том, что Россия находится в самом начале пути построения современной постиндустриальной экономики. Как показывают многочисленные исследования, именно предприятия среднего бизнеса в наибольшей степени обеспечивают инновационный характер развития экономики. С другой стороны, именно предприятия среднего бизнеса вносят значительный вклад в популяцию обеспеченных и богатых семей, уверен эксперт.

Наконец, трудно не поддаться общепринятому мнению и не предположить, что специфическая пропорция хайнетов и ультрахайнетов в стране продиктована политической нестабильностью, неблагоприятным инвестклиматом и вообще уходит корнями в неэкономические материи. «Представляется, что современные тенденции являются вполне закономерными в контексте сложившихся исторических, демографических и географических реалий России. Нам не кажется разумным рассматривать такую совокупность факторов как результат сиюминутной политической или экономической конъюнктуры», – считает Геладжо Дикко. При этом Алексей Голубович видит статистике «сочетание экономических и неэкономических факторов. «Главные экономические – доступность сырья и остатки советской инфраструктуры, а также высокая интегрированность в мировую систему торговли. Главный неэкономический – неспособность власти в девяностые годы создать политическую систему с парламентской или даже демократической внутрипартийной конкуренцией», – уверен он.

О чем говорит исследование бостонской компании? Голубович отвечает на этот вопрос со свойственной ему последовательностью:

«О том, что модель экономики РФ построена на

  • финансировании бюджета в основном за счёт экспорта сырья,
  • стимулировании роста крупного бизнеса без какой-либо помощи среднему и мелкому,
  • доминировании фискальных задач над экономическими и краткосрочных над долгосрочными,
  • сращивании госаппарата и крупного бизнеса («если в древней Греции деньги давали власть, то в Римской империи власть давала деньги» – РФ идёт вторым путём).
  • Такая модель из исторического опыта работает на постепенное исчезновение конкуренции, потерю мотиваций и разрушение рыночной экономики и самого государства», – объясняет топ-менеджер из «Арбат Капитала».

Впрочем, можно попытаться быть оптимистами. В конце концов, рост числа ультрахайнетов и общего благосостояния страны, даже если его драйвером выступают лишь отдельные граждане, говорит о постепенном восстановлении бизнеса от кризиса и о том, что в стране по-прежнему можно делать деньги. Возможно, он даже привлекает в Россию иностранный капитал. Наконец, наиболее крупные состояния мотивируют «просто богатых» людей на финансовые свершения и не дают им довольствоваться достигнутым, а ведь отчасти и в этом заключается фундамент здорового рыночного развития.

Атлас


Источник: PBWM.ru