Степень преломления


Онлайн-образование теперь покрывает и тему инвестиций в роскошные предметы искусства. Как отличить настоящего Пикассо от подделки, что формирует цену «Крика» Эдварда Мунка и чему уделить особое внимание, покупая Джакометти или Херста, об этом расскажут на интернет-курсах. Они и правда думают, что угадали с целевой аудиторией, задалась вопросом Алина Проскурякова.

18.10.2013





Дешево о дорогом

Выпускник Гарварда Саламан Хан сделал доступным качественное образование еще в 2006 го­ду, создав Академию Хана, и с тех пор предложения в этой сфере расширяются вместе с развитием интернета. «Онлайн-университеты для миллионов» Coursera, EdX, Udacity предлагают бесплатный доступ к курсам лучших профессоров и экспертов. Мировые концерны даже создали собственные онлайн-университеты: Hamburger University от McDonald’s, IBM Global Learning или Ford Learning Network. Теперь без отрыва от производства, домашних дел или обеда можно получить любые знания с помощью любого гаджета: e-learning – это интернет-образование, i-learning – мобильное образование, u-learning – обучение в социальных сетях.

Применим ли бесконтактный метод изучения предмета к коллекционному искусству? И насколько сильно преломляется образ самого объекта исследования, проходя через комплекс устройств для передачи изображения? Мнения профессионалов индустрии расходятся даже несмотря на то, что лидеры рынка демонстрируют живой интерес к теме.

Нью-Йоркская компания Skate’s Art Market Research, созданная в 2005 году российским экспертом по альтернативным инвестициям Сергеем Скатерщиковым, сегодня регулярно информирует о динамике цен и рыночных трендах всех, кто так или иначе связан с покупкой и продажей произведений искусства, – от коллекционеров до арт-фондов. Рассчитываемый по данным аукционных продаж рейтинг самых дорогих арт-объектов Skate’s Top 5000 стал обязательным источником полезных сведений для всей индустрии. В марте этого года компания провела трехнедельный Skate’s Online Art Business Course стоимостью 180 долларов, собравший у мониторов в разных частях США около сорока человек: студентов, некрупных представителей индустрии и просто любопытствующих. Курс состоял из четырех лекций и четырех семинаров. Лекции читала преподаватель Sotheby’s Institute of Art, директор программы арт-рынка в университете Cass Business School в Лондоне Наташа Деген. Семинарские занятия провели директора арт-ярмарок, руководители инвестиционных фондов и онлайн-форумов.

Слушателям рассказали о сегментах арт-рынка – от старых мастеров до современного Китая. Большое внимание было уделено теме коллекционирования, в которой искусство рассматривается как эстетический, социальный и финансовый актив. Организаторы остались довольны первым опытом и активностью студентов. «Воп­росы слушателей в рамках семинара заняли в три раза больше времени, чем мы изначально планировали», – радуется исполнительный директор Skate’s LLC Елена Завелев.

Фастфуд и высокая кухня

Приверженцы традиционных способов восприятия искусства опасаются, что перевод в дистанционный режим лишит его ореола премиальности. «Наиболее привлекательной стороной арт-рынка является верхний ценовой сегмент, окутанный аурой загадочности и эксклюзивности, которая исчезнет, как только мы начнем подходить к продаваемым в нем работам с теми же критериями, как и к любым другим предметам, тем самым обесценивая их, – говорит руководитель учебной программы, магистр наук в области искусств, юриспруденции и бизнеса Christie’s Education Университета Глазго Джованни Гаспарини. – Несмотря на свои относительно небольшие размеры, арт-рынок стал объектом наблюдения постоянно растущего числа интернет-энтузиастов, чей уровень профессионализма зачастую вызывает вопросы. Многие из них являются аутсайдерами, ошибочно полагающими, что они могут применить свои идеи и наработки, полученные в области финансовых рынков или индустрии моды, к сфере, которая на сегодняшний день во многих отношениях не была затронута революционными изменениями информационных технологий».

С ним соглашается его коллега, младший профессор Christie’s Education Марисса Кайем. Признавая за интернетом все традиционные преимущества, сопутствующие использованию информационных технологий, она акцентирует внимание на одном исключении. Виртуальный опыт взаимодействия с произведением искусства не может заменить реального. Кайем убеждена, что знания, получаемые посредством опыта общения с произведением искусства, умение обращаться с ним, правильно его исследовать и оценить могут быть получены лишь при непосредственном контакте: «Для того чтобы по достоинству оценить качество работы, необходимо видеть ее перед собой вживую».
Диверсификация каналов продвижения информации, и главным образом интернет, сильно изменила положение дел в отрасли. Востребованы не только так называемые EdTech (от англ. education technologies – «образовательные технологии»), но и простая коммуникация. «Профессионалы рынка, и в частности люди, занимающиеся арт-бизнесом, получили возможность общения, которого им недоставало до самого последнего времени», – говорит Елена Завелев. Она приводит в пример конференцию на тему арт-бизнеса, организованную Skate’s в Вене, которая собрала в интернете в десятки раз больше зрителей, чем в зале.

Джованни Гаспарини не возражает против того, что информационные технологии могут выступать транслятором доверия и надежности игроков рынка, но отмечает, что обстановка и антураж тоже имеют важное значение. «Технологии гарантируют надлежащий уровень опыта, который не может быть заменен индивидуальным опытом отдельного человека. Однако, я думаю, все согласятся с тем, что одно и то же блюдо доставит вам разные вкусовые ощущения в зависимости от того, едите ли вы его в фешенебельном ресторане или из пластиковой тарелки, глядя на монитор своего компьютера. Подобное возможно лишь в том случае, если человек не может прочувствовать разницу между фастфудом и высокой кухней, что зачастую происходит с новичками. Вот почему образование только в сочетании с опытом приведет к пониманию событий, происходящих на арт-рынке».

Прекрасное далеко

Учредитель Института арт-бизнеса и антиквариата Ирина Колосова сомневается, что интернет-образование в сфере инвестиций в коллекционное искусство станет массовым продуктом. «Во первых, оно требует фундаментальной общеобразовательной подготовки. Невозможно освоить инвестиции в искусство без знания высшей математики. В любом другом случае это будут не более чем курсы для домохозяек», – говорит основательница первого в России вуза, специализирующегося на арт-бизнесе и предлагающего, в частности, дистанционное обучение. Она убеждена, что со временем интернет приобретет ключевую роль в процессе получения знаний. При этом дорогое искусство, по ее мнению, станет последним в перечне «жертв виртуализации». «Многочисленные попытки перевести чувственное знание в плоскость бесконтактного говорят о том, что уже очень скоро этот процесс станет необратимым. Пока рассуждать об искусстве могут все, но обучать инвестициям – единицы, возможно, поэтому и качественных программ обучения совсем мало. На Западе интернет-образование овеяно хипстерской романтикой, а в России происходит от заочного, которое никогда не было особенно уважаемым. Идея не вставая с табуретки в Краснодаре получить доступ к учебным программам лучших вузов чаще оборачивается профанацией образовательного процесса. Нередко приходится сталкиваться с «программами», скачанными из интернета с применением файнридера и орфографическими ошибками».

Популяризации инвестирования в дорогое искусство препятствует не только «чувственная» специфика предмета, но и как минимум еще три важных фактора. Во-первых, отсутствие массового спроса, во-вторых, относительная информационная закрытость арт-рынка. («Тот, кто знает, предпочитает хранить это знание при себе, а не обучать конкурентов, повышая спрос на правильные с инвестиционной точки зрения вещи», – признает Колосова.) В-третьих, сильно подмоченная репутация российского онлайн-образования.

Тем не менее компания Сергея Скатерщикова вышла на практически пустой рынок, и даже первый шаг на нем может сразу оказаться победным.

Атлас

Материалы по теме



Алина Проскурякова
18.10.2013

Источник: SPEAR'S Russia

Комментарии (1)

Mt 19.10.2013 04:05

Онлайн образование в сегменте искусства, сможет только научить основам и показать главные существующие тренды последних десятилетий. Редкими знаниями в сфере коллекционирования (нумизматика, антиквариат...) делятся только при личном общение и не с первым встречным.

С таким же успехом можно окунуться в специализированную литературу самостоятельно. И то, если речь идёт не о самом высшем сегменте коллекционирования. Не говоря уже об инвестиционном коллекционировании.

Возможно, онлайн обучение может существовать в определённых сегментах, таких как нумизматика и антиквариат, но никак не живописи высшего ценового сегмента.

Вся эта инициатива похожа на первые эксперименты по внушению "необходимости" инвестиций в искусство. Перед окучиванием HNWI, проверяют на ком попало.

Напоминает, проводимый в этом году семинар для жен китайских HNWI в Гонконге, где им помогали "правильно" прикоснуться к миру вина.
Стимуляция рынка и PR.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз