Степень преломления
Онлайн-образование теперь покрывает и тему инвестиций в роскошные предметы искусства. Как отличить настоящего Пикассо от подделки, что формирует цену «Крика» Эдварда Мунка и чему уделить особое внимание, покупая Джакометти или Херста, об этом расскажут на интернет-курсах. Они и правда думают, что угадали с целевой аудиторией, задалась вопросом Алина Проскурякова.
Дешево о дорогом
Выпускник Гарварда Саламан Хан сделал доступным качественное образование еще в 2006 году, создав Академию Хана, и с тех пор предложения в этой сфере расширяются вместе с развитием интернета. «Онлайн-университеты для миллионов» Coursera, EdX, Udacity предлагают бесплатный доступ к курсам лучших профессоров и экспертов. Мировые концерны даже создали собственные онлайн-университеты: Hamburger University от McDonald’s, IBM Global Learning или Ford Learning Network. Теперь без отрыва от производства, домашних дел или обеда можно получить любые знания с помощью любого гаджета: e-learning – это интернет-образование, i-learning – мобильное образование, u-learning – обучение в социальных сетях.
Применим ли бесконтактный метод изучения предмета к коллекционному искусству? И насколько сильно преломляется образ самого объекта исследования, проходя через комплекс устройств для передачи изображения? Мнения профессионалов индустрии расходятся даже несмотря на то, что лидеры рынка демонстрируют живой интерес к теме.
Нью-Йоркская компания Skate’s Art Market Research, созданная в 2005 году российским экспертом по альтернативным инвестициям Сергеем Скатерщиковым, сегодня регулярно информирует о динамике цен и рыночных трендах всех, кто так или иначе связан с покупкой и продажей произведений искусства, – от коллекционеров до арт-фондов. Рассчитываемый по данным аукционных продаж рейтинг самых дорогих арт-объектов Skate’s Top 5000 стал обязательным источником полезных сведений для всей индустрии. В марте этого года компания провела трехнедельный Skate’s Online Art Business Course стоимостью 180 долларов, собравший у мониторов в разных частях США около сорока человек: студентов, некрупных представителей индустрии и просто любопытствующих. Курс состоял из четырех лекций и четырех семинаров. Лекции читала преподаватель Sotheby’s Institute of Art, директор программы арт-рынка в университете Cass Business School в Лондоне Наташа Деген. Семинарские занятия провели директора арт-ярмарок, руководители инвестиционных фондов и онлайн-форумов.
Слушателям рассказали о сегментах арт-рынка – от старых мастеров до современного Китая. Большое внимание было уделено теме коллекционирования, в которой искусство рассматривается как эстетический, социальный и финансовый актив. Организаторы остались довольны первым опытом и активностью студентов. «Вопросы слушателей в рамках семинара заняли в три раза больше времени, чем мы изначально планировали», – радуется исполнительный директор Skate’s LLC Елена Завелев.
Фастфуд и высокая кухня
Приверженцы традиционных способов восприятия искусства опасаются, что перевод в дистанционный режим лишит его ореола премиальности. «Наиболее привлекательной стороной арт-рынка является верхний ценовой сегмент, окутанный аурой загадочности и эксклюзивности, которая исчезнет, как только мы начнем подходить к продаваемым в нем работам с теми же критериями, как и к любым другим предметам, тем самым обесценивая их, – говорит руководитель учебной программы, магистр наук в области искусств, юриспруденции и бизнеса Christie’s Education Университета Глазго Джованни Гаспарини. – Несмотря на свои относительно небольшие размеры, арт-рынок стал объектом наблюдения постоянно растущего числа интернет-энтузиастов, чей уровень профессионализма зачастую вызывает вопросы. Многие из них являются аутсайдерами, ошибочно полагающими, что они могут применить свои идеи и наработки, полученные в области финансовых рынков или индустрии моды, к сфере, которая на сегодняшний день во многих отношениях не была затронута революционными изменениями информационных технологий».
С ним соглашается его коллега, младший профессор Christie’s Education Марисса Кайем. Признавая за интернетом все традиционные преимущества, сопутствующие использованию информационных технологий, она акцентирует внимание на одном исключении. Виртуальный опыт взаимодействия с произведением искусства не может заменить реального. Кайем убеждена, что знания, получаемые посредством опыта общения с произведением искусства, умение обращаться с ним, правильно его исследовать и оценить могут быть получены лишь при непосредственном контакте: «Для того чтобы по достоинству оценить качество работы, необходимо видеть ее перед собой вживую».
Диверсификация каналов продвижения информации, и главным образом интернет, сильно изменила положение дел в отрасли. Востребованы не только так называемые EdTech (от англ. education technologies – «образовательные технологии»), но и простая коммуникация. «Профессионалы рынка, и в частности люди, занимающиеся арт-бизнесом, получили возможность общения, которого им недоставало до самого последнего времени», – говорит Елена Завелев. Она приводит в пример конференцию на тему арт-бизнеса, организованную Skate’s в Вене, которая собрала в интернете в десятки раз больше зрителей, чем в зале.
Джованни Гаспарини не возражает против того, что информационные технологии могут выступать транслятором доверия и надежности игроков рынка, но отмечает, что обстановка и антураж тоже имеют важное значение. «Технологии гарантируют надлежащий уровень опыта, который не может быть заменен индивидуальным опытом отдельного человека. Однако, я думаю, все согласятся с тем, что одно и то же блюдо доставит вам разные вкусовые ощущения в зависимости от того, едите ли вы его в фешенебельном ресторане или из пластиковой тарелки, глядя на монитор своего компьютера. Подобное возможно лишь в том случае, если человек не может прочувствовать разницу между фастфудом и высокой кухней, что зачастую происходит с новичками. Вот почему образование только в сочетании с опытом приведет к пониманию событий, происходящих на арт-рынке».
Прекрасное далеко
Учредитель Института арт-бизнеса и антиквариата Ирина Колосова сомневается, что интернет-образование в сфере инвестиций в коллекционное искусство станет массовым продуктом. «Во первых, оно требует фундаментальной общеобразовательной подготовки. Невозможно освоить инвестиции в искусство без знания высшей математики. В любом другом случае это будут не более чем курсы для домохозяек», – говорит основательница первого в России вуза, специализирующегося на арт-бизнесе и предлагающего, в частности, дистанционное обучение. Она убеждена, что со временем интернет приобретет ключевую роль в процессе получения знаний. При этом дорогое искусство, по ее мнению, станет последним в перечне «жертв виртуализации». «Многочисленные попытки перевести чувственное знание в плоскость бесконтактного говорят о том, что уже очень скоро этот процесс станет необратимым. Пока рассуждать об искусстве могут все, но обучать инвестициям – единицы, возможно, поэтому и качественных программ обучения совсем мало. На Западе интернет-образование овеяно хипстерской романтикой, а в России происходит от заочного, которое никогда не было особенно уважаемым. Идея не вставая с табуретки в Краснодаре получить доступ к учебным программам лучших вузов чаще оборачивается профанацией образовательного процесса. Нередко приходится сталкиваться с «программами», скачанными из интернета с применением файнридера и орфографическими ошибками».
Популяризации инвестирования в дорогое искусство препятствует не только «чувственная» специфика предмета, но и как минимум еще три важных фактора. Во-первых, отсутствие массового спроса, во-вторых, относительная информационная закрытость арт-рынка. («Тот, кто знает, предпочитает хранить это знание при себе, а не обучать конкурентов, повышая спрос на правильные с инвестиционной точки зрения вещи», – признает Колосова.) В-третьих, сильно подмоченная репутация российского онлайн-образования.
Тем не менее компания Сергея Скатерщикова вышла на практически пустой рынок, и даже первый шаг на нем может сразу оказаться победным.
Атлас
Материалы по теме
Источник: SPEAR'S Russia
Школы XXII века
В 2022 году Ближний Восток стал новым востребованным направлением для среднего образования у россиян – это отмечают многие эксперты на рынке международного образования. Лучшие частные школы региона по многим параметрам не уступают британским, заверила Антона Солдатова директор агентства зарубежного образования ITEC Нина Колташова.
Дверь по-прежнему открыта
С начала 2022 года многие программы сотрудничества между Россией и западными странами были свернуты. Это коснулось и академической сферы. Но престижные частные школы по-прежнему готовы принимать россиян. Антон Солдатов узнал, что изменилось и о чем следует помнить, выбирая для ребенка такой путь.
Прагматизм другого порядка
Образование не привилегия, а неотъемлемое право каждого, и российские предприниматели готовы помогать его реализации, вкладывая личные деньги в создание частных школ и детских садов. Хотя чаще всего эти инвестиции трудно назвать бизнесом в чистом виде, для многих – как следует из дискуссии, организованной в конце апреля Рыбаков Фондом, – они продиктованы прагматизмом, но другого порядка.
Как пересобираются школы
Когда нынешние первоклашки вырастут, более половины из них будут работать по тем специальностям, которых пока не существует. Это означает, что образовательные системы должны готовить детей к жизни и работе в неизвестном (и невообразимом пока) мире. Содержание и формы образования будущего обобщил Антон Солдатов.
Комментарии (1)
Mt 19.10.2013 04:05
Онлайн образование в сегменте искусства, сможет только научить основам и показать главные существующие тренды последних десятилетий. Редкими знаниями в сфере коллекционирования (нумизматика, антиквариат...) делятся только при личном общение и не с первым встречным.
С таким же успехом можно окунуться в специализированную литературу самостоятельно. И то, если речь идёт не о самом высшем сегменте коллекционирования. Не говоря уже об инвестиционном коллекционировании.
Возможно, онлайн обучение может существовать в определённых сегментах, таких как нумизматика и антиквариат, но никак не живописи высшего ценового сегмента.
Вся эта инициатива похожа на первые эксперименты по внушению "необходимости" инвестиций в искусство. Перед окучиванием HNWI, проверяют на ком попало.
Напоминает, проводимый в этом году семинар для жен китайских HNWI в Гонконге, где им помогали "правильно" прикоснуться к миру вина.
Стимуляция рынка и PR.
Оставить комментарий