Сингапур VS Швейцария


Последствия финансового кризиса, напряжение в международной политике, а также нововведения в российском законодательстве молниеносно отразились на поведении хайнетов. Сегодня инвесторы сознательно уходят из «старых» финансовых центров, доверив свои средства «новым», рассказывает Алена Сахарова.

06.10.2014




Saharova_alena
Алена Сахарова

Руководитель офиса PSB Asset Management AG (Zurich)

Мир не стоит на месте: изменения в политике и эконо­мике, международных отношениях и правовой системе способствуют пересмотру приоритетов инвесторов. Неоправданный риск в ожидании высокой доходности уже не так важен, как надежность банковского института и сохранность денежных средств.

Финансовый кризис и его последствия, ужесточение международных и локальных правовых норм, регулирующих финансовые, в частности банковские, правоотношения, более высокие требования инвесторов к конфиденциальности личной информации и сохранности активов привели к стремительной и сознательной смене финансовых центров для управления и хранения активов. В течение последних десяти лет отмечается устойчивый тренд перехода частных инвесторов от офшорных юрисдикций к классическим финансовым центрам, таким как Швейцария, Лондон, Люксембург и Сингапур. По состоянию на 2014 год объем капитала, размещенного в частных зарубежных банках, составляет более 20 трлн долларов США, около 40% из которых хранятся в офшорных юрисдикциях.

Швейцария была и остается одним из лидирующих финансовых центров по объему размещенного частного капитала. Около 3 трлн активов хранятся в швейцарских банках, больше половины составляют средства иностранных инвесторов. Возникает вопрос: есть ли достойные альтернативы Швейцарии? Конечно, есть. Так, с 2011 года Сингапур занял место одного из наиболее динамично развивающихся финансовых центров Азии, стремительно привлекая и наращивая активы частных клиентов. Сингапур исторически был и остается стратегически важным центром торговли с Южной Азией, сосредоточив в одной стране 2/3 всех азиатских активов. Сегодня все чаще можно встретить сравнение Сингапура и Швейцарии, некоторые называют Сингапур «азиатской Швейцарией». И это вполне справедливо, так как аналогично Швейцарии более 80% частного капитала, хранящегося в частных банках Сингапура, – средства иностранных инвесторов.
Можно ли рассматривать Сингапур в качестве полноценной замены Швейцарии? Несколько интересных фактов позволят каждому самостоятельно ответить на данный вопрос.

Во-первых, банковская система Швейцарии практически на 200 лет старше банковской системы Сингапура, что обуславливает ее состо­ятельность, функциональность и зрелость. Впрочем, что касается надежности, то в рейтинг самых надежных банков мира Word’s 50 Safest Banks входят как швейцарские банки (например, расположившийся на 3-м месте Zurcher Kantonalbank), так и банки из Сингапура (банк DBS – 12-е место рейтинга).

В то же время определение банковской тайны в Швейцарии и Сингапуре и нормативная база, ее регулирующая, кардинально отличаются. Банковская тайна в Швейцарии впервые была установлена на законодательном уровне в 1934 году законом о банках и банковской дея­тельности. За нарушение банковской тайны в Швейцарии предусмотрена уголовная ответственность. В Сингапуре же понятие банковской тайны появилось в законе о банках лишь в 2001 году.

Сравнивая Швейцарию и Сингапур, нужно помнить, что каждая юрисдикция подходит для инвестиций в определенные классы активов. Поэтому прежде чем выбирать юрисдикцию, инвестору необходимо дать самому себе ответы на следующие вопросы: в какие классы активов он хотел бы инвестировать, будут ли стратегии инвестирования агрессивными или спокойными, насколько критичны для инвестора расходы по содержанию инвестиционного счета?
Если начать с последнего, то комиссии за обслуживание счета, хранение и совершение сделок на рынке ценных бумаг в Сингапуре ниже, чем в Швейцарии. Однако минимальный размер счета частного клиента в Сингапуре, как правило, в два-три раза больше, чем в Швейцарии, и составляет около 2–3 млн долларов США.

В вопросе дополнительных затрат, о которых нужно знать инвестору, в Швейцарии существует гербовый сбор (налог) на переход права собственности при покупке/продаже ценных бумаг. Ставка налога варьируется от 0,15% для сделок со швейцарскими ценными бума­гами до 0–0,30% для сделок с иностранными ценными бумагами. В Сингапуре такого налога нет, что делает его более привлекательным для инвесторов, предпочитающих активные инвестиции в акции и глобальные фонды. По нашему опыту, инвесторы чаще используют Швейцарию для инвестиций в облигации, структурные продукты, физическое золото, а также для долгосрочных финансовых вложений. Таким образом, два финансовых центра взаимно дополняют друг друга.

В то же время при выборе места хранения активов нельзя недооценивать такой важный фактор, как разница во времени. Какая временная зона предпочтительнее для инвестора: Россия и Швейцария или Россия и Сингапур? Был или есть ли у инвестора опыт работы с данной страной? Может ли инвестор оперативно прилететь в страну в случае необходимости?

Эти и многие другие вопросы нужно задать себе перед тем, как определиться с подходящей юрисдикцией.

Несомненно, критерии выбора финансового центра и банка для хранения активов у каждого инвестора разные и во многом зависят от индивидуальных целей и задач. Однако для того чтобы найти подходящую юрисдикцию, необходимо ответить на все перечисленные нами вопросы. 

Материалы по теме



06.10.2014

Источник: SPEAR'S Russia #9(41)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз