Серебряный век


Глобальная экономика, кажется, оживает, и у серебра как инвестиции не должно быть в такой ситуации много поклонников. Не спешите, однако, сбрасывать его со счетов, говорит Кристофер Сильвестер, ведь сиять ему самое время.

20.10.2014





Среди вас наверняка много преданных фанатов золота. А как насчет серебра? Держите ли вы «физическое» серебро – будь то дома, где нужно выделить под него достаточно места и установить сложную систему защиты, или, что вероятнее, в надежном хранилище на стороне? Под таким хранилищем я имею в виду отнюдь не ETF, который инвестирует непосредственно в металл, и тем более не место за спиной у дюжего охранника с кастетами. При форс-мажоре доля в ETF будет стоить не дороже бумаги, которая удостоверяет право на нее. В глобальной финансовой системе, построенной на зыбучих песках, это неудивительно.

В процессе написания этой статьи как минимум одного фаната серебра мы выявили. Это управляющий Quilter Cheviot Нед Нейлор-Лейланд, чей фонд помимо слитков вкладывает в акции горнодобывающих компаний. Часто от золота и серебра фанатеют одновременно, замечает он. Это свойственно тем, кто разбирается в металлах с денежной точки зрения.

«Две трети мирового населения живет в Индии и Китае, – напоминает менеджер. – Для них золото и серебро – это высшие формы денег, известные человеку. Не просто средства сбережения, но и средства платежа. Верить в фиатные деньги сегодня, по-моему, весьма странно. Иран, Китай, Индия и Россия окутаны соглашениями о прямой торговле без посредства доллара. Рано или поздно они создадут валютный совет и вытеснят доллар. Скорее всего, соберут под это физические резервы. Будет ли там серебро? Не уверен, но если там будет золото, серебро будет с ним коррелировать и пойдет вверх гораздо быстрее, потому что ликвидность у него ниже. Оно просто подвижнее».

Большинство фанатов золота рассматривают предмет обожания как деньги. Ни больше ни меньше. Серебро «демонетизировали» задолго до него, и средством платежа оно технически стать сегодня не может, поскольку его мало. Но в некотором смысле серебро все еще остается деньгами, полагает Джеймс Тёрк, основатель интернет-дилера металлов GoldMoney и автор книги «Денежный пузырь» (The Money Bubble). Серебро – это заменитель золота как денег. «Одна унция золота – это некое количество денег, хранящееся вне банковской системы, что особенно важно, учитывая сегодняшние проблемы с ней и с монетарной политикой, – объясняет Тёрк. – И если на то пошло, 66 унций серебра могут дать вам то же самое, что и одна унция золота. Но есть важный момент: соотношение цен хромает, и золото наверняка подешевеет к серебру».

Если это правда, то имело бы смысл купить «физическое» серебро сейчас и обменять его на «физическое» золото, когда соотношение их цен опустится ближе к исторической середине, но до того, как присущая серебру волатильность снова его не поднимет.

Must Have

Из-за разнообразия своего промышленного применения серебро куда волатильнее золота. «У серебра есть стратегическое значение, которого нет у золота, – говорит Нейлор-Лейланд. – Мы не нуждаемся в нем так, как в воде, но оно невероятно утилитарно. Спрос на него по цене крайне неэластичен. Даже если она вырастет в восемь раз, то ни для Siemens, ни для армии, которая использует его в своих снарядах, ничего, по сути, не изменится. Им нужно серебро, и сколько оно стоит – неважно».

«Когда же рынок сжимается, промышленным потребителям приходится закупать любое “физическое” серебро, которое только можно найти, – развивает мысль управляющий. – Они прекрасно понимают в такой ситуации, что его запасы весьма ограниченны. В 1900 году в мире существовало 13 млрд унций серебра в слитках. Теперь – около полумиллиарда. А вот запасы золота за тот же период увеличились с 1 до 8 млрд унций».

Есть у дефицита и другой эффект. Возможно, вы помните братьев Хант, нефтяных магнатов из Техаса, которые в 1980 году разорились, пытаясь манипулировать рынком серебра. «Тогда на рынке не кредитовали под “физический” металл так, как сейчас, и самого серебра было намного больше, – подчеркивает Нед. – Сегодня для хаоса не нужно столько изымать».

И в самом деле, немногие держатели горят желанием ссудить рынку свои физические запасы, так как не доверяют ценовой конъюнктуре. Лондонская ассоциация участников рынка драгоценных металлов управляет внебиржевой платформой, где заключаются как спотовые, так и срочные сделки и активно используется кредитное плечо. Отношение «бумажного» серебра к «физическому» там, по разным оценкам, составляет от 30 до 100.

Крупицы мудрости

Как лучше аккумулировать серебро? Кое-что можно сказать точно: совершенно бессмысленно покупать доли в «физических» ETF, если вы хотите избежать рисков, связанных с банковской системой. Нейлор-Лейланд советует вкладывать не в ETF, а в «слитковые» фонды. Фактически это «те же ETF, но без характерных рисков». Доли в них продаются на бирже и подпадают под действие закона о ценных бумагах.

«“Слитковые” фонды гораздо более продвинуты в вопросах снижения кастодиальных рисков, – комментирует менеджер. – “Золотые” и “сереб­ряные” ETF хранят металл в банках ассоциации». А «слитковые» фонды – нет.

Фонд Нейлора-Лейланда, Abydos Holding, – это открытая инвестиционная компания (Open-ended investment company, OEIC). 30% активов она держит в «физическом» металле, точнее – в «слитковых» фондах. Остальные 70% – акции горнодобывающих предприятий. По мнению управляющего, сектор этих бумаг «будет главной площадкой для инвестиционного капитала». «Когда проблемы всерьез дадут о себе знать, держатели не станут продавать “физическое” серебро. А если и станут, то в очень небольших количествах, – рассуждает он. – Второй по привлекательности вариант [после акций] – участие в потоке добычи, текущей или будущей. Пусть золото- и серебродобытчики выглядят сейчас потрепанными и непривлекательными. Их акции еще никогда не были так дешевы – и им явно не хватает инвестиционной презентации».

Джон Хэтэуэй из Tocqueville Capital рассказывает, что у его компании есть Gold Fund – американский взаимный фонд, инвестирующий в такие бумаги. Есть также фонд Bullion Reserve, который покупает и хранит «физический» металл не в «бумажном» виде: «Вне рынка ценных бумаг, вне банковской системы. Золото и серебро просто лежат на складах, чтобы в чрезвычайной системно опасной ситуации инвестор имел доступ к соответствующей части своего капитала».

Уже давно Джеймс Тёрк ратует за то, чтобы относиться к золоту как к платежному средству, а к серебру – как к его заменителю. О мыслях глав центробанков он отзывается цинично. Количественное смягчение вряд ли на самом деле свернут – скорее придумают для него новый эвфемизм и продолжат, считает дилер: «Центробанки знают только одно: как печатать деньги. На фоне исторических норм золото очень недооценено, а серебро недооценено на фоне золота. Цены вырастут. В мире слишком много долгов и чересчур много “бумажных” обещаний».



20.10.2014

Источник: SPEAR'S Russia #10(42)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз