Самодельная гавань


Некоторые хайнеты, разочаровавшись в действиях властей, изучают радикальный вариант: создание мини-государств в международных водах. В глубины систединга погрузился Уиллард Фокстон.

04.02.2015




© Rich Gemmel


Cистединговая мечта проста. Ее прелесть очевидна каждому, кто хоть раз открывал газету и впадал в отчаяние от мысли о бесполезных политиках сверху. Систединг – это когда единомышленники строят собственные острова и становятся гражданами нового плавучего города-государства, который никому и ничем не обязан. Этот год должен был стать годом систеда: команды нескольких полноценных систедов буквально весной обещали, что распахнут двери в августе.

Идея систединга не нова. Возможно, не новее колонизации. Но теперь переселенцы вынуждены сами создавать себе земли: открывать уже нечего. За последние 50 лет было осуществлено несколько попыток такого строительства, но почти всегда дело завершалось катастрофой. Каждый раз, начиная с продержавшейся пять месяцев Республики Минерва (построенной на тонганском коралловом рифе и низложенной тонганской полицией) и заканчивая операцией «Атлантида» (бетонный корабль затонул еще до начала заселения), замысел терпел крах из-за столкновения с законами национальных государств или куда менее снисходительными законами природы.

Собираясь разместиться в территориальных водах какой-либо державы, вы обнаружите перед собой длинную полосу правовых препятствий. А чем дальше вы выходите в море, тем сложнее ваши технико-конструкторские задачи. Юрисдикция большинства стран распространяется на 200 миль от побережья, так что интересные вам места находятся во власти открытого моря. И если вы, пребывая на чем-то плавучем, захотите быстро добраться до цивилизации, 200-мильное путешествие вряд ли покажется вам привлекательным. Простая истина заключается в том, что как бы власти нас ни расстраивали, этого мало, чтобы задуматься о смене прекрасного пентхауса в шумном городе на нечто вроде кладовки на бывшей нефтяной платформе (как было раньше), где нет ни парков, ни театров, ни какой-либо культурной жизни.

Но в минувшем десятилетии в систединг вдохнули новую жизнь. Во многом это заслуга The Seasteading Institute (Институт систединга), который финансирует сооснователь PayPal Питер Тиль. Тиль – большой фанат систединга и даже назвал его необходимым «для того, чтобы у человечества было будущее».

Подъем систединга – это еще и реакция на постоянное, как видится обществу, раздувание государственного аппарата в его стране. Впервые у массы людей нашлись деньги на серьезные исследования (в том числе у многих в Кремние­вой долине). То, о чем когда-то тихо мечтали либертарианцы, превратилось в предмет систематического изучения профессионалами – как юристами, так и инженерами, и черты его становятся все реальнее и реальнее. Я беседовал с Рэндольфом Хенкеном, одним из директоров TSI, и он настроен крайне оптимистично.

«Если все будет идти как надо, в ближайшие пять-шесть лет мы увидим первый плавучий город», – прогнозирует Хенкен. Многие из моделей с сайта TSI ломают наши представления о систедах. Если раньше их образы были страшными, то теперь они будто вырастают на глазах из научной фантастики. Новые модели и практичны, и милы глазу. Большинство из них, собственно, и выглядят как плавучие города. Это не облагороженные нефтяные вышки. Что же до стабилизации, электроснабжения и управления отходами, то соответствующие технологии быстро совершенствуются, и ни хронической морской болезни, ни мореплавательских атавизмов опасаться больше не нужно.

План побега

Поскольку систединг технологически воплотим уже сегодня и в перспективе довольно симпатичен, остается, наверное, спросить, зачем он нужен.

Самое очевидное объяснение – налоги. Систед – настоящая налоговая гавань для своих резидентов (для тех, у кого нет гражданства США, по крайней мере). Бежать от налогов в море насовсем кажется перебором, но использовать преимущества систединга, возможно, лучше, чем спать в самолете, чтобы не исчерпать 90-дневный нерезидентский лимит, как в разных юрисдикциях делают некоторые хайнеты. И я могу понять, как замечательно круглый год жить на красивом эксклюзивном круизном судне, а не торчать где-нибудь в Цюрихе или на Гернси.

Разумеется, это все причины практические. Если же пообщаться с энтузиастами систединга или американскими хайнетами-либертарианцами, то на первый план выйдут эмоциональные: возможность стать первопроходцем, возможность владеть базовыми активами, формирующими место собственного проживания, возможность экспериментировать с новыми формами правления и т.д.

Бушующие моря

Как уже упоминалось, 2014-й должен был стать годом систеда. Буквально в октябре предыдущего года в штабе крупного проекта Blueseed уверенно предсказывали, что к лету их систед будет введен в эксплуатацию. Планировалось, что Blueseed, расположившись в непосредственной близости от побережья Сан-Франциско, станет высокотехнологическим инкубатором, офшорной технологической оранжереей, которая позволит фирмам Кремниевой долины вести кадровую политику, обходя визовые ограничения, – и вместе с тем будет приятным местом для жизни.

Но, похоже, ничего не вышло. Ни судна, ни платформы куплено так и не было, а близкие к проекту люди сообщили мне, что официальные протесты (в частности, по поводу кабелей к берегу) потопили кампанию.

Возможно, эта неудача – показатель того, что систединговая мечта не сбудется никогда. Как и в случае с космическим туризмом, амбициозные планы заработать будут всегда, но им суждено либо проваливаться, либо оказываться отложенными в долгий ящик.

Сокрушаясь о Blueseed, Хенкен все же поясняет: фиаско коллег убедило его в безумности попыток разместить систед в водах стран первого мира. «В Европе или США это невозможно», – констатирует он, продолжая, однако, верить, что систед под эгидой TSI встанет в строй к 2020 году.

Переговоры о его размещении ведутся с несколькими развивающимися державами «на самом высоком уровне», рассказывает Хенкен. Его задача – договориться с одной из этих держав и работать под ее флагом (правда, обладая существенной автономией). Наиболее вероятную кандидатуру собеседник не выдал. Он говорил о странах в Африке, Юго-Восточной Азии и в Карибском бассейне. Такие идеи имеют право на существование. Какая-нибудь карибская локация определенно может приглянуться своей относительной близостью к континентальной Америке, и, давайте честно, хорошая погода тоже не помешает.

Может, дело выгорит. Захочет ли кто-то жить на систеде – вопрос открытый. Но учитывая, что некоторые хайнеты стремятся заполучить все возможные паспорта и при этом не желают иметь никакого резидентства, в платформе посреди океана – вдали от властей, налогов, законов и общества – появляется свой, особый смысл. 



04.02.2015

Источник: SPEAR'S Russia #1-2(45)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз