С высоты нептичьего полета


Старая модель коммерческих авиаперевозок уже не удовлетворяет состоятельных клиентов, а рынки долевого владения и так называемых джет-карт набирают обороты – по крайней мере, в США. PBWM.ru попытался выяснить, как развивается ситуация в России.

15.08.2011





«Мы просто устали от длинных очередей и прохождения контроля в аэропортах, которое нарушает прайвеси», – сказал в интервью Bloomberg топ-менеджер одной из американских фирм. Решить подобную проблему ему помогла покупка джет-карты: восьмиместный самолет с пилотом, 25 часов в воздухе и 275 дней на то, чтобы все это использовать. Удовольствие оказалось недешевым – за все про все бизнесмену пришлось отдать 146 тыс. долларов. Однако, судя по показателям продаж за океаном, для многих хайнетов комфорт превыше цены, и они готовы ее платить.

Совсем не так обстоит дело на отечественном рынке, уверяют руководители российских авиакомпаний. «У нас сейчас люди не готовы платить большие деньги, покупать эти карточки», – поясняет исполнительный директор Capital Jets Артем Грек. Аналогичного мнения касательно джет-карт придерживается и Станислав Лойчук, заместитель директора по организации пассажирских перевозок BEL Aviation Group: «Раньше покупали, а сейчас цена достаточно высока. Хотя это все было создано для того, чтобы, удешевить перевозку, на самом деле, летный час получается очень дорогим».

Высокие цены могут быть обусловлены особенностями рынка авиаперевозок в России. Прежде чем пустить самолет в ход, «он должен сперва прилететь из Европы пустым, а потом пустым туда улететь, и за это тоже надо платить», отмечает топ-менеджер BEL Aviation.

Покупка самолета для коммерческого использования – также не выход из положения, и коммерцией можно лишь занизить собственные расходы, считает один из представителей индустрии, пожелавший остаться неназванным. Так, приобретение самолета EMB 600 на вторичном рынке, по его расчетам, окупится через 178 лет. «Судно можно окупить только в одном случае – если самолет на гарантии или новый», – комментирует это мнение Грек.

Лойчук, в свою очередь, полагает, что перспективы рынка могло бы повысить перебазирование самолетов в Россию. «Если бы кто-то занялся продажей джет-карт, именно с базированием самолетов в каком-то хабе. У нас, естественно, только Москва такой продвинутый город. Наверное, это было бы более интересно», – считает он.

Тем временем, продажи джет-карт компании Flight Options, по информации Bloomberg, в первом квартале выросли на 46%. Сегмент долевого владения и вовсе переживает бум – за то же время его оборот увеличился практически вшестеро.

Подобные схемы избавляют клиентов от затрат и ответственности, которые вынуждены нести единоличные собственники. Наем пилотов, страховка самолета и поиск ангара в данном случае – не их забота. Однако консервативные взгляды россиян пока удерживают их от участия в таких предприятиях. «Постсоветский менталитет предполагает, если владеть самолетом, то единолично. Долевое владение будет развиваться, но неохотно и небыстро», – говорит член правления и совладелец центра деловой авиации FBO RIGA Леонид Городницкий.

Сейчас на территории РФ работает NetJets, которую Лойчук называет «самой большой и продвинутой» в секторе. Однако отечественный рынок может привлечь внимание, как минимум, еще одного западного игрока – Flexjet. Об этом поведал Bloomberg президент фирмы Фред Рейд, указав на растущее здесь число владельцев частных самолетов. По его словам, когда в государстве образуется «критическая масса» таких судов, это подстегивает спрос на долевое владение и джет-карты.

Если американцы все же закрепятся в России, то у них будет превосходство над российскими компаниями, полагает представитель руководства BEL Aviation. Иной точки зрения придерживается Городницкий: «Преимущество – в альянсе зарубежных и местных игроков. Местные игроки хорошо знают особенности рынка, зарубежные же обладают большими знаниями стандартов качества, безопасности, уровня обслуживания. Наиболее благоприятно партнерство игроков в этой сфере».

Ожидается, что к 2030 году мировой парк частной авиации удвоится и будет насчитывать до 30900 пассажирских мест. По данным компании FL Technics Jets (сервисное обслуживание самолетов), парк России и СНГ за тот же период вырастет почти вчетверо – до 1765 мест. Гендиректор фирмы Дариус Салуга, слова которого приводит Aviation News, отдает предпочтение РФ даже перед Китаем – самым быстроразвивающимся авиарынком планеты – ссылаясь на более демократичный контроль над воздушным пространством.



Александр Бакаев
15.08.2011

Источник: PBWM

Комментарии (3)

Avia 17.08.2011 12:19

Люди-то продолжают летать по этим ценам, так что никто не хочет существенно менять экономику и искать пути удешевления.

Avia 17.08.2011 12:18

Базирование в Москве - дорогое удовольствие, на самом деле, любой пожадничает, если начнет сравнивать с Европой.

AZ 16.08.2011 11:59

Если базирование в Москве - это выход, то почти никто этим не занимается до сих пор?


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз