Роскошь или нет?


Когда остывают чувства к бывшему супругу, привязанность к вещам, которые вы когда-то делили вместе, становится особенно горячей. Распиливать семейный Ferrari не хочется, но судья, который станет вести бракоразводный процесс, может этого потребовать. Дмитрий Ямашев нашел изящное решение трудной проблемы.

28.05.2010




Yamashev
Дмитрий Ямашев

партнер «Ямашев и партнеры»

«Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения». Руководствуясь именно этим принципом, мне удалось отстоять в суде весьма нескромный автопарк одного из своих достаточно состоятельных клиентов, столкнувшегося с вопросом раздела имущества при разводе. Моей задачей было доказать, что и раритетный кабриолет, и 500-сильный зверь, стоящий не одну сотню тысяч евро, не подлежат разделу, так как являются «вещами индивидуального пользования».

О чем идет речь? По общему правилу, в случае развода имущество, нажитое супругами в браке, делится поровну. Однако пресловутые вещи индивидуального пользования не подлежат разделу, а остаются за тем из супругов, который ими пользовался в браке. Закон накладывает определенные ограничения: предметы роскоши вещами индивидуального пользования считать нельзя. Однако что есть роскошь и что – вещь индивидуального пользования?

Законодательство в качестве примера таких вещей называет одежду, обувь и другие предметы. То есть список открытый, открывающий возможности для искусного юриста. Данного законом понятия «роскошь» нет, поэтому адвокаты манипулируют этим термином, его трактовкой в зависимости от интересов своего клиента.

Возникают ситуации, когда сегодня в одном бракоразводном процессе адвокат убедительно доказывает, что телефонный аппарат конца XIX века – роскошь, а уже завтра – в другом процессе – что это средство связи, которым пользуется исключительно один из супругов. Этот пример свидетельствует о том, что дать точное, отвечающее требованиям общества законодательное определение роскоши крайне сложно, а, может быть, и невозможно, поэтому и будут возникать ситуации, напоминающие тот каламбур, когда коллеги поздравляют адвоката с тем, что он добился оправдания заведомого преступника, на что он отвечает: «благодарю, но, если бы я выступал не защитником, а обвинителем, я обязательно бы послал его на смертную казнь!»

Итак, следующий пример. Является ли дорогостоящая речная яхта роскошью? С одной стороны, конечно – эта та вещь, без которой легко можно обойтись, стоит достаточно дорого, куплена с учетом того, что на ее приобретение пришлось некоторое время копить деньги, ходили на ней всего несколько раз, использование ее направлено на отдых и развлечение, но никак не на обслуживание жизненно важных потребностей семьи. С другой стороны, речная яхта может быть и вещью индивидуального пользования: только один из супругов имеет лицензию, только он умеет ходить на ней, только он – член яхт-клуба, именно для него яхта – не только спорт, но и образ жизни. Кроме того, стоимость яхты не так уж и велика для семьи, и купили ее со скидкой, и не копились на нее, а просто долго не могли определиться с расцветкой, и именно поэтому данная яхта роскошью не является – это вещь индивидуального пользования одного из супругов.

В судебных спорах не вызывает особых проблем вопрос об отнесении к предметам роскоши вещей, имеющих культурную или художественную ценность. Но как поступать с иными предметами обихода, которые также стоят достаточно дорого и по меркам состоятельных людей?

Есть мнение, что определить, относится вещь к роскоши или нет, можно посредством экспертизы. Однако данная возможность актуальна только в отношении вещей, имеющих ту самую культурную или художественную ценность.

Таким образом, нужно признать, что объективных критериев для причисления того или иного предмета к роскоши не выработано.

Разумеется, основным фактором для отнесения вещи к числу предметов роскоши является ее стоимость. Сразу возникает обоснованный вопрос: как быть, если для одного из супругов стоимость является существенной, а для другого – нет. Именно поэтому в бракоразводном процессе суд всегда принимает во внимание все обстоятельства конкретного дела: доходы и финансовое положение семьи и каждого супруга в отдельности, их круг знакомств и общения, социальный статус и т.д.

Здесь необходимо уделить внимание собственно судьям, от мнения которых и зависит, будет тот или иной предмет признан роскошью или нет. Надо понимать, что судьи – это люди, и именно их внутреннее убеждение, формированию которого в немалой степени способствуют судебные представители сторон бракоразводного процесса, является основополагающим критерием того, будет та или иная вещь разделена между супругами, или нет.

Напоследок скажу, что и география спора имеет значение.

В качестве примера можно привести один из процессов, когда вопрос встал, среди прочего, о разделе дорогостоящей меховой шубы. Адвокаты, отстаивая интересы клиента, указали на то, что несмотря на то, что шуба и произведена под лейблом престижного дизайнерского дома и имеет высокую стоимость, надо обратить внимание на статус региона, в котором происходит слушание дела: оказалось, что регион приравнен к районам Крайнего Севера и, следовательно, шуба является не просто красивым атрибутом жизни, а единственно возможной в условиях холода одеждой, и неважно, что на улице в этой шубе почти никогда не появлялись.

Итак, многие задачи в бракоразводном процессе выполнимы. Определяющий фактор успеха – умение юриста сделать тонкий акцент на нужных обстоятельствах.



28.05.2010

Комментарии (4)

Адвокат 08.12.2011 13:52

Статья написана очень некомпетентно. Судебная практика давно установила все соответствующие критерии.
Зачем обманывать людей??

Dasia 12.10.2011 03:55

It's ipmertiave that more people make this exact point.

олег ямашев 18.10.2010 14:19

здарова, однофамилец :D :)

Леночка 28.05.2010 10:35

единственная роскошь - это здоровье=)))


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз














Недетские вопросы


Stankevich-spears
 

Прочитав книгу Элизабет Шимпфёссль «Безумно богатые русские», Алексей Станкевич нашел в главе «Воспитание наследников» много пересечений со своей работой. Он постарался переосмыслить наблюдения и выводы австрийского социолога, опираясь на опыт общения с хайнетами, которые не уезжают на Запад, а создают и развивают бизнесы в России. Это обстоятельство, а также размер состояния и базовые ценности владельца капитала становятся, по мнению автора, ключевыми факторами в планировании преемственности как для родителей, так и для детей.