Роль женщины в искусстве


На протяжении столетий наше отношение к женщинам-художникам и к их искусству было ужасно предвзятым и необъективным. «Сколько ж можно?» – интересуется Айван Линдси.

11.04.2013




Юдит Лейстер "Концерт"


С древних времен женщины-творцы создавали произведения искусства наравне с мужчинами, но их достижения часто умалялись, а стоимость их работ до сих пор остается лишь крупицей в сравнении с ценниками на работах мужчин. Рекорд по цене за скульптуру, сделанную женщиной, составляет 10,7 млн долларов («Паук» Луизы Буржуа на аукционе Christie’s в ноябре 2011 года), а самым дорогим женским произведением среди всех сфер искусства стала картина «Цветы» (1912 год) Натальи Гончаровой, ушедшая на аукционе Christie’s за 10,8 млн долларов в июне 2008 года. Эти суммы составляют примерно десятую часть от стоимости самых дорогих произведений таких художников, как Пикассо или Мунк, чьи наиболее удачные с коммерческой точки зрения работы были проданы за 106 и 120 млн долларов соответственно.

Так почему женское искусство стоит только десятую часть мужского? Действительно ли их работы в десять раз хуже мужских, или цены на творения женщин сдерживаются в связи с половой дискриминацией? Одни утверждают, что все дело только в качестве. К примеру, Линда Нохлин в своей работе 1988 года «Женщины, искусство, власть и другие вопросы» пишет: «Дело в том, что, насколько мы знаем, в истории искусства не было ни одной в высшей степени выдающейся женщины, хотя было множество интересных и очень хороших… Вот что прискорбно, и сколько бы ни происходило манипуляций историческими фактами или критическими оценками, ситуацию это не изменит, как не будет и обвинений в шовинистическом искажении истории мужчинами. Женщин, равных Микеланджело или Рембрандту, Делакруа или Сезанну, Пикассо или Матиссу, де Кунингу или Уорхолу, нет».

Другие утверждают, что лучшие произведения женского искусства, чтобы добавить им стоимости, час­то приписываются современникам-мужчинам (так, к примеру, Юдит Лейстер превращается в Франса Халса, а Камилла Клодель – в Родена) и что женское искусство всегда было недооцененным, поскольку большинство покупателей произведений искусства – мужчины, а многие мужчины традиционно не верят в способность женщин создавать шедевры.

Путь женщины

Роль женщин в искусстве менялась на протяжении веков, и этапы изменения их статуса стоит рассмотреть. Когда-то женщины чрезвычайно ценились за свои художественные работы. В период неолита, по мнению специалистов по культурной антропологии, женщины были авторами большей части творческой продукции, в том числе наскальных рисунков, керамики, текстиля и ювелирных изделий.

В античных работах Гомера, Цицерона и Вергилия отмечена заметная роль женщин в искусстве. Плиний Старший высоко отзывается о таких художниках, как Елена Египетская, дочь Тимона Египетского. Существуют также яркие упоминания о других художниках Древней Греции, таких как Олимпиада, Иайя, Калипсо и Тимарет. Но так как они не подписывали свои произведения, мы не можем знать, что они создали.

В период раннего Средневековья женщины, в частности монахини, были лидерами в производстве украшенных рукописей, вышивки и резных капителей. Они управляли несколькими мастерскими по вышиванию, среди которых – Винчестерская и Кентерберийская. Как полагают, именно монахинями сделан Гобелен из Байе, самая известная вышивка этого периода. С XII века женщинам было разрешено участвовать в ремесленных цехах и управлять предприятиями своих покойных мужей (что коснулось, например, Батской ткачихи из «Кентерберийских рассказов» Чосера, XIV век). В Англии создавались богатые ткани с золотой и серебряной нитью, известные как «опус англиканум», которыми пользовались как в церковных, так и в светских кругах. Тем не менее появление печати означало механизацию художественного производства и полный контроль со стороны мужчин.

В эпоху Ренессанса среди художников появилось несколько женских имен, таких как Лавиния Фонтана и Софонисба Ангиссола. Гуманизм способствовал повышению статуса женщин. В своем влиятельном трактате «О придворном» Бальдассаре Кастильоне утверждал, что социальным искусством должны владеть и мужчины, и женщины. Как бы то ни было, в эпоху позднего Ренессанса обучение художников было перенесено из мастерских в академии; женщины изо всех сил пытались получить туда доступ, но в их творчестве все равно начался спад: обучение требовало работы с обнаженными мужчинами и трупами, что было затруднительно для женщин и потому ограничивало их возможности рисовать большие, многофигурные религиозные композиции.
К XVIII столетию женщинам было запрещено обу­чение в большинстве академий. В Парижской академии, например, в период между XVII веком и Французской революцией из 450 членов лишь 15 были женщинами, и все они связаны с действительными членами академии. Немногим женщинам, таким как Розальба Каррьера и Луиза Элизабет Виже-Лебрен, удалось достигнуть высот в портретной живописи.

500 лет гнета

В Англии единственными женщинами среди членов-основателей Королевской академии были Анжелика Кауфман и Мэри Мозер, а ее первым полноправным членом женского пола в 1936 году стала Лаура Найт. В течение XIX века возможности для женщин постепенно начали создаваться вновь. Королевский колледж искусств принимал женщин с момента своего основания в 1837 году, правда, тогда представительницам прекрасного пола дозволялось рисовать с натуры, только если мужчина-натурщик был одет в доспехи. В движение импрессионистов оказались вовлечены Берта Моризо, Мэри Кассат и Сюзанна Валадон; в 1894 году Валадон стала первой женщиной, принятой в Национальное общество изящных искусств во Франции.

В XX веке всплеск инноваций и открытий поставил под сомнение традиционное представление и воспри­ятие художниц. Женщины обретали успех – назовем хотя бы Джорджию О’Киф, Луизу Буржуа, Камиллу Клодель, Соню Делоне, Лауру Найт, Зинаиду Серебрякову, Тамару де Лемпицку и Наталью Гончарову. В 1993 году Рейчел Уайтред стала первой женщиной, получившей премию Тернера.

В наши дни уже кажется, что художницы добились существенного успеха, доказывая значимость и ценность своих работ. Однако они все еще борются против укоренившейся в мужчинах предвзятости, которая благодаря столетиям культурного предубеждения заставляет думать, что женщины на самом деле не способны к великим творениям. Бытует мнение, что так же как аристократия никогда не производила великих художников из-за слишком большого числа отвлекающих факторов, женщину тоже слишком многое отвлекает. Она должна оправдать ожидания общества, а это означает быть матерью и воспитывать детей, и к тому же (чем дальше – тем больше) зарабатывать.

Женщины все чаще представляют свои работы в картинных галереях и на музейных выставках, хотя им еще предстоит долгая погоня за мужчинами-конкурентами: художественные музеи отдают женским работам в среднем 15% выставки, и только 4% из приобретаемых работ принадлежат женщинам. Возможно, есть среди них женский аналог Тициана или Пикассо, и было бы замечательно, если бы появилась та, которая заняла бы свое место среди вершин художественного пантеона и опровергла укоренившееся мужское предубеждение против женщин-художников, которое строилось на протяжении последних 500 лет.


Материал опубликован в SPEAR’S Russia #3(26) под заголовком “Десятая часть мужского”

Атлас

Материалы по теме



11.04.2013

Источник: SPEAR'S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз


Изнанка провидца

08.12.2023 Savoir Vivre HNWI

13
 

Пилоты частного Gulfstream IV не раз с изумлением наблюдали, как владелец этого бизнес-­джета размером с коммерческий лайнер и по совместительству один из самых богатых людей в мире, приехав на взлетное поле за рулем машины, сам доставал чемоданы из  багажника, чтобы передать их экипажу. На свои 30 млрд долларов он мог бы купить тысячу таких джетов, но мало что нравилось ему больше, чем бесплатная рубашка для гольфа, подаренная хорошим другом. Большую часть времени он проводил в своей родной Омахе, его будни проходили вокруг заседаний совета директоров и поездок к друзьям, – эти события были неизменны и регулярны, как фазы Луны. Этот мужчина в неприметном сером костюме, который топорщится жесткими складками, – легендарный Уоррен Баффетт. Недавно в издательстве «Бомбора» вышла посвященная ему книга «Баффетт. Биография самого известного инвестора в мире». Примечателен не только главный герой, но и автор – Элис Шредер не писатель, а финансовый аналитик. Шесть лет она изучала акции Berkshire Hathaway и все эти годы интервьюировала Баффетта. Результатом стало довольно откровенное жизнеописание, которое рисует внутренний мир Баффетта едва ли не столь же выпукло, как И картину его финансов и инвестиционных стратегий. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.