Редкий потенциал


Дельцы с Уолл-cтрит начинают присматриваться к новой идее – инвестициям в добычу редкоземельных металлов. Специалисты, знакомые с отраслью, считают, что разработчик нового месторождения откроет золотую жилу – спрос на эти элементы в ближайшие пять лет вырастет на 50%.

23.09.2010





Рынок будущего

Редкоземельные металлы – это 17 элементов периодической системы Менделеева, с 57 до 71 номера: индий, скандий, иттрий и еще 15 лантанидов. Обычно их делят на легкие и тяжелые, но это деление очень условно, отмечает Джек Лифтон из Technology Metals Research. Увеличение номера в периодической системе не всегда означает более тяжелый по весу материал.

Редкоземельные элементы используются во множестве продуктов – в мобильных телефонах, гибридных автомобилях, компьютерах (мониторы), телевизорах, энергосберегающих лампах, суперпроводниках и в военной промышленности. Это в полном смысле слова продукты завтрашнего дня, рассказал ресурсу FINalternatives партнер du Pasquier & Co Роберт Эйксон. Мировые запасы лантанидов оцениваются всего в 100 млн тонн.

«В 2008 году общемировое потребление редкоземельных оксидов составляло около 124 тыс. тонн, объем рынка превысил 1,25 млрд долларов в год», – говорит аналитик ИК «Велес-Капитал» Айрат Халиков. По оценкам Industrial Mineral Company of Australia (IMCOA), спрос на лантаниды к 2015 году должен вырасти более чем на 50% до 200 тыс. тонн в год.

Один из главных мировых потребителей редкоземельных металлов – США. Но собственных месторождений в Америке мало, и страна их сейчас не разрабатывает, отметил Халиков. Второй рынок сбыта лантанидов – Китай (около 74 тыс. тонн в 2008 году), который в основном использует их для производства магнитов и спецсплавов. За ним следуют Япония и остальные страны Северо-Восточной Азии.

Мировое производство

Сейчас 97% всего мирового производства редкоземельных металлов сосредоточено в Китае, отмечает советник по экономике du Pasquier Чарльз Каплан. Китай производит 120 тыс. тонн редкоземельных металлов в год, в то время как его ближайший конкурент Индия – всего 2 700 тонн. Далее следуют Бразилия и Малайзия.

С 2006 года Китай заметно ограничил экспорт редкоземельных металлов. И в конце августа этого года китайские власти заявили о нежелании наращивать квоты из экологических соображений.

СССР когда-то производил до 3 000 тонн редкоземельных металлов, но сейчас и это производство сократилось из-за того, что в стране мало развито высокотехнологичное производство, писала «Независимая газета». Российский Ловозерский ГОК – одно из немногих предприятий в России, добывающее лантаниды, а некоторые руды производит для остального мира только этот завод. Сейчас предприятие переживает кризис, для выхода из которого было решено присоединить предприятие к основному потребителю его продукции – Соликамскому магниевому комбинату. Кроме того, добавляет Халиков из «Велес-Капитал», в добыче и переработке редкоземельных металлов в России участвуют Чепецкий механический завод, Московский завод полиметаллов, Сибирский химический комбинат, Уралредмет, Опытный химико-металлургический завод «Гиредмет».

Что нужно рынку и где это взять

Фактически только два редкоземельных металла имеют сейчас большое значение – неодим и диспрозий, утверждает Лифтон из Technology Metals Research. Оба металла используются в производстве магнитов и оба они действительно редкие (диспрозий, например, происходит от греческого «диспрозитос» – труднодоступный).

Диспрозий производится только в Китае, в количестве 1000 тонн в год, и дефицит металла растет. Китайцы же волнуются, что это единственное в мире месторождение скоро будет исчерпано.

Еще один важный для промышленности редкоземельный металл – монацит, добавляет Халиков.

Миру нет необходимости развивать добычу всех редкоземельных металлов, считает Лифтон. Напротив, нужно сосредоточиться на поиске «тяжелых» лантанидов, потому что именно они нужны всем. В США есть два месторождения – в случае их разработки страна может даже заняться экспортом – Mountain Pass California (принадлежит Molycorp Minerals) и Bokan Mountain project на Аляске (владелец – компания Ucore Rare Metals), отмечает Лифтон.

В мире известно еще несколько месторождений тяжелых лантанидов, способных удовлетворить глобальный спрос – в Китае, Канаде и Южной Африке. Джерри МакКоннелл из Namibia Rare Earths считает, что после американского Mountain Pass следующим разработанным месторождением станет австралийское, принадлежащее компании Lynas.

В России тоже есть месторождения лантанидов – по оценке центра «Минерал» на 2008 год по прогнозным запасам редкоземельных металлов (5,2 млн тонн) Россия занимала второе место в мире после Китая. Одно Томторское месторождение в Якутии, по мнению местных ученых, могло бы принести стране больше пользы, чем добыча всего золота за год. Только на одном участке месторождения «Буранное» можно было добывать оксиды ниобия, иттрия, скандия, самария, неодима, европия, лантана, празеодима и церия. До сих пор месторождение не разрабатывалось. На ЭКСПО-2010 в Шанхае якутские власти договорились разрабатывать местные редкоземельные месторождения вместе с Китаем.

Бизнес с высокими рисками

Эйксон считает, что добыча редкоземельных металлов, несомненно, вызовет интерес инвесторов, ищущих недооцененные сегменты. У лантанидов экстраординарный потенциал роста из-за того, что их применение напрямую связано с развитием новых технологий, считает он.

«Учитывая значительную монопольную власть производителей редкоземельных металлов, можно быть уверенным в высокой рентабельность их добычи»,– говорит Халиков. Летом 2008 года, когда возникла тенденция снижения цен, крупнейший поставщик лантанидов, Baotou Steel Rare Earth Hi-Tech Company просто прекратила на месяц отгрузку сырья, что привело к возврату цен.

Но и рисков у этого сектора очень много. Во-первых, дороговизна производства. Начало добычи лантанидов занимает годы и требует миллионы долларов, говорит МакКоннелл. Впрочем, судя по опыту Китая, это вполне возможно – еще в 1980-е годы у лидера мирового рынка совсем не было производства редкоземельных металлов.

«Сфера применения редкоземельных металлов широка и спрос на различные металлы значительно колеблется. Добываются и очищаются они только в связке, поэтому избыточный спрос на отдельный металл может привести к избыточности предложения других», – предупреждает Халиков. Например, один из важнейших для редкоземельной промышленности минералов – монацит – как правило, может быть добыт только в комплексе с более распространенными ильменитом, цирконом и рутилом, что влечет за собой необходимость организовывать реализацию и остальных продуктов переработки. В противном случае производство безубыточно только при очень высоких ценах.



23.09.2010

Источник: PBWM

Комментарии (10)

ФАРХОД 13.10.2010 13:25

Интересная статя

Костя 24.09.2010 11:26

Да вообще-то мало какие металлы добываются в том виде, в котором их потребляют. Добывают оксиды и прочие соединения, потом очищают

Шептун 24.09.2010 05:16

Да, можно инвестировать... только монацит - это смесь редкоземельных металлов, да еще в повышенным природным фоном.. как, впрочем и ильменит с цирконом, которые предполагается добывать в связке. Лучше буду иогурты выращивать.

ЛЛ 23.09.2010 23:24

Марадона бы не удержался)

Ярослав 23.09.2010 20:56

2 ЛЛ

Почему же? Это оксиды упомянутых металлов, насколько я понимаю.

ЛЛ 23.09.2010 19:06

Фото вводит в некое заблуждение)))

Елена 23.09.2010 18:57

Некоторые из названных компаний торгуются на биржах (конечно, не на российских). Конечно, free-float - тоже важный вопрос. И тем не менее привлекательность акций таких компаний для небольших инвесторов и создание новых компаний крупными инвесторами - вопрос времени

Ярослав 23.09.2010 18:38

Как-как, купи долю в Lynas, не прогадаешь.

Wax 23.09.2010 18:25

Ну и как же мне в это инвестировать? Купить Уралредмет?

Кирилл 23.09.2010 18:03

очень интересно. тем более вкупе с заявлениях о технологических прорывах и модернизациях. надо поинтересоваться в министерстве природных ресурсов.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз