Приказано амнистировать


По поручению президента правительство внесло в Госдуму законопроект о добровольном декларировании физическими лицами имущества и вкладов в банках. Александр Захаров рекомендует тщательно задуматься над тем, что имеет смысл задекларировать, а что может принести только головную боль и существенные расходы на урегулирование возникших проблем с государством.

15.05.2015




087g2492
Александр Захаров

Партнер Paragon Advice Group

В декабре 2014 года в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин призвал провести всестороннюю амнистию капиталов с предоставлением абсолютных гарантий безопасности ее участникам. 26 марта 2015 года председатель правительства Дмитрий Медведев внес соответствующий законопроект на рассмотрение в Госдуму. Заинтересованным физлицам предложено пройти процедуру декларирования до 31 декабря 2015 года.

Провальные результаты российской амнистии 2007 года впервые сыграли в плюс: в этот раз добровольное декларирование решено сделать без уплаты сбора, что может стать полезным для физических лиц, принявших решение окончательно деофшоризоваться и стать прозрачным налоговым патриотом. Ведь в законе «О налогообложении контролируемых иностранных компаний (КИК)» возможностей для нейтральных последствий возврата активов физлиц в Россию не было предусмотрено.

Первая редакция проекта не описывает конкретных составов преступлений и правонарушений для освобождения от уголовной и административной ответственности, однако прямо упоминает налоговые правонарушения. Установить перечень составов для всепрощения должна будет Госдума в своем постановлении. Происходит это, видимо, потому, что законопроект становится некой смешанной версией амнистии. Предлагается не только задекларировать сокрытые в целях налогообложения доходы, как это обычно происходило в разных странах, но и перевести с номинальных собственников на бенефициаров любые активы, вероятно, включая и недвижимое имущество, даже расположенное в России. При этом гарантии участникам программы предоставляются в отношении действий, совершенных декларантом и (или) номинальным владельцем до 1 января 2014 года.

Конечно, странным выглядит предложение задекларировать и раскрыть КИКи и счета в иностранных банках. После апрельских изменений уведомление об участии в иностранных контролируемых структурах должно поступить до 15 июня 2015 года, уведомление о контроле – до 20 марта 2016 года, а сам факт учреждения или участия в иностранной компании не запрещен российским законодательством.

Отдельного внимания заслуживает и предложение раскрыть сведения об иностранных счетах, о которых российские валютные резиденты не сообщили своей налоговой инспекции по месту прописки. В настоящее время размер штрафа за неуведомление составляет 5 тыс. рублей. Факт открытия счета, так же как и в случае с КИК, – не основание для привлечения лица к уголовной ответственности. В связи с этим наибольший интерес вызывает вероятность применения максимального штрафа за несоблюдение обязательного порядка зачисления денежных средств через счета в российских банках. Согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) размер наказания может достигать 100% суммы перевода.

Важно сразу заметить, что введение такого штрафа с самого начала носило именно мотивационный характер, потому что порядок и возможности для его применения у компетентных российских органов не появятся и после введения автоматического обмена налоговой информацией, даже если западные «партнеры» все-таки допустят к нему Россию. Действующий КоАП ограничивает возможности российских органов привлекать к административной ответственности за нарушение закона «О валютном регулировании и валютном контроле» одним годом с момента совершения правонарушения. На практике в течение такого срока невозможно даже узнать о факте нарушения, ведь нельзя спросить о том, что самому неизвестно. И автоматический обмен не спасет, поскольку информация придет только по окончании отчетного года, в течение которого могло произойти это административное правонарушение. Именно поэтому Минфин так старался расширить срок давности для вынесения постановлений с одного года до трех лет. Но самое главное, после серьезного расследования физлицо может внезапно оказаться валютным нерезидентом, прожив за рубежом более одного года.

До того как перейти к реальным законным возможностям любой программы добровольного декларирования с целью соблюдения требований законодательства о налогах и сборах, хотелось бы обратить внимание на «революционную» часть российской амнистии, предлагаемой первой редакцией законопроекта. Она, безусловно, привлечет интерес специализированной международной организации FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), в которой Россия председательствовала в течение года начиная с июля 2013-го.

Речь идет о предложении ввести до конца этого года новое основание для получения права собственности на имущество, а именно – соглашение о передаче имущества от номинального владельца к фактическому собственнику. Законопроект сразу предлагает освобождать такую операцию от налогообложения, но тут же уточняет, что возможно это только на основаниях и в порядке, предус­мотренном законодательством о налогах и сборах. Естественно, никто ни о каких изменениях в Налоговом кодексе пока ничего не знает. Но основная проблема не в этом, а в том, что такое «безналоговое дарение» между чужими людьми станет злостным и прямым способом легализации средств, что прямо противоречит четырем принципам FATF. Их смысл в том, что программы налоговых амнистий должны обеспечивать противодействие легализации преступных капиталов и финансированию терроризма без каких-либо изъятий и исключений в ходе ее реализации. Информация, полученная уполномоченным органом по амнистии, должна быть максимально доступна всем компетентным органам, которые, в свою очередь, обязаны эффективно сотрудничать с иностранными коллегами и предоставлять любую информацию о декларанте.

Нужно отдавать себе отчет, что режим налоговой тайны, разрекламированный премьер-министром Дмитрием Медведевым, существует именно для защиты информации от недобросовестных частных лиц, а не от правоохранительных органов, в чьи функции входит именно расследование преступлений в сфере легализации денежных средств.

Поэтому здесь уместно процитировать ставшее широко известным высказывание кардинала Реца: «Следует так обдумывать свои замыслы, чтобы даже неудача принесла нам известные выгоды». Подготовка к участию в объявленной налоговой амнистии является крайне ответственным занятием, ведь за уклонением от уплаты налогов Уголовным кодексом преду­смотрены конкретные сроки тюремного заключения. А ввиду того, что принципы FATF допускают только амнистирование правонарушений и преступлений за неисполнение обязанностей по надлежащему декларированию, можно предполагать, что следует сосредоточиться именно на декларировании такого капитала. К сожалению, «все, что вы скажете, может быть использовано против вас», несмотря на прямо закрепленные гарантии в законопроекте. Особенно это будет актуально, если речь пойдет о расследовании преступлений по отмыванию денежных средств.



15.05.2015

Источник: SPEAR'S Russia #5(48)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз