Поведенческая экономика и финансовые рынки


Сергей Гуриев – о том, какими могут быть последствия покупки популярных активов, почему вреден сверхоптимизм и для чего нужно уметь анализировать источники нерациональности рынка.

16.03.2012






Сергей Гуриев – ректор Российской
экономической школы.

Для того чтобы понимать, от чего зависит склонность и несклонность к риску, как надуваются и лопаются пузыри, как устроено «стадное» поведение инвесторов, необходимо располагать гораздо более детальными моделями человеческого мышления. Поэтому такие исследования требуют взаимодействия экономистов со специалистами из других наук – в первую очередь с психологами, антропологами и даже нейрологами.

Соответствующая область науки называется поведенческой экономикой, а ее отрасль, исследующая поведение на финансовых рынках, – поведенческими финансами.

Поведенческие экономис­ты занимаются самыми разными вещами. Некото­рые из них определяют физиологические детерминанты поведения трейдеров и инвесторов. Например, целый ряд исследований показывает, что трейдеры с более высоким уровнем тестостерона меньше боятся риска. Оказывается, что для измерения тестостерона не надо сдавать анализы – достаточно измерить 2D4D (соотношение длины второго и четвертого пальцев на руке). Чем ниже 2D4D – тем более человек склонен к риску и агрессивным финансовым стратегиям.

Есть и более «рациональные» объяснения нераци­онального поведения на финансовом рынке. Например, для того чтобы проанализировать «стадное» поведение инвесторов, необязательно предполагать, что инвесторы ведут себя нерационально. «Стадное» поведение может быть вызвано всего лишь недостатком информации. Типичный пример: если вы хотите пойти в ресторан в незнакомом городе, вы можете предпочесть тот, в котором меньше пустых столиков. Ведь у вас не хватает сведений; так как логично предположить, что хотя бы некоторые из клиентов ресторана принимают решения на основании большего объема информации, чем есть у вас, то вы просто последуете их примеру. Этот выбор вполне рационален: вы используете все доступные вам сведения и принимаете на их основании оптимальное решение. Но такой эффект может привести как раз к «стадному» поведению – в том числе и на финансовых рынках. Даже если вы сомневаетесь в том, что популярный актив будет продолжать расти в цене, вы можете все равно купить его – просто потому, что рынок в него верит и его цена растет (ведь, скорее всего, другие покупатели располагают достаточно детальной информацией). Покупая этот актив, вы усиливаете аргументы в пользу «стадного» поведения для следу­ющего покупателя – ведь он видит, что оптимистов в отношении данного актива еще больше. В то же время то, что у вас были сомнения в отношении этого актива, следующему покупателю неизвестно – ведь вы предпочли ими пренебречь.

Еще один механизм надувания пузырей – не связанный со «стадным» поведением, – это рациональный выбор сверхоптимистичного взгляда на мир. Каждому человеку хочется помнить о хорошем, а не о плохом, хочется думать, что впереди нас ждут положительные, а не отрицательные эмоции. Именно поэтому – вполне рационально – люди склон­ны игнорировать или забывать плохие новости и помнить хорошие. Отсюда возникает сверхоптимизм – желание верить в экономический рост и предстоящий рост цен на финансовые активы.

Связанное явление – это самооправдание. Человеку приятно чувствовать себя правым. Поэтому вполне рационально мы забываем о своих ошибках и игнорируем новости, которые доказывают нам, что мы были неправы в прошлом. Это приводит к тому, что инвесторы продолжают держать купленные по завышенным ценам активы, отказываясь зафиксировать вызванные прежними ошибками потери.

Можно ли сделать деньги на «поведенческой экономике»? Если рискованное или сверхоптимистичное поведение других участников рынка приводит к отклонению цен на активы от фундаментального уровня, нельзя ли заработать на арбитраже? Не все так просто. Именно потому, что такие отклонения являются достаточно частым явлением, есть риск того, что у арбитражера не хватит денег, чтобы на них заработать. Как говорил Кейнс, «рынок может оставаться нерациональным дольше, чем вы и я – платежеспособными». Тем не менее понимать и уметь анализировать источники «нерациональности» рынка всегда полезно. Для этого и нужна поведенческая экономика.



16.03.2012


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз