Потерять и не сломаться


Объявление банкротства может оказаться раной сродни ампутации ноги, но для особо стойких это всего лишь царапина. Софи МакБэйн встретилась с предпринимателями, которые, разорившись, смогли снова подняться на вершину успеха.

02.04.2013




© Illustration by Phil Wong


Легкомысленный миллионер

Дэвиду Мюррею-Хандли было 25, когда он за одну ночь стал мультимиллионером, и 29, когда он обанкротился. Он работал на производителя программного обеспечения Commerce One в самый разгар бума интернет-технологий.

«Это было как выиграть в лотерею, не покупая билета», – говорит он. Но как и большинство тех, кто выиграл в лотерею и не знает, что делать с большим кушем, Мюррей-Хандли очень быстро потерял конт­роль над доходами.

«Хотите верьте, хотите нет, но спустить кругленькую сумму довольно просто», – говорит он. Я выражаю недоверие, а он описывает, как за один месяц сумел разбить яхту о дамбу, отдать Ferrari за долги и потерять за время перелета из Сан-Франциско в Лондон 400 тыс. фунтов в неудачной сделке на рынке акций. Когда он объявил себя банкротом, министерство торговли и промышленности проверило его счета за последние три года. «Бедный малый, который, должно быть, зарабатывал 20 тысяч фунтов в год, проверял мои выписки со счета и спросил меня, можно ли за один выходной в Монте-Карло потратить 60 тысяч фунтов. Я просто сказал “да”», – вспоминает Дэвид.

Его кредитки были заблокированы, банковский счет закрыт, парк из 10 машин пришлось заменить на старый драндулет за 500 фунтов, ноутбук и съемную квартиру. Тем не менее Мюррей-Хандли сумел извлечь выгоду и из этого этапа своей жизни: «Тебе как будто снова 18, – говорит он. – Ты заново планируешь жизнь, а не плывешь по течению… И тебе уже не так страшно, как в первый раз».

Мюррей-Хандли снова стал консультантом и облегчил себе обратный путь в большой бизнес, работая со своим прежним руководителем над выкупом прав на интеллектуальную собственность для технологической компании. В 2001-м он основал AdaroRed, консалтинговую компанию в сфере здравоохранения с оборотом 10 млн фунтов.

41 876 человек объявили себя банкротами в Англии и Уэльсе в 2011 году, а это гораздо меньше, чем в рекордном по этому показателю 2009 году, когда банкротами стали 74 670 лиц. Согласно данным Службы банкротств, за тот же период 16 886 компаний оказались неплатежеспособными, что снова меньше, чем в 2009-м (тогда речь шла о 19 077 компаниях). Банкротство компаний или частных лиц – опыт, связанный с сильным стрессом, мучениями и часто унижением, встать на ноги после этого нелегко. Но у Мюррея-Хандли хорошая компания: первый предпринимательский опыт Уолта Диснея и Генри Форда не увенчался успехом, Дональд Трамп объявлял свою компанию банкротом 3 раза, и в конце XIX века Генри Джон Хайнц (да, тот самый кетчуп-селебрити) переживал плохие времена, продавая Америке хрен, пока не изобрел свой знаменитый рецепт из томатов.

Наверное, неудивительно, что все эти вдохновляющие примеры родом из Америки: «Американские инвесторы и технологи даже и связываться не будут с людьми, которые ни разу не терпели поражения», – говорит Мюррей-Хандли. За океаном верят, что те, кто добивается ошеломительных успехов, склонны рис­ковать, хотя и понимают, что не всякий сорвиголова разбогатеет, в то время как английские инвесторы – чопорные люди, которые скорее воспримут прошлые неудачи как признак безрассудства. Это стереотип, но в нем есть доля правды, о чем говорят хотя бы более мягкие законы о банкротстве в Америке, которые основаны на вере в «новый старт» и в какой-то мере защищают частную собственность банкрота. Американские исследователи в 2005 году даже обнаружили связь между защищенностью банкротов и количеством новых стартапов.

Когда деньги не нужны

В то время как Мюррей-Хандли столкнулся с личным банкротством, вызванным во многом собственным легкомыслием, Рэйчел Эльног и Пенни Стритер распростились с целыми бизнесами. Когда Red Letter Days, компания, продававшая особенные подарки и основанная Эльног, бывшим инвес­тором шоу Dragon’s Den, обанкротилась, Рэйчел призналась, что последовавшие за этим нападки СМИ были «очень унизительными». «Меня описывали как полную неудачницу и монстра», – говорит она. Эльног убеждена, что ее медийность ускорила распад компании, так как неблагоприятная оценка СМИ ввергла ее поставщиков в панику.

Стритер, глава Ambition – фирмы, занимающейся отбором персонала в сфере здравоохранения, тоже помнит чувство стыда, который она испытала, когда ее первый бизнес-опыт не удался. «Главным советом, далеко не утешительным, было “соберись и найди себе нормальную работу”, – вспоминает она. – В такие моменты ты себя действительно чувствуешь ничтожным и сбитым с толку». Тем не менее Стритер сделала все наперекор советам. Только что перенеся развод и потеряв все деньги в неудавшемся бизнесе, она переехала в приют для бездомных с тремя детьми и оттуда, вместе со своей матерью Марион, снова взялась за Ambition. Не желая (да и не имея возможности) взять заем, они с матерью работали детскими аниматорами, чтобы покрыть расходы на Ambition и взятое в долг у друга помещение. 15 лет спустя, в 2011-м, компания достигла оборота более чем 56 млн фунтов. Стритер говорит, что ранние неудачи научили ее двум вещам: «Во-первых, они развили во мне большой страх провала, который заставил меня работать еще больше». Во-вторых, она поняла: не надо брать деньги взаймы, чтобы раскрутить бизнес. Ambition никогда не пользовался займами и не получал инвестиций извне, как и никогда не покупал помещений в ипотеку. Мюррей-Хандли сделал схожие выводы: «Одним из уроков, которые я вынес из банкротства за последние 10 лет, стало то, что тебе не нужны деньги, чтобы продвигать бизнес. Я встречаю много стартаперов, и мне часто начинают рассказывать, что им нужно 500 тысяч фунтов, чтобы начать… Обычно я реагирую так: “Да неужели? А что вы будете делать, если у вас не окажется 500 тысяч фунтов?” На этот вопрос есть правильный и неправильный ответ». Кроме того, Мюррей-Хандли теперь считает, что деньги никогда не должны быть мотиватором: ни для личностного роста («Если честно, я был несчастнее всего, когда заработал больше всего денег»), ни в бизнесе («Речь идет о долгосрочной перспективе, о ценностях, нельзя сосредотачиваться на деньгах»).

Когда бизнес Эльног рухнул, на нее посыпался шквал приглашений выступить на корпоративах. Вскоре она увидела новые возможности решить свои проблемы самостоятельно и в 2008 году опубликовала книгу о своем опыте – «Бизнес-кошмары». Несложно догадаться, какой там сюжет. Сменив работу, она узнала, что ее пример – далеко не единственный: «Сразу после провала бизнеса многие успешные люди, в частности бизнес-леди, которые, как мне казалось, совершенно не знали проблем, связывались со мной и признавались, через какие сложные испытания им пришлось пройти».

Бунтарский ген

В 2010-м Шикхар Гош, старший преподаватель Гарвардской школы бизнеса, заявил, что от 30 до 40% предприятий терпят неудачу. Неудивительно, что кругом полно самодовольных, но втайне переживающих перманентный стресс предпринимателей, которые отчаянно скрывают свои проблемы, – в конце концов, им просто не хочется пугать инвесторов, кредиторов и поставщиков.
Возможно, помалкивать о неудачах – заманчивый выход, но Эльног считает, что подобные секреты лишь вредят делу: «Если вы не рассказываете никому о своих проблемах, значит, вы ни с кем не совету­етесь. Я всегда говорю, что как только у вас появляется проблема – а времени у вас гораздо меньше, чем вы думаете, – нужно немедленно найти лучших консультантов». Стритер согласна: разговоры вокруг банкротств должны стать более честными и открытыми. «В противном случае всегда будут люди, которые, как я, запускают стартапы, наивно полагая, что не могут потерпеть неудачу, и потом, когда дела идут плохо, испытывают сильнейший шок».

Стритер, Эльног и Мюррей-Хандли объясняют свое умение восстанавливаться после крупных неудач наличием определенных общих черт характера. «Я очень независимый, я не принимаю “нет” за ответ», – говорит Мюррей-Хандли. «Я верю в себя», – говорит, в свою очередь, Стритер, признавая, что она «немного бунтарь» и не любит, когда ей указывают, что делать. Согласно докладу о богатстве Wealth Insights, подготовленному Barclays, 34% предпринимателей утверждают, что неудача мотивировала их попробовать снова, тогда как среди «непредпринимателей» эта цифра достигла лишь 19%. Это немного странная статистика, но она позволяет на инстинктивном уровне понять, что предприниматели, как правило, настойчивы, склонны неординарно мыслить и рисковать и хорошо приспособлены к преодолению трудностей.

Период восстановления

Конечно, после банкротства помимо психологических преград возникают и вполне физические. В Великобритании период банкротства длится один год, и за это время накладываемые ограничения включают в себя запрет на заимствование суммы, превышающей 500 фунтов, а также запрет на управление компанией. Плюс к этому начинают происходить мелкие унижения: Мюррей-Хандли хорошо помнит, как он не мог воспользоваться кредитной картой, чтобы забронировать отель.
Мюррей-Хандли говорит, что ему потребовалось три года, чтобы «выучить урок» как следует, но Стритер, которая не считает свое банкротство следствием потери контроля над собой, одобрила бы смягчение закона о банкротстве: «Большинство людей, прежде чем добиться успеха в бизнесе, потерпят две или три неудачи, так что вероятность банкротства достаточно высока. Очень важно восстановиться как можно скорее».

В любой другой сфере жизни мы признаем, что можно учиться на своих ошибках. И те предприниматели, которые восстановились после банкротства, убеждены, что это правило также касается и бизнеса.



02.04.2013

Источник: SPEAR'S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз


Изнанка провидца

08.12.2023 Savoir Vivre HNWI

13
 

Пилоты частного Gulfstream IV не раз с изумлением наблюдали, как владелец этого бизнес-­джета размером с коммерческий лайнер и по совместительству один из самых богатых людей в мире, приехав на взлетное поле за рулем машины, сам доставал чемоданы из  багажника, чтобы передать их экипажу. На свои 30 млрд долларов он мог бы купить тысячу таких джетов, но мало что нравилось ему больше, чем бесплатная рубашка для гольфа, подаренная хорошим другом. Большую часть времени он проводил в своей родной Омахе, его будни проходили вокруг заседаний совета директоров и поездок к друзьям, – эти события были неизменны и регулярны, как фазы Луны. Этот мужчина в неприметном сером костюме, который топорщится жесткими складками, – легендарный Уоррен Баффетт. Недавно в издательстве «Бомбора» вышла посвященная ему книга «Баффетт. Биография самого известного инвестора в мире». Примечателен не только главный герой, но и автор – Элис Шредер не писатель, а финансовый аналитик. Шесть лет она изучала акции Berkshire Hathaway и все эти годы интервьюировала Баффетта. Результатом стало довольно откровенное жизнеописание, которое рисует внутренний мир Баффетта едва ли не столь же выпукло, как И картину его финансов и инвестиционных стратегий. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.